Урок на тему: «Значение и охрана птиц. Происхождение птиц». Значение охрана птиц происхождение птиц Значение и охрана птиц презентация

Птицы играют важную роль в природных экосистемах. Растительноядные птицы питаются плодами, семенами, вегетативными частями растений. Однако роль разных птиц этой группы в природных сообществах различна. Зерноядные птицы поедают значительную часть семян и плодов растений. Многие виды запасают плоды и семена, переносят их на значительные расстояния. Теряя их в пути, они способствуют расселению растений. Мелкие тропические птицы, например колибри и нектарницы , опыляют растения.

Велика роль насекомоядных птиц. Они выполняют исключительно важную роль контроля за численностью популяций насекомых. В естественных природных сообществах птицы поедают множество насекомых, снижая их разрушительную деятельность. Особенно полезную роль играют насекомоядные птицы в садах, скверах и парках.

Поэтому человек охраняет и привлекает птиц, развешивая искусственные гнездовья – синичники, скворечники, дуплянки (рис. 187). Их занимают насекомоядные птицы-дуплогнездники: большая синица, лазоревка, мухоловка-пеструшка .

В наиболее суровые и бескормные периоды зимы птицы нуждаются в подкормке. Нужно позаботиться, чтобы на птичьей кормушке всегда был корм: семена и плоды дикорастущих растений, семена подсолнечника, крошки белого хлеба. Если регулярно подкармливать птиц до самой весны, можно добиться того, что они останутся здесь на гнездование. Следите, чтобы случайно на птичью кормушку не попала соль. Это яд для птиц!

Охотничье-промысловые птицы. Некоторые птицы не утратили своего значения как промысловых животных. Обычно охотятся на крупных птиц: из водоплавающих – на гусей и уток ; из боровой дичи – на рябчиков, тетеревов, глухарей . Важное значение для жителей северных районов имеет промысел белой куропатки . Издавна имела значение спортивная охота. С чисто спортивным интересом связана охота на небольших вертких в полете куликов: вальдшнепа и бекаса – во время их токовых полетов, когда они на тяге со своеобразными звуками в утренние или вечерние часы пролетают над лесными полянами. Сейчас из-за избыточного промысла (перепромысла) число объектов спортивной охоты и охотничьих птиц резко сократилось.

Для сохранения дичи издавна существуют правила охоты, включающие регламент сроков и объектов охоты. Полностью исключена охота в гнездовое время. Запрещена охота на виды, численность которых резко сократилась, на виды, включенные в Красные книги.

Домашние птицы. Приручение птиц произошло в глубокой древности (рис. 188). Предком всех современных пород домашних кур был один вид – банкивская , или кустарниковая, курица , распространенная в лесах Юго-Восточной Азии. Одомашнивание произошло в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. В Европу куры завезены в античное время. Кур разводят для получения мяса, яиц и перьев. Есть бойцовые петухи и декоративные куры. В процессе одомашнивания значительно возросла продуктивность кур. Если дикие банкивские куры откладывают 12-15 яиц в год, то современные яйценосные породы – 200-300 яиц и при этом несутся почти ежедневно. Таковы породы леггорн , разводимые во многих европейских странах и США, и выведенные от них русские белые . Леггорны утратили инстинкт насиживания. Выведены общепользовательные породы, от которых получают и мясо, и яйца. В России разводят юрловских голосистых и первомайских кур . Масса тела юрловских кур достигает 4 кг, в то время как банкивская курица имеет массу около 800 г.

В птицеводческих хозяйствах кур разводят на промышленной основе. Здесь действуют крупные птицефабрики, где содержат сотни тысяч кур, от которых получают миллионы яиц в год. При клеточном содержании несушки находятся на решетчатом полу с наклоном. Снесенное яйцо по наклону выкатывается на наклонный желоб. После проверки яйца укладывают в специальные ящики и отправляют на продажу. На птицефабрике имеются инкубатор (аппарат для искусственного разведения птиц из яиц) и помещение, в котором выращивают цыплят.

Значительное место среди сельскохозяйственных птиц занимают домашние утки. Выведены они от дикой утки кряквы , широко распространенной в Евразии и Северной Америке. Уток разводят у водоемов. Наибольшее распространение получили породы пекинских уток, московских белых, украинских . Они быстро растут и к осени достигают массы более 2 кг (рис. 189).

Домашние гуси произошли от дикого серого гуся (европейские породы) и от сухоноса (китайские породы). Индейки были одомашнены в Центральной Америке. Домашние индейки сравнительно быстро растут: индюки достигают массы 10-35 кг, индейки – 5-11 кг. Эти птицы откладывают 100-150 яиц за один сезон.

Б-7 Урок 56. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Цели:

1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.
2) воспитание научного мировоззрения, бережного отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.
3) продолжить развитие навыков работы с учебником, дополнительной литературой, краеведческим материалом; навыков мышления; умение делать анализ и синтез; умение делать выводы.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Беседа по вопросам:
  1. Какие черты внешнего строения характерны для представителей надотряда Пингвины?
  2. Чем отличаются представители надотряда Страусовые?
  3. Какие черты приспособленности к среде обитания имеют водоплавающие птицы?
  4. Какие основные черты сходства птиц леса?
  5. Почему на лапах гусей и уток имеются плавательные перепонки, а на лапах аистов и цапель их нет?
  6. Как дятлы приспособлены к жизни на деревьях и как они добывают пищу?
  7. Какие приспособления к холодной и снежной зиме имеются в покровах ног у птиц северных лесов (у тетерева, рябчика)?
  8. Почему насекомоядные и зерноядные птицы имеют различное строение клюва?
  9. Почему ласточки в пасмурную погоду держатся ближе к земле?
  10. Почему у ястреба-тетеревятника и у сороки ноги и клювы имеютразличное строение?
  11. Приведите примеры.
  1. По очереди предлагаю названия птиц, а вы должны назвать экологические группы:

1. глухарь - растительноядные,

2. ворона – всеядные

3. дятел – насекомоядные,

4. орел – хищник дневной,

5. гусь – водоплавающие,

6. тетерев – растительноядные

7. сорока – всеядная,

8. лебедь –– водоплавающие

9. филин – хищник ночной

10. клест – растительноядные

11. утка –– водоплавающие

12. фазан – растительноядные

13. ласточка – насекомоядные

14. чайка – водоплавающие

15. курица – всеядная.

3) Чьи это лапы?

1 – цапля (болотная птица)
2 – скопа (крючковатые когти)
3 – дикая утка
4 – дятел
(скалолазающие)
5 – ворона (древесные)

По форме птичьей лапы можно судить об образе жизни ее обладателя. У хищников грозные крючковатые когти; у водоплавающих перепонки; у болотных птиц – длинные узкие пальцы; а у дятлов и попугаев одна пара пальцев обращена вперед, а другая – назад. У всех прочих птиц назад обращен один первый палец для удобства ходьбы и сидения на ветке.

  1. Чьи это клювы?

(дятел, утка, цапля, клест, пеликан, сокол, синица, попугай)

  1. «Живые синонимы».

Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми.

Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).

Мудрый, как … (ворон)

Задиристый, как … (петух)

Вороватый, как … (сорока)

Важный, надутый, как … (индюк)

Длинноногий, как … (цапля)

Глазастый, как … (филин)

Взгляд хищный, как у … (ястреба)

Взгляд зоркий, как у … (сокола)

Нос с горбинкой, как у … (орла)

Нос приплюснутый, как у … (утки)

Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)

Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава)

3. Подготовка к изучению нового материала: На фоне голосов птиц - стихотворение:

Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, перелесках,
Так сказать, птичье царство...
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички...
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?
Стоит в лес углубиться -
И уже как не дома:
Словно мы за границей -
Незнакомые лица,
Языки незнакомы.
Как слепые плутаем,
Будто глухи отроду.
И еще утверждает,

Мы изучили внешнее и внутреннее строение птиц, размножение и развитие, сезонные изменения и годовой жизненный цикл. Познакомились с многообразием птиц. Все ли мы теперь знаем о птицах? Что мы сегодня будем изучать?

ТЕМА УРОКА, ЗАДАЧИ.

1) Значение птиц в природе.

Учитель - птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд. птиц. Давайте подумаем, какова же роль птиц в природе.

  1. Ограничивает рост растений.
  2. Опыление цветковых растений.
  3. Распространение семян.
  4. Цепи питания.
  5. Санитары.

Вывод : птицы необходимы в природе для поддержания баланса.

2) Значение птиц в жизни человека. Это значение не меньше, чем в природе.

  1. Промысловые и домашние птицы.
    мясо, жир, яйца, («ласточкины гнезда» - Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы.)
  2. Пух (морская утка – гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников).
  3. Удобрения (гуано).
  4. Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки).
  5. Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных. КАК ПРИВЛЕЧЬ ПТИЦ???
  6. Эстетическое и научное значение.
  7. Украшения.

3. Учитель. Продолжается урок, мне хотелось бы прочесть строки поэта К.В. Авилова:

Вы услышите сквозь грохот столетий.
Вашу кровлю минует беда,
Если новой весной на рассвете
Белый аист вернется сюда.

К сожалению, птицам грозит беда – они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения.

Причины следующие: КАКИЕ???

1. Изменение места жительства, вырубка лесов распашка степей, осушение болот (беркут, дрофа) – 30% видов. Дрофа в 50-е годы прошлого века в большом количестве обитала в степях; при использовании земель эти птицы перестали гнездиться и тем самым сократили резко свою численность. В настоящее время дрофы взяты под охрану.

2. Безмерный промысел.

Полярная утка-гага, имеющая самый теплый пух, весной устилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают этот пух для своих целей, убивают взрослых птиц. Сейчас гаги занесены в Красную Книгу, находятся под охраной государства в Кандалакшском заповеднике.

В начале 20 века среди модниц особым шиком считалось иметь платье из перьев колибри и шляпки, украшенные этими птичками; в XVII–XVIII веках модными были шляпы, украшенные перьями страусов. В результате миллионы птиц стали жертвами моды.

3. Уничтожение домашними животными. В эпоху географических открытий люди переселялись на другие материки, острова, завозя вместе с собой своих домашних питомцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках пищи, а иногда и жилья, разрушали гнезда, норы птиц, поедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Так на островах и в Австралии обитало множество нелетающих птиц. Кошки явились причиной исчезновения 20% видов птиц этих мест.

4. Болезни, завезённые человеком. Вместе с людьми и их питомцами на вновь открытые земли переселялось множество инфекций, подавляющее большинство из которых оказалось губительным для животных этих земель.

5. Загрязнение окружающей среды.

В настоящее время в цепи питания животных, в том числе и птиц, вошло множество ядовитых веществ: ДДТ (дуст), тяжелые металлы (ртуть, свинец и т. д.), повышенное содержание радиоактивных нуклидов и т.д. Все вещества, постепенно накапливаясь в организмах животных, вызывают у них хронические заболевания, мутации и уродства у потомства. Так, например, ДДТ уже обнаружен в яйцах пингвинов; ртуть, накапливаясь в организме водоплавающих птиц (гуси, утки), вызывает слепоту и другие увечья.
4. История исчезновения некоторых птиц.

Моа – острова Новой Зеландии. Вес птицы достигал 300 кг. Переселенцы выжигали заросли тростника по берегам водоемов, в котором обитали птицы; в огне погибали кладки яиц, птенцы, взрослые птицы. Постепенно эти птицы исчезли совсем.
- На острове Маврикий обитала слабо летающая птица дронт. Её размеры с гуся (до 20 кг). Вкусное мясо дронта явилось причиной его гибели. Последняя птица погибла в 1688 году.

В США обитал каролинский попугай, люди уничтожили его. Последняя птица погибла в 20- е годы в штате Флорида.

Особенно страшна история исчезновения странствующего голубя, тоже обитавшего в США. В начале XIX века насчитывалось от 3 до 5 млрд. особей. Были зарегистрированы стаи, включающие в себя до нескольких тысяч птиц – они пролетали над населёнными пунктами в течение нескольких часов. Правительство разрешило массовый отстрел этих птиц. Люди убивали голубей из ружей, пушек, добивали камнями и палками, травили собаками. Через 2 – 3 года количество странствующих голубей резко уменьшилось, но мер по охране принято не было. В 1899 году был застрелен последний странствующий голубь. В 1914 году умерла последняя птица, обитавшая в зоопарке города Цинциннати (там установлена мемориальная доска).

5. Охрана и привлечение птиц.
Для охраны животного и растительного мира используют разные меры.

1) Международные организации:
ГРИНПИС;
МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.
СИПО – Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.

2) Красная Книга – список животных и растений, нуждающихся в охране.

  1. Исчезающие виды – специальные меры для сохранения.
  2. Уязвимые виды – численность резко сократилась.
  3. Редкие виды – ограниченная численность, могут исчезнуть даже от случайной причины.
  4. Неопределённые виды – нет точной информации о численности.

В 1974 году приказом по Министерству сельского хозяйства СССР была создана Красная Книга СССР, в числе редких видов в неё вошли 65 видов птиц.
Чёрная Книга – список исчезнувших видов животных и растений.

6. РАБОТА С КРАСНОЙ КНИГОЙ

3) Заповедники.

Орнитологические:

1. Кандалакшский (1932 год) – гага, лебедь-кликун.

2. Кызыл – Агаджский (Каспий) – колпица, султанка, каравайка, краснозобая казарка, фламинго, турач.

3. Астраханский заповедник им. В. И. Ленина (1919 год). Под охраной и наблюдением находятся 230 видов птиц:

84 вида – гнездятся;
105 – периоды миграций и зимовок;
40 – нерегулярно залетают;
48 – водно-болотный комплекс.

27 видов птиц занесены в Красную Книгу России – лебедь-шипун; серая, желтая, большая и малая белые, египетская цапли; кваква, каравайка, колпица, баклан, розовый и кудрявый пеликаны, балобан, орлан-белохвост, скопа, стрепет, ходулочник, султанка, стерх, дрофа, фламинго, чёрный аист и другие.

4. Острова Врангеля – белый гусь.

5. Окский, Печёро – Илычский – хищные птицы;

6. Лапландский, Центрально-лесной, Баргузинский – лесные тетеревиные.

Черноморский – чайковые, голенастые.

Вопрос: предложить свои меры по охране птиц:

1. Не разорять гнёзд.
2. Не кричать в лесу.
3. Соблюдать правила отстрела.
4. Не брать яйца и птенцов из гнезда.
5. Устраивать кормушки.
6. Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.

7. Происхождение птиц.

8. Подведение итогов урока.

Вопросы – итоги:

  1. почему нужно охранять птиц;
    2) причины исчезновения птиц.

ЗАДАНИЕ НА СЛАЙДАХ.

Домашнее задание: § 50. Домашние птицы.

О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен. Тема птиц нашла свое отражение и в устном народном творчестве: потешках, скороговорках, прибаутках, пословицах и поговорках

Значение птиц В природе Живут везде Цепь питания Регулируют численность насекомых, мелких грызунов Распространение семян Опыляют цветы В жизни человека Уничтожают вредителей сельского хозяйства Уничтожают грызунов Промысловая и спортивная охота Птичий помет, удобрение Пух, мясо, яйцо

Птицы красной книги Розовый пеликан.

Птицы красной книги Занесен в Приложение 1 Боннской Конвенции, Приложение 2 Бернской Конвенции, Приложение соглашения, заключенного Россией с Индией об охране мигрирующих видов. Охраняется на оз. Маныч-Гудило в филиале Черноземельского заповедника, в Дагестанском и Астраханском заповедниках, в республиканском заказнике Маныч-Гудило и заказнике Чограйский в Калмыкии.

Птицы красной книги Утка Мандаринка

Птицы красной книги Утка Мандаринка. Занесена в Красный список МСОП-96, Приложение 2 Боннской Конвенции, Приложения двусторонних соглашений, заключенных Россией с Японией и Республикой Корея об охране мигрирующих птиц. Небольшая часть популяции охраняется в заповедниках Кедровая Падь, Уссурийском, Лазовском, Сихотэ-Алиньском, Большехехцирском и Хинганском.

Птицы красной книги Красноногая говорушка

Птицы красной книги Красноногая говорушка. Занесена в Красный список МСОП-96, Приложение соглашения, заключенного Россией с США об охране мигрирующих птиц. Гнездовые колонии сохраняются в созданном в 1993 г. Командорском государственном заповеднике.

Птицы красной книги Белоспинный Альбатрос

Птицы красной книги Белоспинный Альбатрос Занесен в Красный список МСОП-96, Приложение 1 СИТЕС, Приложение 1 Боннской Конвенции, Приложения двусторонних соглашений, заключенных Россией с Японией и США об охране мигрирующих птиц.

Птицы красной книги Белоклювая Гагарка

Птицы красной книги Белоклювая Гагарка Занесена в Приложения двусторонних соглашений, заключенных Россией с Японией, США, Республикой Корея и КНДР об охране мигрирующих птиц. Охраняется в ряде арктических заповедников.

Птицы красной книги Черный Аист включён в Красную книгу России (категория 3), Красные книги Саратовской области и Республики Татарстан. Потенциальные места гнездования входят в состав Сурского федерального зоологического заказника и Новочеремшанского государственного охотничьего заказника.

Древние птицы – археоптерикс

задание 1.Назовите птиц 2.Назовите среду обитания и приспособленность (экологическая группа) 3.Назовите роль и значение птицы

задание 1.Назовите птицу 2.Назовите среду обитания и приспособленность (экологическая группа) 3.Назовите роль и значение птицы

Домашнее задание: § 50. Домашние птицы. О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен. Тема птиц нашла свое отражение и в устном народном творчестве: потешках, скороговорках, прибаутках, пословицах и поговорках (творческое задание к следующему уроку: учащиеся должны найти художественные произведения, поговорки, пословицы, где говорилось бы о птицах).


Тема урока: Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Цель урока: выяснить происхождение и изучить значение птиц и меры по их охране.

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Сформировать знания: о роли птиц, обосновать необходимость их охраны и происхождение от пресмыкающихся.

Сформировать умения:

Определить черты сходства и отличия птиц с пресмыкающимися;

Объяснить роль птиц в природе и жизни человека.

По охране птиц

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных Универсальных Учебных Действий. Развивать умения по осуществлению поиска нужной информации.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,

вызвать удивление уникальностью строения и значения птиц изучаемых отрядов,

сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о птицах.

развитие интереса и познавательных способностей учащихся на основе самостоятельного получения знаний и приобретения опыта познавательной деятельности; прививать навыки коммуникативного общения, воспитание бережного отношения к птицам, правильного поведения в природе.

Тип урока: Уроки «открытия» нового знания.

Методы урока:

Форма организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура урока:

частично - поисковый.

Проектно - исследовательский.

Информационно - технологические ресурсы: учебник, тетрадь, фото птиц, звукозапись «Голоса птиц», красная книга Бурятии, маршрутные листы.

Организация урока: класс разделен на 3 группы.

Интерактивный режим (мо-дульное обучение, проблемно-модульное, проблемное обучение, адаптивное обучение, коллектив-ные способы обучения, проектное обучение, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной

Происхождение птиц.

Роль и значение птиц.

Охрана птиц.

Ход урока:

1. Происхождение птиц.

Деление на группы: Экологические группы птиц по типу питания.

3 группы - 1 группа Растительноядные (Фитофаги)

2 группа Насекомоядные (энтомофаги)

3 группа Хищные (зоофаги)

Добрый день! Я рада вас приветствоваться сегодня на уроке. Сейчас, ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У вас хорошее настроение? Пусть оно сохранится до конца нашего урока.

Проблема. Слайдовая презентация по экологическим проблемам птиц: нефть, браконьерство…..

Ребята. А какая тема нашего урока, о чем мы будем говорить………….

Правильно ребята. И сегодняшний урок посвящен птицам, тема нашего урока «Значение и охрана птиц. Происхождение птиц ».

А знаете ли вы ребята, что ежегодно 1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц (International Birds Day) - интернациональный экологический праздник. Он возник в США в 1894 году.
Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в 19 веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву. Уже в то время в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций.

Ребята вы разделены на 3 группы, по классификации птиц по типу питания. (перечисление групп).

Обратите внимание на навигаторы.

1 задание: Характеристика экологической группы птиц. (__1 мин)

2 задание: Происхождение птиц. Ребята, представьте себя в роли ученых - орнитологов (орнитология - наука о птицах) и выдвиньте гипотезу о происхождении птиц (произошли от пресмыкающихся.

Ребята отправимся в виртуальное путешествие во времени (ролик видео) посмотрите внимательно, после просмотра вам предстоит выполнить задание. (1 мин 37сек)

Теперь ребята приступаем к выполнению задания № 2. (1 мин)

2 задание: Происхождение птиц.

1 группа: причины появления птиц.

2 группа: выявить черты сходства между пресмыкающимися и птицами.

3 группа: выявить отличия между пресмыкающимися и птицами.

Черты сходства птиц с рептилиями:

Сухая кожа, лишенная желез

Кожные роговые образования (перья-видоизмененные роговые чешуйки, роговые щитки на ногах)

Наличие клоаки

Сходство в строении яиц

Самостоятельная работа с текстом параграфа 50. Заполнить таблицу.

Вывод по этапу: ребята к какому выводу мы пришли? (ответы детей), что птицы произошли от пресмыкающихся, что доказывает существование переходной формы археоптерикса. То есть наша гипотеза верна.

Роль и значение птиц.

(Слайд) Ребята у вас на столах карточки, где изображены рисунки, фотографии, в которых существует логическая связь. С изображениями на этих карточках вы работаете по часовой стрелке, а в центре под цифрой 5 закодирован вывод. (3 мин)

Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

Ответы детей (1 минута)

Дети формулируют выводы. Ребята скажите к чему вы пришли и что у нас получилось. Огромную роль играют птицы.

А как можно связать птиц с приближающимся праздником 70- летия Победы в Великой отечественной войне? (ответы детей) (Слайд).

Ответ: Почтовый голубь, который разносил письма.

Какое у вас ребята настроение. Ребята давайте послушаем пение птиц.

Охрана птиц.

Презентация: О вырубке леса, пожары, вспашка полей, осушение болот, загрязнение окружающей среды, браконьерство.

(Слайд) За 20 век исчезло более 70 видов птиц. (дронд, бескрылая гагарка, лабрадорская гага, моа, странствующий голубь, стеллеров баклан).

Исчезли они как вы думаете………..(ответы детей) с лица земли по вине человека. Крупных хищных птиц отлавливают для продажи (), если потревожить гнездовья птиц, то хищные птицы бросают в свои гнезда.

От чего исчезновение птиц продолжается и в настоящее время.

Человек для охраны птиц принимает определённые меры (спросить у детей)

Создание природоохранных организаций. Например Гринпис (зеленый мир, Международная независимая неправительственная экологическая организация)

Красная книга

Заповедники.

На доске вы видите фотографии птиц, как вы думаете, что их объединяют?

Где можно их встретить? (ответ: на территории Бурятии)

Птицы занесены внесены в Красную книгу.
В республике Бурятии __75 видов_птиц занесены в Красную книгу Бурятии.

Ребята, какой вклад вы можете внести в охрану птиц.

3 задание: какие предложения вы можете внести в целях охраны и привлечения птиц. (на подготовку 3 мин и защита 1 мин)

Форма защиты вашей работы произвольная на вашу фантазию.

Меры по охране

Не кричать и не шуметь, во время гнездования.

Не разорять гнезда.

Нет браконьерству.

Развешивать скворечники, кормушки.

В зимнее время кормить птиц.

Давайте ребята поделимся своими впечатлениями и теми знаниями, которые вы получили на нашем уроке.

д/з: ответить на вопрос: Почему голубь является символом мира?

Спасибо ребята за урок!

Итог урока: Спасибо ребята!

1. Какова роль растительноядных птиц в природных экосистемах?

Растительноядные виды питаются плодами, семенами, вегетативными частями растений. Роль разных птиц этой группы в природных сообществах различна. Зерноядные птицы поедают много семян и плодов растений. Иногда они запасают плоды и семена, иногда переносят на значительные расстояния. Теряя их, они способствуют расселению растений. Мелкие тропические птицы - колибри и нектарницы опыляют растения.

2. Расскажите о значении насекомоядных птиц в природе.

Они играют исключительно важную роль, поедая множество насекомых, регулируя их численность в природных сообществах. Большую услугу человеку оказывают насекомоядные птицы, уничтожая вредителей в садах, скверах и парках. Они снижают разрушительное воздействие насекомых на растения в лесопосадках, лесных хозяйствах и на полях, в садах и огородах.

3. Назовите два-три вида промысловых птиц. Где они обитают, какой образ жизни ведут?

Гуси и утки; куриные птицы; рябчик, тетерев и глухарь. Они обитают в Сибири, в Европе, на побережьях Крайнего Севера.

4. Охарактеризуйте две-три породы домашних птиц. Какую продукцию от них получают? Где и как их разводят? .

Значительное место среди сельскохозяйственных птиц занимают домашние утки. Выведены они от дикой утки кряквы, широко распространенной в Евразии и Северной Америке. Уток разводят у водоемов. Наибольшее распространение получили породы пекинских уток, московских белых, украинских.

  • Кур разводят для получения мяса, яиц и перьев. Есть бойцовые петухи и декоративные куры. В процессе одомашнивания значительно возросла продуктивность кур.
  • Индейки были одомашнены индейцами в Центральной Америке. Домашние индейки быстро растут, достигая массы от 10-35 кг (самцы) до 5-11 кг (самки). Они откладывают 100-150 яиц за один сезон.

5. Назовите основные сходные признаки у птиц и пресмыкающихся.

Сходство птиц и пресмыкающихся заметно как во внешнем, так и во внутреннем строении. У тех и других сухая кожа, лишенная желез, множество кожных роговых образований: роговые щитки и когти на ногах, роговые чехлы на челюстях. Перья развиваются из тех же самых эпителиальных зачатков, что и роговые щитки пресмыкающихся. У тех и других имеется клоака - последний отдел пищеварительной системы, в который открываются и мочеточники, и протоки половых желез. Большое сходство существует и у эмбрионов птиц и пресмыкающихся.

6. Рассмотрите рисунок 189. Назовите особенности строения археоптерикса. Сравните его с современной птицей. В чем их различия?

Тело его было покрыто перьями, которые даже в мельчайших деталях были похожи на перья современных птиц. Передние конечности представляли собою крылья, на концах которых находилось по три длинных пальца с когтями. Киля на грудине не было. Кости были тяжелыми, поэтому считают, что археоптерикс не летал, а лазил по ветвям и мог планировать, перепрыгивая с одной ветки на другую. Первоптица обхватывала ветки не только имеющимися на ногах пальцами, три из которых, как и у современных птиц, были направлены вперед и один назад, но и пальцами, расположенными на крыльях. Так же поступают птенцы современных южноамериканских птиц гоацинов." у них сохраняются пальцы на крыльях.

Никаких связей археоптерикса с современными птицами не установлено. Археоптерикс не был прямым предком современных птиц, а был боковой ветвью в их эволюции. Настоящие птицы появились в конце мезозойской эры.

Птицы - пернатые друзья человека. Их роль в природе неоценима. Об их и охране читайте в статье.

Птицы: общая характеристика

Пернатые являются высокоорганизованными теплокровными животными. В природе насчитывается девять тысяч видов современных птиц. Характерными признаками класса являются следующие особенности:

  • Перья.
  • Жесткий клюв из роговицы.
  • Нет зубов.
  • Пара передних конечностей превращена в крылья.
  • Грудная клетка, тазовый пояс и вторая пара конечностей имеют особенное строение.
  • Сердце состоит из четырех камер.
  • Имеется воздушный мешок.
  • Птица насиживает яйца.

Птицы, общая характеристика которых представлена выше, благодаря перечисленным особенностям способны летать. Это и отличает их от других классов животных позвоночных.

Появление на земле

Происхождение птиц объясняется несколькими теориями. По одной из них предполагается проживание пернатых на деревьях. Сначала они перепрыгивали с ветки на ветку. Потом скользили, затем совершали небольшие перелеты в пределах одного дерева и наконец научились летать в открытом пространстве.

Другая теория предполагает, что происхождение птиц связано с предками пернатых, которые были рептилиями с четырьмя ногами. Эволюционируя, чешуйки становились перьями, что позволяло рептилиям совершать прыжок, пролетая небольшое расстояние. Позже животные научились летать.

Происхождение пернатых от рептилий

Опираясь на эту теорию, можно сказать, что предками птиц тоже были ползающие рептилии. Сначала их гнезда были на земле. Это привлекало хищников, которые постоянно уничтожали гнезда вместе с птенцами. Заботясь о своем потомстве, рептилии поселились в гуще ветвей деревьев. Одновременно с этим на яйцах стала образовываться твердая скорлупа. До этого они были покрыты пленкой. Вместо чешуи появились перья, которые служили источником тепла для яиц. Конечности стали длиннее и покрылись оперением.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся очевидно, как считают ученые. Предки пернатых начинают заботиться о своем потомстве: они кормят птенцов в гнезде. Для этого твердую пищу дробили на мелкие кусочки и вкладывали ее в клювики малышей. Обладая способностью летать, первобытные птицы древнего периода времени могли лучше защищаться от нападения своих врагов.

Предки - водоплавающие птицы

Происхождение птиц, согласно еще одной теории, связано с их водоплавающими собратьями. Своему существованию данная версия обязана останкам древних пернатых, которые были найдены в Китае. По мнению ученых, они были водоплавающими и жили более ста миллионов лет тому назад.

Согласно теории, птицы и динозавры жили вместе шестьдесят миллионов лет. Среди находок были перья, мышцы, перепонки. Исследуя останки, палеонтологи сделали такое заключение: предки древних птиц плавали. Чтобы добыть пищу из воды, они ныряли.

Если изучать происхождение птиц, сходства между ними и представителями других классов найти нетрудно. Оперение является самой заметной особенностью внешнего вида пернатых. У других животных перьев нет. Это отличие пернатых от других животных. следующие:

  • Пальцы ног и цевка у многих птиц покрыты чешуйками из роговицы и щитками, как у пресмыкающихся. Значит, чешуя на ногах может заменять перья. Характерно, что зачатки перьев у птиц и пресмыкающихся не отличаются. Только у птиц потом развиваются перья, а у пресмыкающихся - чешуя.
  • Исследуя происхождение птиц, особенности в сходстве которых с пресмыкающимися невероятные, ученые определили, что более заметным является челюстной аппарат. Только у птиц он превратился в клюв, а у пресмыкающихся остался прежним, как у черепах.
  • Еще один признак сходства птиц и пресмыкающихся - скелетное строение. Череп и позвоночник сочленяются только одним бугорком, расположенным в затылочной области. Тогда как у млекопитающих и амфибий в этом процессе задействованы два бугорка.
  • Расположение тазового пояса птиц и динозавров одинаковое. Это видно по скелету ископаемого. Такое расположение связано с нагрузкой на кости таза при ходьбе, так как в удержании тела задействованы только задние конечности.
  • У птиц и пресмыкающихся сердце четырехкамерное. У некоторых рептилий перегородка камер бывает неполной, и тогда артериальная и венозная кровь смешиваются. Таких пресмыкающихся называют хладнокровными. У птиц более высокая организация, по сравнению с рептилиями, они теплокровные. Это достигается устранением сосуда, который несет в аорту кровь из вены. У птиц она не смешивается с артериальной.
  • Еще одна похожая особенность - насиживание яиц. Это характерно для питонов. Они откладывают около пятнадцати яиц. Змеи сворачиваются калачиком над ними, образуя своеобразный полог.
  • Больше всего птицы похожи с пресмыкающимися эмбрионами, которые в первой стадии своего развития похожи на рыбообразные существа с хвостами и жабрами. Это делает похожим будущего птенца на других позвоночных в ранних стадиях развития.

Отличия птиц от пресмыкающихся

Когда палеонтологи изучают происхождение птиц, они сравнивают факты и находки, собранные по крупицам, и выясняют, чем птицы схожи с пресмыкающимися.

В чем их различия, читайте ниже:

  • Когда у птиц появилось первое крыло, они стали летать.
  • Температура тела пернатых не зависит от внешних условий, она всегда постоянная и высокая, тогда как рептилии засыпают на время холодов.
  • У птиц многие кости сращены, они отличаются наличием цевки.
  • У пернатых имеются воздушные мешки.
  • Птицы строят гнезда, высиживают яйца и вскармливают птенцов.

Первоптицы

В настоящее время найдены ископаемые остатки древних птиц. После тщательного исследования ученые пришли к выводу, что все они относятся к одному виду, жившему сто пятьдесят миллионов лет тому назад. Это археоптериксы, что в переводе означает «древнеперые». Их отличие от сегодняшних пернатых настолько очевидно, что археоптериксов выделили в отдельный подкласс - ящерохвостые птицы.

Мало изучены древние птицы. Общая характеристика сводится к определению внешнего вида и некоторых особенностей внутреннего скелета. Первоптица отличалась небольшим размером, примерно как современная сорока. Передними конечностями у нее были крылья, концы которых заканчивались тремя длинными пальцами с когтями. Вес костей большой, поэтому древняя птица не летала, а лишь ползала.

Место обитания - прибрежные территории морских лагун с густой растительностью. Челюсти имели зубы, а хвост - позвонки. Между археоптериксом и современными птицами никакие связи не установлены. Первоптицы не являлись прямыми предками наших птиц.

Значение и охрана птиц

Происхождение птиц имеет огромное значение в биогеоценозах. Птицы являются составной частью биологической цепочки и участвуют в круговороте живого вещества. Питанием растительноядных пернатых являются плоды, семена зеленая растительность.

Разные птицы играют разную роль. Зерноядные - поедают семена и плоды, отдельные виды - запасают их, перенося на большие расстояния. По дороге к месту хранения семена теряются. Так происходит расселение растений. Некоторые птицы обладают способностью опылять их.

Велика роль в природе Они контролируют численность популяций насекомых, поедая их. Если бы не было птиц, разрушительная деятельность насекомых была бы непоправимой.

Человек, по мере своей возможности, охраняет птиц и помогает им выжить в суровые зимы. Люди повсюду развешивают временные гнездовья. В них поселяются синицы, мухоловки, лазоревки. Зимние периоды характеризуются отсутствием природного корма для птиц. Поэтому пернатых следует подкармливать, наполняя гнездовье мелкими плодами, семенами, крошками хлеба. Отдельные птицы относятся к промысловым видам: гуси, утки, рябчики, глухари, тетерева. Их ценность для человека велика. Спортивный интерес представляют вальдшнепы, кулики, бекасы.

Из глубины веков: тело и ноги археоптерикса были покрыты длинными перьями, три с половиной сантиметра. Можно предположить, что ногами птица не размахивала. Перья достались по наследству от предков, которые жили в более древние времена и при полете использовали все четыре крыла.

Сегодня: заполняя гнездовье птиц кормом, нужно следить, чтобы соль туда не попала. Она является белым ядом для пернатых.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: