Регистрация ккт в налоговой году. Как зарегистрировать онлайн-кассу. Можно ли воспользоваться привычным регламентом регистрации

Обратите внимание, с 15 июля 2016 года вступил в силу закон об онлайн-кассах (ФЗ № 290 от 03.07.2016), согласно которому большинство компаний и ИП должны перейти на новые кассовые аппараты с 2017 года.

Осуществить регистрацию ККТ без функции онлайн-передачи, по правилам, указанным в настоящей статье, возможно только до 1 февраля 2017 года (с правом работы на такой кассе до 1 июля 2017 года).

С 1 февраля до 1 июля 2017 года зарегистрировать можно только онлайн-кассу. В указанный период, ООО и ИП должны перейти на новые аппараты. При этом, допускается перерегистрация (снятие с учета) старых ККТ.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО

Использование кассового аппарата в предпринимательской деятельности регламентируется нормами Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54 – ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» .

В соответствии с ФЗ № 54 от 22.05.2003, ИП и ООО, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами или принимающие банковские карты, обязаны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ).

Тем не менее, существует ряд исключений, которые позволяют некоторым индивидуальным предпринимателям и организациям вести бизнес без применения кассового аппарата:

По результатам проведенного эксперимента «подопытные» толком ощутить что-нибудь полезное или отрицательное от этой затеи не успели, в свою очередь, «экспериментаторы» решение, о том, что наша страна к подобной практике готова, приняли достаточно быстро.

Таким образом, с апреля 2016 года бизнесмены могли добровольно начать регистрировать в налоговых органах ККТ с функцией передачи данных онлайн. В обязательном же порядке осуществить переход на современные кассы необходимо до 1 июля 2017 года.

Обратите внимание , что данная реформа не обошла стороной и тех предпринимателей, которые на данный момент освобождены от применения кассового аппарата (плательщики ПСН и ЕНВД). Их также обяжут применять онлайн кассы в обязательном порядке. Случится это 1 июля 2018 года.

Штрафы за нарушения применения кассового аппарата

Надзор за правильным использованием контрольно-кассовой техники осуществляют работники Федеральной Налоговой службы, которые, также, вправе выписывать штрафы.

Неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – от 25% до 50% от суммы покупки, но не менее 10 000 рублей.
  • Для юридических лиц – от 75% до 100% от суммы покупки, но не менее 30 000 рублей.

Повторное неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – дисквалификация от 1 до 2 лет;
  • Для ИП и компаний – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отчетность по ККТ и кассовая дисциплина

В процессе использования кассового аппарата необходимо оформлять следующие документы:

  1. Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков (форма КМ-1 ) – оформляется при вводе в эксплуатацию нового кассового аппарата, а также в ситуациях, когда обнулились счетчики ККМ (при замене фискальной памяти или другом ремонте в ЦТО).
  2. Акт о снятии показаний счетчиков (форма КМ-2 ) – оформляется при ремонте кассового аппарата или при его передаче для работы в другую организацию.
  3. Акт о возврате денежных сумм (форма КМ-3 ) – оформляется при возврате денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам (в том числе, по ошибочно пробитым чекам).
  4. Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4 ) – оформляется для учета всех операций по кассовому аппарату. Записи в журнале осуществляет кассир по снятым показаниям Z-отчетов. На каждую кассовую машину заводится отдельный журнал.
  5. Журнал по форме КМ-5 – оформляется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случаях установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта).
  6. Справка отчет кассира-операциониста (форма КМ-6 ) – оформляется кассиром на основании Z-отчета каждый рабочий день (смену). В ней отражаются показания счетчиков ККМ и выручка за день. Отчет вместе с выручкой кассир сдает по приходному кассовому ордеру руководителю организации. В небольших организациях кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка.
  7. Сведения о показаниях счетчиков ККМ (форма КМ-7 ) – применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (является приложением к справке-отчету кассира-операциониста).
  8. Журнал учета вызовов технических специалистов (форма КМ-8 ) – ведет специалист ЦТО, который делает записи о проведенных работах. Журнал хранится у руководителя организации.

    В 2016 году были приняты существенные поправки к федеральному законодательству в сфере кассовой техники. Они устанавливали, что все предприятия и организации, которые за товары, либо выполнение работ и услуг принимают от клиентов наличку, должны применять на новые аппараты. Онлайн-касса с 2017 года кто должен перейти на новую ККТ это, в первую очередь те, кто и раньше использовал кассы и применял упрощенку либо общий режим налогов. Но в добровольном порядке их может использовать любой.

    Онлайн-кассы представляют из себя специальные устройства, которые вместо памяти ЭКЛЗ теперь имеют специальный фискальный накопитель, а также обладают возможностью подключаться к интернету и передавать в налоговую сведения о выбитом чеке. Каждый субъект, который использует онлайн-кассу, должен иметь договор со специальной организацией - оператором ФД, производящим хранение сведений о выбитых чеках и передающем их в налоговую.

    Как и раньше, новые ККА должны иметь на корпусе заводской номер, иметь устройство для печати чека (исключение - специальные кассы для онлайн-магазинов), а также часы для отражения правильного времени.

    Главной целью использования онлайн-касс является полный контроль за всеми кассовыми операциями со стороны налогового органа, что должно обеспечить учет всех продаж и их налогообложение.

    Чек онлайн кассы должен обязательно обладать рядом реквизитов, закрепленных в законе. В частности, он должен содержать перечень товаров или услуг с количеством, ценой и суммой, а также QR-код для проверки чека на сайте налоговой. Также по желанию покупателя, продавец обязан отправлять ему на электронную почту копию только что пробитого чека.

    Внимание! Все аппараты, которые применялись ранее, не обладали таким функциями. Поэтому с 1 февраля их регистрация остановлена, а с 1 июля они вообще запрещены к применению. Тем не менее, разрешено некоторые из ранее использовавшихся кассовых аппаратов доработать, то такие изменения должны быть зафиксированы официально.

    Кто должен применять онлайн кассы с 2017 года

    Онлайн кассы с 2017 года новый закон определяет, что с 1 февраля до 1 июля 2017 года действует переходный период, когда старые кассы еще можно использовать, но поставить на учет либо произвести смену ЭКЛЗ уже нельзя.

    С 1 июля в обязательном порядке должны применять онлайн-кассы субъекты, использующие общий режим и упрощенку. Они обязаны в полной мере фиксировать доход, получаемый наличными деньгами, для целей налогообложения.

    К ним же относятся и продавцы алкоголя. Для них обязательный срок начала использования онлайн кассы сдвинули на 31 марта 2017 года. Кроме этого, с этой даты такой аппарат обязаны будут применять как те, кто и до этого пользовался кассой, так и субъекты на вмененке и патенте, которые от использования кассовой техники были освобождены. Онлайн касса для ИП торгующих пивом также стала обязательна, поскольку пиво и другие коктейли приравняли к алкогольным напиткам.

    Внимание! Онлайн кассы для ИП на и , а также компании на ЕНВД, необходимо будет применять с 1 июля 2018 года. Поэтому пока они могут продолжать деятельность как раньше без каких-либо аппаратов. Данное послабление им дано потому, что при расчете налогов используется не полученный фактически доход, а рассчитанный на основании условных показателей.

    Однако через год и им придется использовать онлайн-кассы, поскольку применяемые ими БСО также необходимо будет пропускать только через такой кассовый аппарат.

    Вступившим в действие законом устанавливается круг лиц, которые освобождаются от использования онлайн-касс. К ним, в частности, будут относиться фирмы и предприниматели, которые осуществляют деятельность в местности без доступа к сети интернет.

    Внимание! Порядок регистрации онлайн кассы у оператора фискальных данных и в налоговой описан в этой статье. Он несколько отличается от регистрации обычных ККТ.

    В каком случае можно не применять онлайн кассы?

    Сегодня закон определяет следующие освобождения от использования онлайн касс:

    • Торговля на не оборудованных рынках;
    • Торговля с транспортных средств;
    • Ремонт обуви;
    • Киоски, продающие газеты и журналы;
    • Арендодатели, которые сдают в наем собственные жилые помещения.

    Внимание! Кроме этого, использования касс необходимо только при платежах наличными деньгами. Если компания или предприниматель осуществляет прием денег только безналично на свой расчетный счет, и фактического оборота наличных денег не имеет, то приобретать онлайн кассу ему не нужно.

    Также дано право не применять новое оборудование кредитным учреждениям, фирмам, работающим на рынке ценных бумаг, а также компаниям, организующим общественное питание в детских садах, школах и других образовательных учреждениях.

    Также могут не покупать онлайн-кассу религиозные организации, продавцы товаров, признанных народным промыслом, продавцы почтовых марок и т. д.

    Если в месте, где планируется использование кассы, отсутствует интернет-связь, то вместо нового аппарата можно использовать старый. Однако такого вида территории будут установлены законодательно и внесены в специальный реестр.

    Льготы при использовании новых ККТ

    В настоящее время в правительстве активно обсуждается законопроект, по которому субъект, использующий ЕНВД или ПСН, при приобретении онлайн-кассы будет иметь право на вычет в размере 18000 руб. Эта сумма будет учитываться при расчете размера обязательного платежа. Вычет в данном размере будет предоставляться на каждую приобретенную кассу.

    Однако использовать право на льготу можно будет только в отношении тех аппаратов, которые были приобретены начиная с 2018 года.

    Законопроект будет предполагать перенос неиспользованной суммы вычета на последующие налоговые периоды. Однако он будет выдаваться только один раз за каждый аппарат, а значит смена режима с ЕНВД на ПСН или обратно не позволит оформить льготу повторно.

    Особенности применения онлайн касс для интернет магазинов

    Еще одной причиной, по которой решено ввести онлайн-кассы, был полный контроль за деятельностью интернет-магазинов. В настоящее время предприниматели часто не регистрируют такие сайты, а прием платежей делают электронными деньгами, что не позволяет отслеживать поступающие денежные средства, а следовательно доходов, затруднительным.

    Поправки к закону теперь вводят обязанность использовать кассовый аппарат при каждом факте продажи товара. При этом онлайн-касса для интернет-магазина должна непросто применяться, а при факте оплаты выдавать покупателю электронный чек.

    В данном случае есть одно исключение - онлайн кассу можно не применять, если оплата за приобретенный товар поступает напрямую на банковский счет фирмы или ИП.

    Также налоговая своим письмом установила, что если на момент введения онлайн-касс владелец интернет-магазина применял ЕНВД или патент, и обладал правом не использовать кассовый аппарат, то это право сохраниться за ним до 1 июля 2018 года, когда для этих категорий плательщиков онлайн-касса станет обязательной.

    Обязанность использовать онлайн-кассу и отправлять покупателю электронный чек распространяется не только на наличные, но также и на оплату банковскими картами и электронными деньгами Webmoney или Яндекс-Деньги.

    Особенностью кассы для онлайн-магазина является то, что она не должна печатать бумажный чек, а только в момент произведения оплаты покупателем отправлять ему электронный. По состоянию на апрель 2017 года такого рода критериям отвечает только один кассовый аппарат – АТОЛ 42 ФС.

    Чек, который должен формироваться аппаратом, не отличается от обычной онлайн-кассы. Необходимо, чтобы в нем присутствовали все определенные законом реквизиты.

    Внимание! Если магазин предоставляет услугу курьерской доставки, то сотрудник должен иметь при себе переносную кассу и в момент получения от покупателя денег выбить ему чек.

    Особенности применения новых ККМ при торговли алкоголем

    Несмотря на то что новым законом предусмотрен постепенный переход на онлайн кассы, для субъектов, торгующих пивом и алкогольной продукцией, использовать такие аппарату нужно уже с 31 марта 2017 года. Такую обязанность устанавливают поправки к закону об алкогольной продукции.

    Новые кассы обязаны использовать все фирмы и предприниматели независимо от того, как именно осуществляется продажа. Это значит, что под его действие попадают даже выносные точки, торгующие пивом.

    Более того, не определяются никакие льготы в зависимости от системы налогообложения, а значит что если предприниматель на ЕНВД или патенте торгует пивом или другим алкоголем, то он обязан использовать онлайн-кассу.

    Необходимо отметить, что в этой части новый закон об алкоголе вступает в противоречие с законом о кассах. Последний, как известно, разрешает на вмененке и патенте начать применять онлайн-кассу с 1 июля 2017 года.

    Однако специалисты считают, что закон по алкоголю, как более специализированный, имеет больший вес над общим законом о кассах. Официальная позиция налогового и других органов до сих пор не опубликована.

    Важно! При выборе аппарата нужно помнить, что кроме передачи чеков в налоговую новая касса должна уметь работать и с ЕГАИС. При этом взаимодействовать с системой теперь обязаны не только реализаторы крепких алкогольных напитков, но и продавцы пива.

    Стоимость перехода на новые кассовые аппараты

    Нормы права требуют, чтобы онлайн кассы со временем были у всех хозяйствующих субъектов. Применение старых касс не допускается. При этом компаниям и ИП дано право модернизировать старые аппарат или же приобрести сразу новые кассы.

    В первом случае многие производители данной техники предлагают целые наборы по модернизации касс. Денежные затраты на такие комплекты могут составлять в зависимости от марки кассового аппарата от 7000 до 15000 рублей.

    При этом усовершенствование предполагает замену ЭКЛЗ фискальным накопителем информации.

    Кроме этого, отдавая предпочтение модернизации кассы, имеет значение количество товаров в номенклатуре и объем операций. При значительных размерах этих показателей целесообразней приобрести новую онлайн-кассу.

    Марка ККА

    Применение

    Ориентировочная цена

    «Атол 30Ф» Рекомендуется к применению в организациях малого бизнеса, где покупателей и заказчиков немного.
    «Viki Print 57 Ф» Торговые места с небольшим количеством покупателей, поддерживает ЕГАИС

    20,5 тыс. р.

    «Атол 11Ф» Подходит для микропредприятий и фирм малого бизнеса с ограниченным числом покупателей, предоставляет возможность применять ЕГАИС, возможно использовать при торговле пивом.

    25,1 тыс. р.

    «Viki Print 80 Plus Ф» Аппарат наделен большим функциональными возможностями, например, отрез чеков в автоматическом режиме. Можно использовать на средних и крупных торговых точках, оснащен ЕГАИС, можно осуществлять торговлю пивом.

    32,0 тыс. р.

    «Атол 55Ф» Онлайн касса оснащена многими функциями, в том числе отрез чеков автоматически, подключение ящика для денег. Ее целесообразнее применять крупным фирмам с большими оборотами наличных платежей.

    Есть ЕГАИС, можно применять при торговле пивом.

    31,0 тыс. р.

    «Атол FPrint-22ПТК» Возможно использование почти во всех отраслях, универсальный набор возможностей. Существует ЕГАИС, поддерживает торговлю пивом.

    33,5 тыс. р.

    «Атол 90Ф» В комплекте с аппаратом идет аккумуляторная батарея, что позволяет ее использовать до 20 часов на точках, где электричество отсутствует. Применяется при развозной и разносной торговле.

    Есть ЕГАИС, можно использовать при реализации пива.

    20,0 тыс. р.

    «Эвотор СТ2Ф» Рекомендован для мест общественного питания и небольших магазинчиков, а также парикмахерских и косметических салонов.

    Существует возможность организации складского учета. Есть сенсорный экран, а также операционная система Android.

    29,5 тыс. р.

    «ШТРИХ-ON-LINE» Маленькие магазинчики с небольшой номенклатурой товаров.

    15,6 тыс. р.

    «ШТРИХ-М-01Ф» Может использоваться в достаточно крупных торговых точках, может быть подключена торговому терминалу, есть автоматический отрез чеков.

    24,3 тыс. р.

    «ККМ Элвес-МФ» Используется на небольших торговых местах с ограниченным ассортиментом, оснащена аккумулятором, что дает возможность применять ее при выносной торговле

    11,6 тыс. р.

    «АТОЛ 42 ФС» Касса ориентирована на интернет-магазины, в ней отсутствует механизм для распечатки чеков.

    20,0 тыс. р.

    Порядок обслуживания касс

    Законодательство не требует для новых кассовых аппаратов, имеющих онлайн связь с ОФД, обязательной проверки и обслуживания в специальных центрах. Данное правило распространяется только на старые машины, у которых есть еще ЭКЛЗ.

    Хозяйствующий субъект на свое усмотрение принимает решение по проверке исходя из целесообразности с целью ремонта. Предполагается, что центры ТО возьмут на себя данную обязанность.

    С этого года ЦТО нет необходимости при работе и обслуживании кассовых аппаратов осуществлять регистрацию в ИФНС, что было обязательным в прошлом.

    Данное новшество позволит привлечь в данную отрасль много технических специалистов и новые фирмы.

    Каждый владелец новой онлайн кассы имеет право выбрать:

    • Оформить с техническим центром длительный договор на обслуживание.
    • Привлекать специалистов ЦТО только по факту поломки и технической неисправности у кассового аппарата.
    • Приглашать мастеров для ремонта, которые не работают в ЦТО, но обладают всеми необходимыми знаниями.
    • Если в компании достаточно большое количество онлайн-касс, она может включить технического специалиста из данной области в штат своих работников.

    Контрольно-кассовая машина (ККМ), в народе известная как кассовый аппарат, нужна не всем предпринимателям и далеко не всегда. Однако в некоторых случаях по закону вы должны иметь и применять подобную технику. При этом недостаточно просто купить аппарат и установить его в торговой точке. ККМ необходимо «ввести в законный оборот», поставив на учет в налоговой инспекции. Вам поможет пошаговая инструкция по регистрации ККМ в налоговой, а также разбор всех нюансов, связанных с «легализацией» фискального аппарата.

    Кому не обойтись без кассы?

    Перед тем как приобретать и ставить на учет в налоговой инспекции контрольно-кассовую машину, нужно понять, действительно ли вам необходим этот аппарат. Применение фискальной техники регламентировано Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ, который был принят еще в мае 2003 года.

    Согласно закону юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие расчеты наличными средствами или с помощью банковских карт, должны обзавестись ККМ. Однако из этого правила есть и исключения, которые нужно учитывать.

    Исключения:

    1. Юридические и физические лица (ИП), применяющие единый налог на вмененный доход (), и предприниматели на могут обойтись без использования ККМ. Однако по требованию клиента они обязаны выдавать документ, подтверждающий прием наличных денежных средств. Им может выступать квитанция или товарный чек.
    2. Юридические и физические лица, которые оказывают услуги населению, вправе не использовать ККМ. Вместо кассового чека они обязаны выдавать клиентам соответствующий документ на бланке строгой отчетности (БСО). Ими являются билеты, абонементы, квитанции и др. Порядок работы с БСО прописан в постановлении Правительства № 359 от 6 мая 2008 года.
    3. Юридические и физические лица, применяющие любую систему налогообложения и при этом не имеющие возможности применять ККМ в определенных видах деятельности (см. таблицу).

    Всем остальным без применения ККМ в работе не обойтись.

    Далеко не каждый кассовый аппарат можно использовать при ведении бизнеса.
    Подходящие модели должны упоминаться в Государственном реестре, который ведет Федеральная налоговая служба.

    В этом весьма объемном документе есть два раздела. Первый включает в себя сведения о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями. Второй ориентирован на кредитные организации и сформирован на основе данных Центрального банка России.

    Если вы не собираетесь основать банк, открыть микрокредитную организацию, кредитный кооператив или ломбард, то ваш раздел – первый. Скачиваем документ с сайта налоговой, внимательно изучаем модели ККМ, указанные в нем. Внимание: реестр обновляется каждый год!

    1. Купить новый ККМ. Сделать это в магазине компьютерных товаров у вас не получится. Торговлю фискальной техникой ведут организации, утвержденные Государственной экспертной комиссией по ККМ. Эти же компании занимаются обязательным техническим обслуживанием кассовых аппаратов. Отправляемся в такую фирму и выбираем модель, которая вам понравилась. При этом обязательно учитываем еще один важный момент. Модели ККМ печатают в чеках разный набор реквизитов, поэтому выбираем тот, который подходит под ваш вид деятельности. Сведения о том, что печатает конкретный кассовый аппарат в чеке, содержатся в Госреестре налоговой службы.
    2. Приобрести подержанный ККМ. Он обойдется дешевле, но при выборе учитываем не только реквизиты, но и еще ряд нюансов. Возраст аппарата не должен превышать 7 лет, он должен быть в налоговой инспекции предыдущим владельцем и обязательно иметь новый блок фискальной памяти – ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная).

    Каким вариантом воспользоваться – решаете только вы, закон не запрещает пользоваться б/у аппаратом. ККМ «с пробегом» продаются в тех же компаниях, что и новые.

    После того как вы определились с моделью и приобрели ее, вам нужно заключить со специализированной компанией договор на техническое обслуживание аппарата. Срок действия такого документа составляет, как правило, год. Продавцы ККМ почти всегда располагают центрами технического обслуживания (ЦТО) Специалисты центра должны наклеить на кассу голографическую наклейку «Сервисное обслуживание» и выдать второй экземпляр договора о нем. Важно: без этого документа поставить аппарат на учет в налоговой не получится.

    Легализуем аппарат

    Приобрести ККМ и заключить договор на сервисное обслуживание со специализированной компанией – это только половина дела. Применять на этом этапе ККМ еще нельзя.

    Следующий важный шаг – поставить фискальную машину на учет в налоговую. Использование ККМ без регистрации грозит серьезными штрафами.

    Здесь важно знать следующее. Индивидуальные предприниматели регистрируют технику в налоговой инспекции по месту жительства, юридические лица (ООО, ЗАО и прочие) – по адресу регистрации. Если юрлицо планирует использовать ККМ не в главном офисе, то нужно . Регистрация кассового аппарата обособленного подразделения происходит по месту фактического нахождения. Теперь вы знаете, в какую ИФНС нужно обращаться.

    Теперь поговорим о самом порядке регистрации. Весь процесс состоит из таких этапов: подача документов, осмотр, фискализация и регистрация.

    Предприниматель должен знать, что в связи с Административным регламентом предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрация и снятие с учета контрольно-кассовой техники бесплатны.

    В налоговую инспекцию (в какую из них, мы уже разобрались) нужно предоставить следующие документы:

    • заявление на регистрацию ККМ по форме, утвержденной ФНС (скачать бланк КНД-1110021);
    • паспорт ККМ для регистрации. Его вам выдадут при покупке ККМ;
    • договор о сервисном обслуживании с ЦТО.

    Другие документы налоговики требовать попросту не имеют права. В том случае, если вы по каким-либо причинам не можете лично предоставить заявление и другие документы в налоговую, то их можно отправить почтой, через сайт налоговой инспекции или портал госуслуг.

    Вы также можете поручить оформление своему представителю, но для этого потребуется нотариально заверенная доверенность. Услугу по регистрации ККМ в налоговой инспекции очень часто предоставляют продавцы соответствующей техники.

    Что происходит дальше? Сотрудник ИФНС, принявший документы, передает их в отдел регистрации. Там их оценивают и в случае, если набор неполный или не соответствует правилам, вас об этом уведомят. Если все в порядке, в назначенный день и час нужно будет привести аппарат на осмотр в инспекцию. Сотрудники проверят пломбу «Сервисное обслуживание», проведут фискализацию (загрузят в память ККМ необходимую информацию), тестирование и снова запломбируют. Этот этап процедуры регистрации производится в присутствии вас или вашего представителя, сотрудника ЦТО и налогового инспектора.

    Фискализация производится в присутствии вас или вашего представителя, сотрудника ЦТО и налогового инспектора.

    Финалом действа станет акт по форме КМ №1 (о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины) в двух экземплярах. Один останется у вас, а второй передадут в ЦТО, где вы обслуживаетесь.

    В налоговой вам выдадут карточку регистрации ККМ – важный документ. В него в дальнейшем будут вноситься все данные или их изменения (адрес регистрации, владелец, снятие с учета, переведение в резерв). В случае покупки б/у машины карточку ККМ вам должен передать прежний владелец. В некоторых ситуациях документ может быть поврежден, испорчен или утерян. В таком случае налоговый орган, проводивший регистрацию ККМ, обязан выдать дубликат карточки. Это не влечет каких-либо штрафных санкций со стороны фискальных органов.

    Обычно все документы на ККМ выдаются через 3 дня после проведения процедур. Но этот срок может быть и больше. Все зависит от загруженности сотрудников ИФНС. Получив бумаги на руки, можно запускать кассовый аппарат в работу.

    Чем чревата «левая» касса?

    Штраф за работу без кассового аппарата (пункт 2 ст. 14.5 КоАП РФ), а также за отсутствие голограммы или марки-пломбы составляет для индивидуальных предпринимателей (ИП) от 4000 до 6000 рублей, для организаций (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.) – от 40000 до 60000 рублей.

    Впрочем, за эти нарушения не всегда грозит штраф. В КоАП предусмотрена такая мера реагирования, как «предупреждение», поэтому в первый раз вас могут и простить.

    Кроме самых популярных налоговики регулярно находят еще 12 видов нарушений использования кассового аппарата (см. таблицу).

    Список нарушений законодательства при применении ККМ:

    • Неприменение ККМ, отказ в выдаче документа.
    • Неприменение ККМ.
    • Неприменение ККМ в случае принятия платежей физических лиц.
    • Невыдача документа строгой отчетности.
    • Невыдача по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего уплату плательщиком ЕНВД.
    • Применение ККМ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения.
    • Использование ККМ с отсутствием или нечитаемыми реквизитами на кассовом чеке.
    • Применение ККМ с отсутствием или нечитаемыми реквизитами на кассовом чеке, выдаваемом платежным терминалом.
    • Работа ККМ с несоответствием времени на кассовом чеке реальному.
    • Использование ККМ с отсутствующей маркой-пломбой.
    • Применение ККМ без СВК «Государственный реестр» и (или) СВК «Сервисное обслуживание» и (или) идентификационного знака.
    • Задействование ККМ в составе платежного терминала (ПТ) не по адресу регистрации ККМ, отсутствие ККМ в составе ПТ по адресу регистрации.
    • Использование ККМ без технической поддержки поставщика или центра технического обслуживания (отсутствие действующего договора) либо при отсутствии паспорта ККМ.
    • Применение ККМ в нефискальном режиме.

    Немного о нововведениях

    Налоговые органы не стоят на месте и не чураются использования высоких технологий. В 2014-2015 гг. на территории Москвы, Московской, Калужской областей и Республики Татарстан был проведен масштабный эксперимент. Предпринимателям предложили использовать онлайн-кассы – устройства с функцией передачи данных в налоговые органы через интернет.

    Предпринимателям предложили использовать онлайн-кассы – устройства с функцией передачи данных в налоговые органы через интернет.

    По заявлению инициаторов, такая схема должна упростить регистрацию ККМ, сократить количество налоговых проверок. Перерегистрация фискальной техники и ее техническое обслуживание, по мнению чиновников, станут лишними. В опыте поучаствовали крупные ритейлеры: «Азбука вкуса», «М.Видео», «Перекресток», «Метро Кэш энд Кэрри».

    Чиновники пришли к выводу, что эксперимент удался и с апреля 2016 года предприниматели могут добровольно перейти на онлайн-кассы. В Госдуму внесен законопроект, который обяжет использовать такие устройства всех бизнесменов уже в 2017 году. Хотя, примут ли депутаты такой закон, неизвестно.

    Итак, теперь вы знаете, как оборудовать ваш офис или точку продаж кассовым аппаратом. Возможно, вы уже воспользовались этими знаниями. Не останавливайтесь – впереди еще много дел. Организовать сбыт и наладить бизнес-процессы – очень непростая, но интересная и посильная задача.

    Вопрос о том, как зарегистрировать ККМ (кассовый аппарат, контрольно-кассовую машину), является актуальным для юридических и физических лиц, которые занимаются розничной торговлей и предоставлением различного спектра услуг и для проведения своей деятельности используют кассовые аппараты.

    Согласно действующему законодательству Российской Федерации ККМ должны в обязательном порядке пройти через процедуру регистрации, так как проведение расчетных операций с клиентами и покупателями при помощи незарегистрированного ККМ влечет за собой меры административной ответственности (штрафные санкции – от 30 000 до 40 000 рублей на компанию и от 3 000 до 4 000 рублей на руководителя предприятия ).

    Порядок регистрации ККМ детально регулируется положениями следующих нормативно-правовых актов:

    • Постановление Правительства, которым утверждено «Положение о применении и регистрации ККМ, используемых индивидуальными предпринимателями и организациями» №470 от 23 июля 2007 года.
    • Федеральный закон №54 от 22 мая 2003 года, который регулирует порядок проведения денежных расчетов в наличной форме и расчетов по платежными картам, осуществляемых при помощи ККМ.
    • Локальные нормативные акты, издаваемые региональными налоговыми органами.

    Когда ККМ не нужен

    Однако компаниям не всегда необходимо иметь ККМ. Работать без кассовых аппаратов могут:

    Регистрация ККМ в налоговой — пошаговая инструкция

    Для предприятий и организаций налоговым органом для проведения регистрации ККМ будет соответствующая налоговая инспекция по местонахождению юридического лица.

    Если у юридического лица есть обособленные подразделения, которые также используют кассовые аппараты, то регистрация аппарата проводится в налоговых инспекциях, находящихся по месту учета подразделений предприятия (например, у ООО есть сеть магазинов в разных городах страны, поэтому регистрировать ККМ необходимо отдельно в налоговых инспекциях в каждом городе).

    Для индивидуального предпринимателя органом налоговой для регистрации ККМ будет соответствующая инспекция по месту жительства ИП.

    Шаг 1. Подача документов

    Первый шаг при регистрации ККМ – подача документов. ККМ налоговые органы регистрируют на протяжении пяти рабочих дней с даты подачи заявителем (или его представителем) пакета документов, о получении которых налоговая должна заранее сообщить заявителю. Так, если представители налоговой службы выявят какие-либо недостатки в регистрационных документах (например, неполный пакет документов), то заявитель может их исправить в течение одного рабочего дня с даты получения уведомления от налоговой, в противном случае ему откажут в проведении регистрации ККМ.

    Шаг 2. Осмотр ККМ

    После подачи заявителем регистрационных документов, налоговый инспектор назначает конкретную дату и время осмотра (проверки) ККМ. Предпринимателю необходимо явится в отделение налогового органа в назначенный день с ККМ, если предприниматель на осмотр аппарата не придет в согласованное время, то ему будет отказано в осуществлении регистрации. Кроме того, на осмотре ККМ с предпринимателем должен присутствовать представитель (механик) Центра технического (сервисного) обслуживания ККМ. Регистрации подлежат лишь те модели ККМ, которые входят в Государственный реестр ККМ, а также снабжены специальным блоком Электронно-контрольной защищенной ленты.

    Шаг 3. Выдача регистрационной карты ККМ

    После проверки состояния ККМ и рассмотрения пакета документов налоговые органы вносят всю информацию о ККМ в специальную Книгу учета ККМ, а также выдают предпринимателю регистрационную карту ККМ и учетный талон, возвращая оригиналы всех поданных документов. В поданном паспорте ККМ налоговый инспектор делает отметку о регистрации аппарата и регистрирует журнал операциониста-кассира. После чего процесс регистрации ККМ считается оконченным и заявителю разрешено применять в своей предпринимательской деятельности зарегистрированный ККМ.

    Процедура регистрации ККМ в различных отделениях налоговых служб может иметь свои характерные особенности. Например, предоставление пакета документов и заявления на регистрацию может проводиться как конкретные приемные дни в порядке живой очереди, так и по предварительным записям в налоговой, что также следует выяснить заранее.

    Видео: регистрация ККМ

    Документы для регистрации ККМ

    Для проведения регистрации ККМ в органах налоговой службы предпринимателю следует предоставить пакет таких документов:

    • Паспорт ЭКЛЗ (Электронно-контрольная защищенная лента).
    • Заявление от имени владельца ККМ, которое составлено по специальной форме, утвержденной Приказом Федеральной Налоговой Службы от 09.04.2008 года № ММ-3-2/15. Бланк для написания заявления можно получить у представителей местных органах налоговой службы.
    • Паспорт модели ККМ, заполненный представителем Центра сервисного обслуживания во время подписания договора на обслуживание (в налоговую предоставляется оригинал и копия паспорта).
    • Технический паспорт ККМ (выдают при покупке кассового аппарата).
    • Свидетельство о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах и присвоении индикационного номера налогоплательщика (в налоговую достаточно предоставить копию).
    • Договор на сервисное (техническое) обслуживание ККМ в Центрах сервисного обслуживания (законодательством Российской Федерации запрещено использование ККМ без действующего договора сервисного обслуживания). Договор заключается непосредственно с поставщиком ККМ или Центром обслуживания, уполномоченным поставщиком ККМ.
    • Доверенность, которая дает право регистрировать ККМ в органах налоговой службы, если регистрацию осуществляет не руководитель предприятия (оригинал доверенности).
    • Журнал операциониста-кассира, который составлен по форме КМ-4.
    • Договор аренды помещения или любой другой документ, который подтверждает возможность установки ККМ по указанному в заявлении адресу, где будет использоваться аппарат (предоставляется копия и оригинал).
    • Свидетельство о проведении государственной регистрации предприятия или организации (ОГРН). В налоговую необходимо предоставить копию и оригинал свидетельства.
    • Расчетный счет.
    • Журнал по учету вызовов техников-специалистов, который составлен по форме КМ-8.

    Кроме того, в налоговой инспекции индивидуального предпринимателя попросят предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт), а представителя юридического лица – документ, который подтверждает его право действовать от имени компании (например, протокол со всеобщего собрания или решение о назначении единоличного исполнительного органа).

    Пакет документов, которые необходимо подать для регистрации ККМ, устанавливается региональными отделениями налоговых служб индивидуально и может отличаться, поэтому, чтобы не затянуть процедуру регистрации, заявителю желательно заранее выяснить в налоговой инспекции перечень обязательных документов.

    ККМ продается в нефискальном (нерабочем) состоянии, то есть счетчик, который суммирует выручку, выключен. Даже если аппарат подержанный, фискализацию необходимо проходить заново. Во время процедуры в обязательном порядке присутствуют:

    • Сотрудник ЦТО.
    • Инспектор налоговой.
    • Представитель компании по доверенности.

    Фискализация проводится только в тех случаях, когда все документы сданы, в день установленной налоговой службой (в один из 5 дней, когда налоговая регистрирует ККМ).

    Перед фискализацией специалист ЦТО:

    • Проверяет целостность корпуса ККМ.
    • Вводит в память аппарата его заводской номер.
    • Программирует ИНН и название предприятия.

    Потом налоговый инспектор устанавливает пароль, который защищает ККМ от взлома, после чего сотрудник ЦТО ставит защитную пломбу, и дата пломбирования аппарата вносится в инструкцию КМ-8. Он же ставит свою роспись в техпаспорте и вносит туда номер своего удостоверения.

    Пробный ввод суммы (1,11 рубля) на аппарате – это завершающий этап фискализации, позволяющий проверить правильность распечатываемых реквизитов. Налоговый инспектор, используя введенный ранее пароль, снимает пробный Z-отчет. После этого инспектор налоговой и представитель фирмы должны подписать акт о регистрации контрольных счетчиков и переводе всех показаний ККМ на нули. Если все прошло успешно, ККМ присваивается уникальный номер, который заносят в специальный журнал фискализации.

    Стоимость регистрации ККМ

    Плата за проведение регистрации ККМ в налоговых органах на сегодняшний день не взимается. Ряд Центров сервисного и технического обслуживания аппаратов, а также посреднических юридических фирм представляют компаниям свои услуги по регистрации ККМ в местных налоговых органах, срок регистрации в таком случае занимает всего лишь 2-3 дня. Стоимость подобной услуги – от 4000 до 7000 рублей.


    Все меняется, а самым изменчивым остается законодательство. Так с февраля 2017 года предприниматели должны будут использовать онлайн-кассы при работе с клиентами . Давайте боле детально разберемся, кто должен работать по-новому и что для этого нужно сделать согласно закону 54-ФЗ «О применении кассовой техники» .

    Субъекты правоотношений

    С 1 февраля 2017 года все, кто ранее использовал кассовые аппараты для расчета с покупателями должны зарегистрировать онлайн кассы и перейти на новые расчёты с покупателями. А уже в период с февраля по 1 июля 2017 года должен пройти плавный переход субъектов хозяйствования, но поставить на учет уже новую кассу нельзя. Начиная с июля 2017 на учет должны быть поставлены только кассы нового типа и также нужно будет заключить договор с оператором фискальных данных.

    Но этот закон распространяется не на всех, исключения составили:

    Кредитные организации, которые в своей работе применяют только банкоматы;
    церковные организации;
    продавцы прессы;
    лица, что осуществляют разносную торговлю;
    водители и кондукторы, которые продают проездные билеты;
    те, кто торгует мороженым и безалкогольными напитками;
    продавцы на ярмарках и рынках;
    торговые автоматы;
    индивидуальные предприниматели, которые ухаживают за больными и детьми, осуществляют сдачу в аренду недвижимости и ремонт обуви.

    Такую «поблажку» , как не зарегистрировать онлайн кассу могут получить те субъекты хозяйствования, которые находятся в отдаленных и труднодоступных местах, где нет интернета. Они будут работать с обычной кассовой техникой.

    Нововведение с кассовыми аппаратами касается тех, кто на момент вступления закона в силу использовал кассовые аппараты те, кто их не применяли (конечно, на законных основаниях) могут использовать обычные кассы до лета 2018 года. Поэтому этим категориям вопрос как зарегистрировать онлайн кассу не актуален


    Сколько будут стоить новые кассы и их обслуживание?

    С 1 июля 2017 года можно работать на тех кассах, которые передают информацию о выданных чеках. Но как утверждает законодатель и налоговая заодно, что это не значит, что можно использовать старое оборудование, не установив фискальный накопитель и специальную программу.

    Примерная стоимость, чтобы установить онлайн кассу следующая:

    Новый фискальный регистратор стоит от 18 тыс. руб.;
    комплекты для модернизации стоят на порядок дешевле 5-10 тыс. руб.;
    новое кассовое программное обеспечение, здесь выбор просто огромный, от почти бесплатных до дорогущих;
    вводиться понятие, как квалифицированная электронная подпись, оформление которой выйдет до 1 тыс. руб.

    И так подбиваем итого. При модернизации старой кассы, примерная стоимость онлайн кассы выйдет от 20 тыс. руб. в год . Если покупать новую кассу, то минимальная сумма будет составлять от 33 тыс. руб. Как видите, приобрести и зарегистрировать онлайн кассу – это накладное дело

    Но выгоды для тех, кто добровольно захочет перейти на онлайн кассы оговорены законодателем. Тогда не надо заключать обязательный договор с обслуживающей фирмой, регистрация кассы в налоговых органах значительно упроститься. Но, дополнительно нужно будет заключить соглашение с оператором фискальных данных. Стоимость такого договора составит приблизительно 3 тыс. руб. в год.

    Хотя, Минфин уже подал законопроект, в котором оговорено, что те субъекты хозяйствования, которые перешли на новое кассовое оборудование и согласились зарегистрировать онлайн кассу в 2017 году получат налоговую скидку в размере 18 тыс. руб. от суммы обязательных налоговых платежей. Но это только пока что на бумаге.


    Регистрация онлайн кассы шаг за шагом

    Давайте рассмотрим пошаговую инструкцию, как перейти на онлайн кассы:

    1. Выбрать оператора фискальных данных.

    Перед тем как регистрировать кассу сперва необходимо выбрать оператора фискальных данных, который аккредитован и имеет советующие разрешение.

    Здесь важно учесть, что многие операторы работают сугубо на электронном документообороте. Поэтому нужно учитывать такие нюансы, перед тем как зарегистрировать онлайн кассы. Только в конце августа на рынке появились первые игроки, которые имеют право на приём, обработку и передачу в органы налоговой данные.

    2. Собираем документы для регистрации кассы

    Конечно, чтобы зарегистрировать онлайн кассы нужно собрать определённый пакет документации:

    Заявление о регистрации кассового аппарата. Такой документ заполняется либо самолично, либо представителем, либо компанией, что имеет на это разрешение.
    карточку, согласно которой поставили на учет саму контрольно-кассовую машину;
    непосредственно паспорт этой же кассовой машины;
    положительное заключение из центра обслуживания касс;

    3. Подаем документы самолично (через представителя), почтой, отправив заказное письмо с описью-вложением, либо в электронном варианте через оператора ЭДО.

    4. Регистрация полученных документов.

    Когда работник налоговой службы получил документы, пред тем как разрешить установить онлайн кассу, он обязан их зарегистрировать либо в книге входящей документации (когда получены документы письмом) либо поставить дату подпись и штамп на копии заявления.

    5. Непосредственная проверка документов.

    Когда уполномоченный на то специалист налоговой службы получает уже на руки документы, он смотрит все ли были поданы документы и не допущены в них ошибки. Если неточности все же имеются, об этом должны уведомить сразу. Если по истечении времени все недочеты не устранены, тогда заявителю отказывают в таких действиях.
    Здесь важно помнить, что если вам пришло заявление об отказе, то вместе с ним и должны прийти все поданные документы.

    6. Согласование с заявителем время осмотра кассового аппарата.

    7. Проверка самого кассового аппарата в налоговой

    В назначенный день заявитель, чтобы , должен явиться в налоговую и принести с собой указанный в документах кассовый аппарат.

    В помещении налоговой, в присутствии сотрудника налоговой и специалиста центра обслуживания кассовых аппаратов проходят такие действия:

    Осмотр аппарата на наличие заводского номера, целостности корпуса, есть ли наклейка «Сервисное самообслуживание» и заводская пломба.
    выбивается пробный кассовый чек и уже в самом чеке смотрят, есть ли вся та информация, что указана в законе. Если таковой нет, то в перерегистрации отказывают, и чтобы перейти на онлайн кассы, все нужно делать заново
    если нужно провести замену накопителя фискальной памяти, тогда инспектор выписывает ордер на такую процедуру
    если замена фискальной памяти была, то после замены инспектор активирует фискальный аппарат и выбивает пробный чек для проверки правильности всех данных.

    Зарегистрировать онлайн кассу в налоговой отказывают в таких случаях:

    На корпусе аппарата нет пломб или наклеек, либо прибор неисправен;
    нет в госреестре данных на такую модель аппарата;
    аппарат в розыске;
    аппарат не предъявлен для осмотра в назначенное время
    владелец препятствует доступу к фискальному аппарату

    8. Заполнение инспектором всех положенных документов.

    Если проверка прошла успешно, то для налогового инспектора это еще не все. Он должен выписать еще «кучу» документов:

    Записать в книгу учета кассовой техники все необходимые данные (внутренний документ налоговой);
    создать карточку регистрации кассового аппарата. Она отдаётся на подпись начальнику налоговой и на руки владелец кассового аппарата получит ее только через 5 дней.
    внести данные о новом кассире операционисте;
    также внести данные в специализированную информационную систему;
    внести все изменения в паспорт и талон фискального аппарата и заверить это все печатью

    Также нужно быть внимательным, ведь не вся контрольно-кассовая техника подходит для «модернизации» кассовых операций. Покупать нужно только ту, что есть в реестре контрольной кассовой техники.

    Пошаговая инструкция регистрации онлайн-кассы в 2017 году:

    Надеемся, мы ответили на вопрос как зарегистрировать онлайн кассу. Как видите, в самой процедуре нет ничего такого сложного, но как оказалось, для бизнеса будет затратно модернизировать или купить новые кассовые аппараты.

    Видео о подключении и регистрации онлайн-кассы:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: