Четыре конверта генрих сапгир читать. Литературное чтение. Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом. Работа со стихотворением во время чтения

Г. Сапгир "Четыре конверта".

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».

http://boombob.ru/img/picture/Oct/15/e92808c6bf56643c3c77309e34c712a2/9.jpg

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

С чем сравнивает поэт лес ? Почему? Что означает это слово? («Терем - в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…»)
- Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме. (Терем, резьба, оконца, стена, вышки. )
Вспомните, какой раздел мы начали изучать. («Глухая пора листопада…»)

О чём произведения в этом разделе? (об осени)

Мы познакомились с какими произведениями? Какие они по интонации? (грустные)

Работа со стихотворением до чтения.

http://www.knigaline.ru/pick/img00204.jpg
Что изображено? Можете предположить, о чём будет произведение7
- Что же нам предстоит сейчас читать? (по жанру - стихотворение) Каким оно может быть? Почему? (Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей. )
- Прочитайте название, О чём будем читать? Нам известна тема стихотворения - осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения? (

Работа со стихотворением во время чтения.

Почему же стихотворение названо «Четыре конверта», ведь речь только об одном? (4 времени года. )
- Определите настроение стихотворения. (Весёлое, игривое. )
- В каком ритме будем читать? Почему, по-вашему, автор избрал именно такой ритм? (Ветер гонит листья, животные бегают, скачут, летают… )

Чтение стихотворения по строфам.
1-я строфа.
- Почему конверт жёлтого цвета? (Любимый цвет осени. )
2-я строфа.
- Что интересного заметили? (В строчках по одному слову. )
- Для чего автор использует такой приём? (Показывает, как летел конверт. )

Какие звуки услышали при чтении? Поэт использует звукопись. (Шуршание, скользит по крыше, шум ветра. )
- Какой темп выберем для чтения? Прочитайте. (Ускоренный, но плавный. )
3-я строфа.
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
-Какие чувства испытал поэт при получении конверта? Что на это указывает? (Интерес, радость, удивление, изумление. )
4-я строфа.
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет? (Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает… )
- О чём же сообщают обитатели леса? Наверное, это очень важное событие. Какие же перемены могут произойти в лесу? Как встречают осень жители леса?
5-я строфа.
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени? (Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками. )
6-я строфа .
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать? (Маленькие лапки, петляет. )
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться? (Приглашает за лесным урожаем. )
7-я и 8-я строфы.
- Что значит озябли ? (Замерзли)
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова? (Собрались рано утром - скопились в одном месте у озера. Лететь собрались - решили, приготовились к отлёту. )
- Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье - все присутствующие (все утки), что собрались вместе. )
- Как летят утки в тёплые страны? (Косяком. )
- Каким тоном будем читать эти строфы? (7-ю строфу с тревогой, с волнением, 8-ю строфу громко, выговаривая слог «ра». )
9-я строфа.
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт. )
- Как вы поняли предложение Утки тянут В путь-дорогу? (Приглашают с собой в тёплые края. )
- Знаем мы такую лягушку-путешественницу, которая отправилась на юг вместе с утками, зажав ртом веточку. Только эта история печально окончилась. Если хотите с ней познакомиться, прочитайте сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Видно, медведь тоже наслышан о её приключениях и поэтому избрал другой путь.
Какой?
- Почему автор обращается к нему по имени и отчеству? (Большой и серьезнй)
10-я строфа.
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (Засыпает уже, нет сил. )
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны. )
11-я строфа .
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (Острые плавники, колючие иголки. )
- Почему же они спешили? (Река покрылась льдом. )
- Перечислите, кто же были авторами письма.

Итоги

Мы познакомились с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта». Стихотворение «Четыре конверта» — сказка о девочке Лене, которой лесные звери присылают письма про каждое время года. Так, осень описывают в желтом конверте, зиму — в белом. В каждом письме говорится о том, чем занимаются звери в это время года, как меняется природа.
Например осенью: «Пожелтело все вокруг, — пишет пестрый бурундук», или весной: «Шлют нам жаворонки трели — тирли-тирли, прилетели».
Стихотворение том, что одно время года отличается от другого; о том, что происходит в лесу летом, осенью, зимой и весной. И еще смысл в том, чтобы показать красоту природы и научиться беречь ее.

ИСТОЧНИК

http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://proteacher.ru/2015/01/27/Konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3-m_klasse_eminar_nach_kl_Shalygina_M_A_1422375475_85101.rar

http://fs1281.gavitex.com/get/2528602735/sapgir-biografiya-tvorchestvo.rar

Один из моих самых любимых детских поэтов. По его стихам есть занятие в моей программе детских занятий. Ну как же приятно их читать! Незатейливые, на стыке сразу нескольких стилей. Тут не все стихи из сборника 4 конверта (уже само название как-то приятно интригует). Я выбрала самые-самые, которые возможно буду использовать на занятиях. Если кому-то дйствительно будет интересно почитать стихи и биографию, советую начать со стихов.. тогда все станет понятно.=))). Доброго прекарсного светлого утра и доброго дня. Пусть они будут такие же прекрасные как эти стихи=)

Пару слов об авторе из википедии:
Г.Сапгир принадлежал к редкому типу писателей протеического склада, на протяжении всего творческого пути меняющихся и ищущих новые формы высказывания. В ранних (рубежа 1950-60-х) текстах он чаще склонялся к социальной сатире, зачастую принимавшей, однако, изящные игровые формы,
В дальнейшем в поэзии Сапгира можно встретить также пейзажную лирику и гражданскую поэзию. Он создал несколько циклов сонетов и в то же время разрабатывал новые, экспериментальные формы, продолжающие традицию русских футуристов и немецких конкретистов, — например, «Послания на неведомом языке». Критики отзывались о нем как о классике современного русского авангарда. Автор многих книг. В поздний период в творчестве Сапгира органично сочетаются лаконизм и невероятное разнообразие выразительных средств, безоглядный эксперимент, любовь к точной детали, игре, гротеску, иронии и неожиданный искренний пафос, стремление к экстатическим состояниям духа. "У них в Питере был Бродский, а у нас в Москве — Сапгир" . Эта широко известная фраза отражает не столько разницу в литературных вкусах двух столиц, сколько реальный творческий вес поэта Генриха Сапгира (Андрей Вознесенский называет его великим), наследника и продолжателя дела гениальных творцов русского поэтического языка — от Василия Тредиаковского до Велимира Хлебникова. «Я искал новую гармонию в языке, которую и находил»

У травы — зелёные слова,
И слышны они едва-едва.
А у ветра — синие слова,
И от них кружится голова.
А у солнца — столько ясных слов.
Красных песен, золотых стихов!
Всех друзей сегодня я зову
Слушать солнце, ветер и траву.

Туча
По небу
Плыла,
Вёдра полные
Несла.
Туча брякнула
Ведром —
Прокатился
В небе
Гром.
И над лесом,
И над кручей
Засверкали
Злые молнии!
Расплескались
Вёдра полные!
Туча с тучею
Ругаются,
Вёдра по небу
Катаются!..

Лёг
В тени
На песок
Жёлтый солнечный кружок.
Подбежал к нему котёнок:
«Это, кажется, зайчонок!»
Цап-царап!
А зайчонок из-под лап
Прыг-скок,
Догоняй! —
И забился
Под сарай.
«Мяу!— думает котёнок.—
Это, кажется, мышонок!..»
Подобрался —
Цан-царап!
А мышонок из-цод лап
Прыг-скок
По стене,
Вверх-вниз —
На окне.
— Мяу! Мяв! — сказал котёнок.
Это жёлтенький скворчонок! —
По трубе
К нему полез,
А скворчонок
Вдруг исчез.

По вечерам, А этот пасмурный
По вечерам Старик
Луна глядится Всегда одетый
В стёкла рам. Спать привык.
И спать ложатся И без галош
Чудаки И без пальто
Надев пенсне Он не ложится
Или очки. Ни за что.
Чтобы яснее Его задумчивые сны
Видеть сны. Всегда дождливы
Слетающие к ним И грустны.
С луны. А вот — лукавый Бородач.

Причём одни Он под подушкой
Привыкли брать Прячет мяч.
Карандаши Он знает,
С собой в кровать, Что во сне опять
Чтоб всё во сне Он будет бегать
Нарисовать, И играть.
Другие — Лужайка будет.
Свой магнитофон. Солнца свет —
Чтоб записать И будет снова
Красивый сон. Восемь лет.

Чудак математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрёл
Бутерброд.
На улице в утренние часы

Вчера или когда-то
Жил-был чудак один.
Он был как будто скроен
Из разных половин.
Своим нелепым видом
Он удивлял ребят:
Посмотрят справа — брит он
А слева — бородат.
Одет он справа щёголем,
А слева — кое-как.
Одна нога босая,
А на другой — башмак.
Одна нога танцует,
Другая - - в стороне.
Одна рука: подите прочь,
Другая: все ко мне.
Всё время улыбается
Одна сторона лица,
Другая всё время хмурится
П плачет без конца.
Так жили половинки
Не в лад и невпопад
И лишь одно любили —
Трёхслойный мармелад.
а еще и сценарии мультов писал=)
1964 — «Лягушонок ищет папу» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1965 — «Медвежонок на дороге» (мультфильм) — автор сценария совместно с Р. Качановым
1966 — «Главный Звездный» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1966 — «Мой зеленый крокодил» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Как стать большим» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Легенда о Григе» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Паровозик из Ромашкова» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Честное крокодильское» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1968 — «Не в шляпе счастье» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1968 — «Ничто не забыто» (Человек с закрытыми глазами) (мультфильм) — автор сценария
1968 — «Пугало» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1969 — «Солнечное зернышко» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1970 — «Сладкая сказка» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1970 — «Я нарисую солнце» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1971 — «Край земли» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1971 — «Ослик Плюш» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1971 — «Удивительный китёнок» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1972 — «В тридесятом веке» (мультфильм) — автор сценария
1972 — «Ветерок» (мультфильм) — автор сценария
1972 — «Самый уважаемый» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1973 — «Волшебные фонарики» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1973 — «Небылицы в лицах» (в к/а Весёлая карусель № 5) (мультфильм) — автор сценария
1973 — «Первые встречи» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1973 — «Спасибо» (мультфильм) — автор сценария
1974 — «Как козлик землю держал» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1974 — «Утренняя музыка» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Баллом
1975 — «И мама меня простит» (мультфильм) — автор сценария
1975 — «Наша няня» (мультфильм) — автор сценария
1976 — «Птичий праздник» (мультфильм) — автор сценария
1976 — «Сказка о жадности» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Прокофьевой
1976 — «Чуридило» (мультфильм) — автор сценария
1977 — «Не любо — не слушай» (мультфильм) — автор сценария совместно с Л. Носыревым
1977 — «Серебряное копытце» (мультфильм) — автор сценария
1978 — «Мой приятель светофор» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Прокофьевой
1979 — «Недодел и передел» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Сокольским
1979 — «Принцесса и людоед» (в к/а Весёлая карусель № 9) (мультфильм) — автор сценария совместно с Э. Назаровым
1980 — «Пирог со смеяникой» (мультфильм) — автор сценария
1981 — «Мороз Иванович» (мультфильм) — автор сценария
1982 — «Сладкий родник» (мультфильм) — автор сценария
1983 — «Сказка об очень высоком человеке» (мультфильм) — автор сценария совместно с О. Дризом
1984 — «Охотник до сказок» (мультфильм) — автор сценария
1984 — «Про Буку» (мультфильм) — автор сценария
1984 — «Про Фому и про Ерему» (мультфильм) — автор сценария
1984 — «Синеглазка» (мультфильм) — автор сценария
1986 — «Дореми» (мультфильм) — автор сценария
1986 — «Трое на острове» (мультфильм) — автор сценария
1986 — «Улыбка Леонардо да Винчи» (мультфильм) — автор сценария
1987 — «Вечные льды» (мультфильм) — автор сценария совместно с Л. Носыревым
1987 — «Как ослик грустью заболел» (мультфильм) — автор сценария
1987 — «Морожены песни» (мультфильм) — автор сценария
1991 — «Маленькая колдунья» (мультфильм) — автор сценария

Стихотворение Сапгира Смеянцы из сборника лучших стихов Сапгира от Deti-Online.com.

В стране Хохотании
Жили смеянцы.
Любили смеянцы
Веселье и танцы,
И просто смеяться
Любили смеянцы.

Пусть слово не ново
И шутка стара -
Смеяться готовы
Они до утра.

Признаться, порою
Бывало и так:
Глядят друг на друга,
Смеются в кулак.

Да что в нем смешного,
В соседе твоем?
- Нам просто приятно
Смеяться вдвоем.

А если кто падал
И ушибался,
Не хныкал,
Не плакал,
Вставал
И смеялся.

Смеянцы трудиться любили,
По будням они мастерили
Из каждой шутки -
Дудки,
Из каждой улыбки -
Скрипки,
А из самого громкого
Хохота -
Барабаны,
Полные грохота!

И каждое воскресенье
Смеянки пекли печенье
Из хорошего
Настроения.

Так жили смеянцы,
Не зная забот,
Но вот...

В страну Хохотанию
Прибыл Дракон.
На трех самолетах
Пожаловал он.

Над Смехоградом
Ударил гром:
Дракон опустился
На смеходром.

Солидный дракон,
Трехголовый,
Блестит
Чешуею лиловой.

Сбежались смеянцы:
- Скажите, откуда
Такое смешное,
Нелепое чудо? -
Дымом дохнули
Три головы:

Слушайте, вы!
Отныне,
Смеянцы,
Смеяться не смейте,
Иначе вы будете
Преданы смерти!

Испепелю!
Мое слово - закон.
Я, как известно,
Ужасный Дракон.

Смеются смеянцы
Дракону в ответ:

Драконов на свете
Давно уже нет!

Да разве такие
Драконы бывают?

И вовсе не так
Они рты разевают!

Какой там дракон -
Трехголовый жираф!

Хо-хо,
Да ведь это
Пожарный рукав!
- Хе-хекс,
Трехголовый?!
- Ха-ха,
Это ж чайник
Из племени чайников
Необычайных!..

И криком и смехом
Совсем заглушен,
"Но я же дракон!" -
Убеждает Дракон.
- Ты уж!
- Ты лягушка! -
Дракон разозлился.
Как жаркая печка,
Дракон раскалился...

И тут бы, наверно,
Случилась беда.
Но...
Вспыхнул Дракон
И сгорел без следа.

Со злости сгорел,
Да.

Над городом смеха
Веселое эхо
И шуткам
И песням
Звучало в ответ:
"Драконов,
Драконов,
Лиловых,
Зеленых,
Огромных
И страшных,
Давно уже нет!"

И ласточки в небе
Затеяли танцы.

В стране Хохотании
Жили смеянцы.

В стране этой
Очень легко оказаться.
Просто вам надо, друзья,
Рассмеяться.

Людоед и Принцесса, или всё наоборот

Вот как это было.
Принцесса
Была прекрасная,
Погода была ужасная.
Днём,
Во втором часу,
Заблудилась принцесса
В лесу.
Смотрит: полянка
Прекрасная,
На полянке землянка
Ужасная.
А в землянке — людоед:
— Заходи-ка
На обед! —
Он хватает нож,
Дело ясное.
Вдруг увидел, какая...
Прекрасная!
Людоеду сразу стало
Худо.
— Уходи, — говорит, —
Отсюда.
Аппетит — говорит, —
Ужасный.
Слишком вид — говорит, —
Прекрасный!

И пошла потихоньку
Принцесса,
Прямо к замку
Вышла из леса.
Вот какая легенда
Ужасная!
Вот какая принцесса
Прекрасная!

А, может быть, было всё наоборот:
Погода была
Прекрасная,
Принцесса была
Ужасная,
Днём,
Во втором часу,
Заблудилась принцесса
В лесу.
Смотрит: полянка
Ужасная,
На полянке землянка
Прекрасная.
А в землянке — людоед:
— Заходи-ка
На обед! —
Он хватает нож,
Дело ясное.

Вдруг увидел, какая...
Ужасная!

Людоеду сразу стало
Худо.
— Уходи, — говорит, —
Отсюда.
Аппетит, — говорит, —
Прекрасный.
Слишком вид, — говорит, —
Ужасный.

И пошла потихоньку
Принцесса,
Прямо к замку
Вышла из леса.
Вот какая легенда
Прекрасная!

Вот какая Принцесса
Ужасная!

Морская собака

Хвостик рыбки
По ошибке
Как-то вырос
У соба...
Ты, собака, -
Не собака,
Погляди-ка
На себя.

А собака
Заявляет,
Рыбьим хвостиком
Виляет:
- Я - собака.
Допускаю,
Что собака
Я морская.
Но беды
Не вижу в том,
Пока могу
Вилять хвостом.

Конспект урока литературного чтения в 3-м классе

по программе УМК "Школа–2100"

на тему: "Генрих Сапгир. "Четыре конверта "

Цели:

познакомить детей с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта»;

отрабатывать навыки выразительного чтения;

развивать память, речь, внимание;

воспитывать берёжное отношение к природе, прививать любовь к поэтическим произведениям.

Оборудование:

учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение». 3 класс.
«В одном счастливом детстве». Часть 1; иллюстрации осени, презентация

Ход урока

Организационный момент

С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать, всем работать, отвечать!

Садитесь и урок скорей давайте начинать!

Речевая разминка.

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». (слайд1)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Прочитайте стихотворение вслух каждый в своём темпе.
- С каким настроением написано это стихотворение?
- С чем сравнивает поэт лес ? Почему? Что означает это слово?

Учитель зачитывает толкования из словаря: (слайд 2)

«Терем – в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…»

Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме.
(Терем, резьба, оконца, стена, вышки. )

Прочитайте слова-краски, которые использовал поэт.
- Прочитайте выразительно стихотворение, передайте восхищение, ощущение простора в осеннем лесу. (Чтение стихотворения хором.)

Вспомните, какой раздел мы начали изучать. («Глухая пора листопада…») (слайд 3)

О чём произведения в этом разделе? (об осени)

Мы познакомились с какими произведениями? Какие они по интонации? (грустные)

II. Работа со стихотворением до чтения.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением, о чём оно будет? (предположения детей, опираясь на название раздела).

Рассмотрите иллюстрацию. (слайд 4)

Что изображено? Можете предположить, о чём будет произведение7
- Что же нам предстоит сейчас читать? (по жанру – стихотворение) Каким оно может быть? Почему?
(Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей. )
- Прочитайте название, О чём будем читать? Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения? (показ конверта)

Что такое конверт? (слайд 6)

Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать?

Кому они адресованы? (слайд 7)

(Конверт - сложенный с четырех сторон углами пакетик из бумаги, в который вкладывают письмо для отправки )

- Рассмотрите, как написано стихотворение.

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)

Работа со стихотворением во время чтения.

1. Чтение стихотворения про себя.

Подтвердились ли наши предположения?

Почему же стихотворение названо «Четыре конверта», ведь речь только об одном?

(4 времени года. )
- Определите настроение стихотворения. (Весёлое, игривое. )
- В каком ритме будем читать? Почему, по-вашему, автор избрал именно такой ритм?
(Ветер гонит листья, животные бегают, скачут, летают… )

2. Чтение стихотворения вслух по строфам.

1-я строфа. (слайд 8)
- Почему конверт жёлтого цвета? (Любимый цвет осени. )
- К кому обращён вопрос? Прочитайте с нужной интонацией.
2-я строфа. (слайд 9)
- Что интересного заметили? (В строчках по одному слову. )
- Для чего автор использует такой приём? (Показывает, как летел конверт. )

Какие звуки услышали при чтении? Поэт использует звукопись.
(Шуршание, скользит по крыше, шум ветра. )
- Какой темп выберем для чтения? Прочитайте. (Ускоренный, но плавный. )

3-я строфа. (слайд 10)
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
-Какие чувства испытал поэт при получении конверта? Что на это указывает?
(Интерес, радость, удивление, изумление. )


4-я строфа. (слайд 11)
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет?
(Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает… )
- О чём же сообщают обитатели леса? Наверное, это очень важное событие.

Какие же перемены могут произойти в лесу? Как встречают осень жители леса?

5-я строфа. (слайд 12)
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени?
(Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками. )

6-я строфа . (слайд 13)
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать?
(Маленькие лапки, петляет. )
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?
(Приглашает за лесным урожаем. )

7-я и 8-я строфы. (слайд 14)
- Что значит озябли ?

(слайд 15)
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова?
(Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту. )
- Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе. )
- Как летят утки в тёплые страны? (Косяком. )
- Каким тоном будем читать эти строфы? (7-ю строфу с тревогой, с волнением, 8-ю строфу громко, выговаривая слог «ра». )

9-я строфа. (слайд 16)
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт. )
- Как вы поняли предложение
Утки тянут
В путь-дорогу?
(Приглашают с собой в тёплые края. )
- Знала я такую лягушку-путешественницу, которая отправилась на юг вместе с утками, зажав ртом веточку. Только эта история печально окончилась. Если хотите с ней познакомиться, прочитайте сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Видно, медведь тоже наслышан о её приключениях и поэтому избрал другой путь.
Какой?
- Почему автор обращается к нему по имени и отчеству?

10-я строфа. (слайд 17)
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (Засыпает уже, нет сил. )
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны. )

11-я строфа . (слайд 18)
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (Острые плавники, колючие иголки. )
- Почему же они спешили? (Река покрылась льдом. )
- Перечислите, кто же были авторами письма.

Физминутка для глаз.

Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по
часовой стрелке и против неё. )
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами. )
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки. )
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох). )
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево. )

Работа со стихотворением после чтения.

1. Беседа по вопросам.
- Для чего автор написал это стихотворение-игру?
- Можно ли это стихотворение назвать познавательным? Почему?
- О чём может узнать внимательный читатель?
- Какие признаки наступления осени в лесу?

2. Чтение стихотворения по ролям.
- Организуем игру по этому стихотворению. Когда читаешь письмо, ты ясно представляешь того, с кем переписываешься, даже слышишь его голос. Вот и мы разыграем сейчас живое письмо. Постарайтесь голосом передать повадки, звуки собеседников Алёнки. (Чтение по ролям. )
- Как вы думаете, а как сам поэт Генрих Сапгир воспринимает осень, что он чувствует?
Будем надеяться, что письма из лесной страны придут и зимой, и весной, и летом. Какого цвета конверты будут, по-вашему?

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворение с.182-183.

По желанию можно выучить стихотворение наизусть.

Кто ещё мог прислать записки из леса в этом жёлтом конверте?

Напишите их от имени обитателей леса на кленовом листочке.
(Крот, змея, синичка, лось, зайцы и др. )

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

Здравствуй, Страна!

Я решила попробовать 2 новых жанра стихов (если это можно так назвать) - авторское продолжение и стихи для детей. Источником вдохновение мне служило стихотворение Г. Сапгира "Четыре конверта". Прочитав отрывок из стиха, в котором говорилось про осень, я решила самостоятельно написать продолжение. Вот, что получилось:

Г. Сапгир. Четыре конверта. Авторское продолжение

… А зимою прилетели
Снегири и свиристели.
Написала свиристель,
Как украсил заяц ель.
Скоро будет Новый Год,
Звери встанут в хоровод.
Нам сорока пишет тоже,
Что уснул под снегом ёжик,
Крепко спит барсук, енот,
Ящерица, серый крот.
А медведь так и храпит –
Притворяется, что спит.
Но сорока по секрету
Рассказала всему свету,
Что в берлоге у медведя
Родились зимою дети.
Вот Аленке пишет белка
(Как обычно – почерк мелкий) :
«Запасли орехов много,
Хватит их для всей семьи.
А в лесу сейчас красиво,
Все в снегу – земля, кусты,
И озера все замерзли,
Рыбы спят и видят сны.
Все мы очень ждем весны!»
-----------
15.03.2014 г.
San Sandra
-------
На иллюстрации: Художник - Юрий Мацик

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: