Корабельные автоматизированные системы управления. Военно-технические проблемы создания и развития современной системы управления силами вмф и пути их решения Об автоматизации управления флотом

Современные автоматизированные системы управления и телекоммуникационные средства ВМС

НПО «Марс» – активный участник военно-технического сотрудничества

Владимир МАКЛАЕВ

За почти полувековую историю учеными и сотрудниками НПО «Марс» разработаны и поставлены на вооружение три поколения информационно-управляющих систем (типа «Аллея», «Лесоруб» и т. д.) для надводных кораблей различных проектов, находящихся на вооружении ВМФ, и два поколения автоматизированной системы управления (АСУ) ВМФ. В настоящее время для современных надводных кораблей ВМФ России предприятием созданы системы управления нового поколения типа «Сигма», «Диез», «Трасса», интегрированные мостиковые системы и др.

Кроме того, в последние годы НПО «Марс» проводит целенаправленную и интенсивную работу во взаимодействии с военной наукой по определению облика интегрированных систем боевого управления (ИСБУ) перспективных российских кораблей. Разрабатывается высоконадежная и эффективная современная АСУ ВМФ РФ, интегрирующая функции управления силами и оружием, всеми видами оперативного, технического и тылового обеспечения. Система взаимодействует на основе единого защищенного информационного пространства с АСУ видов Вооруженных Сил, а также с системами автоматизированного управления других войск и войсковых формирований министерств и ведомств РФ в условиях мирного времени, угрожаемого периода и военного времени.

НПО «Марс» – активный участник военно-технического сотрудничества. Сегодня в ВМС стран Юго-Восточной Азии, БРИК, Северной Африки и других регионов успешно эксплуатируется ряд экспортных образцов изделий предприятия. Их технические и эксплуатационные характеристики по достоинству оценены Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) и зарубежными заказчиками. Так, за разработку и изготовление комплекса «Сигма-Э-956ЭМ» коллектив предприятия во главе с генеральным директором был удостоен первой Национальной премии «Золотая идея».

Предприятие постоянно стремится к укреплению и расширению своих позиций на внешнем рынке. В настоящее время ведется разработка и изготовление автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) «Лесоруб-Э» для авианосца проекта 11430, автоматизированной системы управления противоминными действиями (АСУ ПМД) «Диез-Э» для морских тральщиков различных проектов, интегрированной мостиковой системы (ИМС) и боевой информационно-управляющей системы (БИУС) «Сигма-Э» для кораблей различных проектов.

На основе образцов комплексов средств автоматизации (КСА), созданных для ВМФ РФ, предприятие предлагает на экспорт ряд боевых средств, которые обеспечивают создание комплексных систем мониторинга, охраны и обороны не только морских районов, но и всего морского пространства государства инозаказчика.

Основными боевыми средствами, предлагаемыми предприятием на экспорт, являются:

1. Береговой модульный оперативный центр (БОЦ) «83т170-Э», обеспечивающий автоматизацию функциональной деятельности оперативного состава, должностных лиц командных пунктов (КП) и штабов всех уровней управления ВМС по обеспечению автоматизированной реализации процессов управления силами (войсками) ВМС и видами обеспечения их действий.

2. Береговой модульный операционный пункт (ОП) «83т611-Э», обеспечивающий интеграцию в комплексную систему управления средств мониторинга, систем оружия берегового, корабельного и авиационного базирования, а также информационно-техническое взаимодействие с органами государственной власти и заинтересованными ведомствами.

3. Региональная тактическая система обмена данными предназначена для распределения и доведения информации боевого управления силами, войсками и обеспечения информационного взаимодействия всех элементов системы управления ВМС.

4. Корабельные автоматизированные системы, обеспечивающие управление кораблем и корабельными группами (отрядами) под командованием КП объединений (соединений), в том числе:

АСБУ «Лесоруб-Э» предназначена для управления кораблем и тактическим соединением кораблей. Основное отличие от БИУС корабля заключается в преобладании в АСБУ задач управления авиацией, базирующейся на авианосце и кораблях управляемого соединения. АСБУ представляет собой «открытую» распределенную вычислительную систему, работающую в реальном масштабе времени. Она обеспечивает объединение систем вооружения корабля в единый интегрированный комплекс, высокую степень автоматизации деятельности командного состава корабля и группы кораблей на этапах подготовки и ведения боевых действий;

БИУС «Сигма-Э» предназначена для приема, обработки информации от радиоэлектронного вооружения (РЭВ) корабля, имеющего разнотипные внешние интерфейсы, формирования обобщенной тактической обстановки для отображения на пультах управления автоматизированных рабочих мест (АРМ) и решения задач управления боевыми средствами корабля и тактической группы. Количество АРМ и решаемых задач для различных проектов кораблей зарубежных заказчиков может изменяться с учетом требуемой степени автоматизации деятельности должностных лиц командного комплекса управления и возможности размещения пультов АРМ в командных пунктах и постах корабля;

АСУ ПМД «Диез-Э», наряду с автоматизацией процессов боевого управления радиоэлектронным вооружением трального корабля и корабельной тральной группы, при выполнении противоминных действий посредством решения ряда основных функциональных задач включает подсистемы навигации и кораблевождения, управления движением и позиционированием и информационной поддержки борьбы за живучесть корабля.

С целью обеспечения взаимодействия всех вышеперечисленных типов КСА между собой и мобильными средствами (надводные корабли и суда, подводные лодки, авиация в воздухе) предприятие в кооперации предлагает использование систем связи таких, как:

Телекоммуникационные сети государства;

Магистральные цифровые радиорелейные линии;

Космические системы связи;

Радиосети ДВ-, КВ-, УКВ-, СВЧ-диапазонов.

В качестве средств мониторинга предлагается использовать:

Загоризонтные РЛС;

Двух- или трехкоординатные РЛС;

Пассивные РЛС;

Стационарные гидроакустические комплексы;

Беспилотные летательные аппараты;

Пилотируемую авиацию радиолокационного дозора;

Средства радиотехнической разведки КВ-, УКВ-диапазонов;

Средства видеонаблюдения.

Совокупность предлагаемых КСА, средств связи и мониторинга составляет «Комплексную систему мониторинга, охраны и обороны морского побережья», которая совместно с мобильными морскими и береговыми системами вооружения обеспечивает решение всех задач.

Разрабатываемые и предлагаемые предприятием изделия хорошо себя зарекомендовали в повседневной и боевой обстановке. Начальник Главного штаба ВМФ в 2008 г. наградил НПО «Марс» Почетной грамотой «За достигнутые успехи в создании телекоммуникационных и автоматизированных систем управления Военно-морского флота, обеспечивших успешное выполнение задач, поставленных Верховным главнокомандующим Российской Федерации».

Мы готовы рассмотреть предложения о взаимовыгодном сотрудничестве, обрести новых надежных партнеров, а также принять заказы на поставку нашей продукции.

Отмеченные выше принципы функционирования АСУ ВМФ предполагают иерархическую структуру ее построения. При реализации иерархической структуры построения АСУ не­обходимо руководствоваться рядом научных положений и принци­пов, перечисленных ниже:

Структура АСУ должна иметь минимально возможное число иерархических ступеней, соответствовать целям управления и обес­печивать максимизацию критериев эффективности;

АСУ должна быть адаптивной, т.е. способной изменять структуру в определенных пределах, в соответствии с изменением общих и частных целей управления, критериев эффективности, условий, в которых осуществляется управление, качества отдель­ных элементов АСУ и накопления опыта функционирования;

Структура АСУ должна обеспечивать оптимальную степень централизации управления (что создает условия для рациональной специализации и более эффективного использования технических и программных средств);

Структура АСУ должна обеспечивать кратчайшие пути про­хождения всех видов информации с учетом избирательного обслужи­вания, степени полноты и достоверности передаваемых сведений;

принципы:

Принцип создания единого информационного поля на всех уровнях управления (НК, ТГ, ГРС), заключающийся в возможности приема, передачи, обработки, хранения и использования единых унифицированных типов сообщений, единых протоколов и форм;

Принцип коллективного использования вычислительных ре­сурсов АСУ, базирующийся на распределенной обработке и хране­нии информации;

Принцип унификации и стандартизации средств, а также мо­дульность построения АСУ, обеспечивающая возможность комплексирования рационального состава, наращивания и замены моду­лей на более современные;

Принцип интеграции вооружения, технических средств и средств автоматизации управления корабля в единую боевую систему .

Рис. 3. Боевая система – ВМФ, объединение, соединение, корабль.

В соответствии с последним принципом в боевую систему (рис. 3) входят четыре подсистемы: ударная, управляющая, обес­печивающая и обслуживающая. В свою очередь, каждая подсистема включает в себя ряд элементов.

Например, ударная подсистема включает в состав боевые кон­туры противовоздушной обороны (ПВО), противолодочной обороны (ПЛО), управляемого ракетного оружия (УРО) и т.п. Управляющая подсистема включает подсистемы управления боевыми контурами и функциональными комплексами, а также комплекс средств автоматизации командира корабля (соединения). Обеспечивающая подсистема включает фун­кциональные комплексы навигации, наблюдения, (Навигационное гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение (НГГМО), радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и радиорахведки (РР), связи и обмена информацией и т.п. Обслуживающая подсистема включает средства обеспечения жизнедеятельности личного состава и функционирования технических средств.

На рис. 4 показано место АСУ (управляющей подсистемы) в боевой системе (без обслуживающей подсистемы).

Исходя из приведенного подхода, можно дать еще одно опреде­ ление АСУ.

АСУ- это организационно-техническое формирование, вклю­чающее комплекс средств автоматизации (КСА) командующего (командира), информационно-управля­ющую подсистему, подсистемы управления боевыми контурами и функциональными комплексами, объединенные технически и ин­формационно посредством системы обмена данными (СОД).

Рис. 4. Роль и место АСУ (управляющей подсистемы) в боевой системе корабль (соединение, объединение).

Устройство АСУ. Тема 3.

Лекция. Принципы построения и функционирования АСУ ВМФ.

1. Место АСУ в системе управления ВМФ.

2. Принципы функционирования АСУ ВМФ.

3. Принципы построения АСУ ВМФ.

Учебная цель : Изучить основные принципы построения и функционирования АСУ ВМФ.

Литература :

1. В.Ф. Шпак Основы автоматизации управления. Ч.1, стр. 110-114. Петродворец, ВМИРЭ, 1998 г.

2. Н.Ф. Директоров и др. Автоматизация управления и связь в ВМФ. С. 107-114. СПб. Элмор, 2001.г.

3. В.И. Кидалов, В.Г. Тодуров, В.Г. Типикин. АСУ ВМФ. Основные этапы создания. В журн. Автоматизация процессов управления №1. Ульяновск, НПО «МАРС», 2004.

1. Место асу в системе управления силами вмф.

АСУ ВМФ является интегрированным понятием, так как общей единой АСУ ВМФ на вооружении нет. Есть подсистемы АСУ ВМФ, есть отдельные локальные вычислительные сети (ЛВС) и комплексы средств автоматизации (КСА), которые не сопряжены друг с другом в единую систему. Исторически сложилось так, что эти подсистемы и комплексы разрабатывались и внедрялись независимо друг от друга, без единой концепции автоматизации процессов управления ВМФ.

Так, командная подсистема АСУ ВМФ создавалась в рамках АСУ Вооруженными силами (ВС) под эгидой Управления связи ВС. Работы были поручены Ульяновскому филиалу Центрального морского научно-исследовательского института, который вскоре был преобразован в самостоятельный научно-исследовательский институт, а затем в федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственное объединение МАРС» (ФГУП НПО МАРС). Совместно с НПО «МАРС» в работе участвовали 24 центральный НИИ министерства обороны (24 ЦНИИ МО), 34 НИИ МО, Военно-морская академия и ряд других организаций военно-промышленного комплекса.

Информационная подсистема АСУ ВМФ создавалась как совокупность связанных между собой информационно-вычислительных центров (ИВЦ) флотов. Создание информационной подсистемы осуществлялось под руководством Радиотехнического управления (РТУ) ВМФ.

Боевые информационные управляющие системы (БИУС) надводных кораблей и подводных лодок создавались как автономные системы для автоматизации управления боевыми средствами и оружием, не имеющие средств сопряжения с вышестоящими АСУ.

Таким образом, созданные в прошлые годы системы и средства автоматизации управления ВМФ в основном строились по ведомственному принципу, обеспечивая автоматизацию управления отдельными процессами внутри ВМФ. Идеологическая и программно-техническая совместимость обеспечивалась только в АСУ высших звеньев управления.

Тем не менее, опыт разработки и боевого применения позволил определить роль и место АСУ в системе управления ВМФ, прекратив многочисленные споры на эту тему. Место АСУ в системе управления ВМФ представлено на рис. 1.

Рис. 1. Место АСУ в составе системы управления ВМФ.

2. Принципы функционирования асу вмф.

Полная автоматизация процессов управления силами флота невозможна. В качестве обязательного и главного звена управления выступает человек (командующий, командир, оператор), выполняющий по должност­ному назначению те функции управления, которые не могут быть формализованы, алгоритмизированы и выполнены компьютером.

Именно на этом принципе (выполнения человеком не формали­зуемых процессов управления) строятся системы управления, в ко­торых формализованные операции выполняют компьютеры, а неформализованные - человек. Это предполагает разумное использование естественного человеческого интеллекта.

Ожидаемый результат при этом заключается в следующем: на основе использования компьютеров в автоматизи­рованных системах управления должен быть достигнут более высо­кий интеллектуальный уровень деятельности человека по выполне­нию не формализуемых функций управления, а в целом - осущест­влено более эффективное управление процессами функционирова­ния сложных систем.

Автоматизация управления основывается и реализуется с помо­щью средств современной вычислительной техники и информаци­онных технологий.

Существуют две различные трактовки понятия ав­томатизированной системы управления (АСУ).

Согласно одной из них, АСУ предлагается рассматривать как некоторый комплекс средств и систем автоматизации различных процессов управления, распределенных на разных уровнях и объектах технических средств обеспечения органа управления в системе управления.

Согласно другой трактовке, при достаточном насыщении системы управления средствами автоматизации, понятия «система управления» и «автоматизированная система управления» совпадают. Специалисты полагают, что обе эти трактовки правомерны, объяс­нимы и имеют право на существование. Необходимо только разум­но разделить их содержание в практической деятельности. Для этого целесообразно рассмотреть несколько типовых определений назначения АСУ.

Сущность автоматизации заключается в том, что ряд функций по управлению силами флота (которые раньше выполнялись должност­ными лицами органов управления), передаются специальным тех­ническим устройствам. Это освобождает командующих (команди­ров) от технической работы, создает более благоприятные условия для творческого руководства боевыми действиями.

При этом все более значительное место в обеспечении эффек­тивной работы систем управления занимает автоматизация процес­сов, которые определяют качественно новый, недостижимый ранее уровень выполнения функций по сбору, передаче, обработке, ото­бражению информации, по выработке решения, его доведению до сил и исполнению.

Таким образом, понятие "АСУ" представляет собой сложную категорию. С одной стороны, она отражает системную организацию всех многообразных средств автоматизации процессов управления, а с другой - представляет саму систему управления силами флота как сложную человеко-машинную, организационно-техническую систему, эффективность функционирования которой всесторонне обеспечивается обработкой информации с помощью электрон­но-вычислительной техники (ЭВТ).

Принципы построения и функционирования АСУ ВМФ, а также состав основных элементов и их взаимосвязь определяются исходя из:

Сущности процессов, происходящих при управлении силами;

Основ организации построения и взаимодействия управляе­мых объектов;

Особенностей ведения боевых действий управляемыми силами;

Назначения и места АСУ в единой системе управления силами. Напомним, что в общем случае управление осуществляется следующим образом (принципы функционирования АСУ ).

Информация о состоянии объекта и об обстановке в районе бое­вых действий поступает в орган управления, где в соответствии с поставленной боевой задачей, на основе анализа поступивших све­дений вырабатываются управляющие воздействия. Управляющие воздействия, в свою оче­редь, поступают на объект управления. Под влиянием этих воздей­ствий объект управления сохраняет или принимает новое состоя­ние. Подобный процесс (цикл управления) повторяется до тех пор, пока не будет до­стигнута цель боевых действий.

Для реализации каждого из этапов цикла управления необходима материальная основа. Например, для получения информации о внеш­ней среде, противнике и своих силах необходимы непрерывно функци­онирующая подсистема освещения обстановки (добывающая эту ин­формацию) и подсистема связи (передающая данную информацию органам управления).

Для обработки добытой информации и принятия решения по управлению силами флота орган управления должен иметь соответствующую подсистему поддержки принятия решений (СППР), оснащенную средствами автоматизации.

Для доведения решений до объектов управления и контроля ис­полнения, а также для связи с вышестоящим органом управления необходима опять таки подсистема связи. В силу повышенных требований к оперативности, скрытности и надежности доведения команд и донесений, часть подсистемы связи, предназначенная для этих целей, может быть выделена в отдельную подсистему – командную систему боевого управления (КСБУ).

В процессе "интеллектуализации" АСУ ВМФ, которая заключается во все более широком применении современных методов матема­тического моделирования, в том числе методов решения оптимизационных задач и систем искусственного интеллекта, в составе АСУ появилась подсистема поддержки принятия решений (СППР). Специалисты часто называют эту подсистему средствами авто­матизации управления силами флота (САУСФ).

СППР позволяет командиру в процессе при­нятия решения не только обращаться к справочной информации и формализованным документам, но и осуществлять "проигрывание" различных вариантов боевых действий посредством моделирования на ЭВМ, решать расчетные задачи, использовать базу знаний экс­пертной системы и на этой основе оперативно принимать (подготав­ливать для утверждения) обоснованные решения.

Таким образом, обоснован состав функциональных элементов АСУ, который может изменяться, исходя из назначения АСУ (АСУ силами, АСУ боевыми средствами, АСУ специального назначения). Организацию построения и взаимодействия объектов управле­ния определяют руководящие документы; она оказывает соответст­вующее влияние на взаимосвязь и структуру АСУ различных уров­ней управления.

Особенности ведения боевых действий объектами управления предъявляют определенные требования к элементам АСУ и их взаи­мосвязям. Следует отметить те особенности действий объектов управления, которые могут сказываться на принципах и структуре построения АСУ силами флота:

Значительный пространственный размах ведения боевых действий и связанная с этим возможность взаимного перемещения объектов управления на значительные расстояния;

Подверженность всех элементов системы управления в про­цессе функционирования непрерывному интенсивному воздейст­вию противника и внешней среды;

Необходимость быстрого перехода от одной боевой органи­зации сил (объектов управления) к другой в соответствии с измене­ниями обстановки;

Разнородный состав группировок сил, ведущих боевые дей­ствия в различных районах океанских (морских) театрах военных действий - О(М)ТВД, формируемый из различных объединений ВМФ;

Расположение органов управления силами флота преимуще­ственно на береговых командных пунктах, а боевых и технических средств флота - на кораблях ВМФ;

Высокие психологические и физические нагрузки, приходящиеся на обслуживающий персонал системы управления.

Перечисленные особенности предопределяют основы построе­ния и функционирования автоматизированных систем управления ВМФ.

Исходя из изложенных положений, схему функционирования АСУ (на примере группировки разнородных сил) можно представить в следующем виде (рис. 2).

Информация состояния от объекта управления (сил в море), ин­формация об обстановке от подсистемы освещения обстановки, а также командная информация в виде приказов и директив от выше­стоящих органов управления поступает по каналам подсистемы свя­зи и БУ на командные пункты управления ГРС.

Операторы, при помощи комплекса средств автоматизации сис­темы поддержки принятия решений (КСА СППР), осуществ­ляют подготовку данных для принятия командиром ГРС решения. Затем решение оформляется в виде команд, приказов, распоряжений, которые с помощью командной системы боевого управления передают на объекты управления. Командная информация может быть передана и в подсистему освещения обстановки - с целью управления ее функционированием для решаемых силами задач. Ход и исход боевых действий, в случае необходимости, оформляется в виде докладов и донесений, которые с помощью КСБУ доводятся до вышестоящего командования, взаимодействующих сил.

Рис. 2. Схема функционирования АСУ группировки разнородных сил (ГРС) (один из вариантов).

Такое представление функционирования системы управления позволяет подразделить все ее элементы на три группы:

Объекты управления (силы в море);

Источники информации об обстановке (подсистема освеще­ния обстановки);

Средства управления (подсистема связи, командная система бо­евого управления (КСБУ), подсистема поддержки принятия решений).

Если обратить внимание на структуру элементов системы управления силами, виден единый (системный) подход к автомати­зации управления.

Например, подсистемы связи и освещения обстановки тоже имеют свои объекты управления: источники информации об обста­новке в районе применения и о состоянии средств связи и освеще­ния обстановки; средства поддержки принятия решений (СППР) по управлению связью и освещением обстановки соответственно. При помощи этих объектов органы управления упомянутых подсистем осуществляют принятие решений по применению средств связи или освещения обстановки.

Силы в море имеют на вооружении соответствующие АСУ так­тических групп, кораблей, АСУ оружием и техническими средства­ми, построенные по тем же принципам.

В соответствии с предлагаемым системным подходом можно дать следующее определение АСУ силами.

АСУ силами - это совокупность технических и программных средств, обеспечивающих принятие реше­ний по управлению силами в соответствии с поставленной задачей и информацией от системы освещения обстановки, а также передачу сигналов боевого управления подчиненным и взаимодействующим силам.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №10.2005 г. (стр. 18-22)

ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ В ВМФ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Капитан 2 ранга СЮ. КОНДАКОВ

Капитан 1 ранга в отставке Н.Г. НИКИТИН

СОВРЕМЕННОЕ состояние автоматизации управленческой деятельности командования и должностных лиц ВМФ характеризуется многоплановым применением современных информационных технологий (базовых, функциональных, коммуникационных), реализуемых с использованием компьютерно-коммуникационных средств. В ВМФ пройден большой путь по разработке и внедрению в практику деятельности органов военного управления (ОВУ) информационных технологий. По времени он может быть разделен на три периода, а именно:

1958-1975 годы - ввод в эксплуатацию на объектах флота автономных универсальных ЭВМ, формирование в ГШ ВМФ и штабах флотов информационно-вычислительных центров;

1975-1990 годы - создание и прием на вооружение первых автоматизированных информационно-расчетных систем, локальных автоматизированных информационных систем, систем боевого управления, автоматизированных систем обмена данными между стационарными объектами управления, автоматизированной подсистемы обмена данными с подводными лодками и надводными кораблями в море и др.;

с 1990 года по настоящее время - период массового внедрения в управленческую деятельность должностных лиц ОВУ автоматизированных рабочих мест, объединенных в локальные вычислительные сети, развертывания комплексной автоматизации процессов управления ВМФ путем интеграции существующих и разрабатываемых автоматизированных систем (комплексов средств автоматизации), автоматизированных систем на основе унифицированных комплексов средств автоматизации, объединяемых автоматизированными системами телекоммуникации и связи.

Главенствующая роль по разработке и внедрению в органах военного управления ВМФ информационных технологий управления полвека назад была возложена на Вычислительный центр № 2 МО СССР (в настоящее время 24 ЦНИИ МО РФ). За свою полувековую историю сотрудниками института была проведена большая и сложная работа по созданию и совершенствованию научно-методического аппарата решения системно-технических, математических, информационных и организационных вопросов проектирования автоматизированных систем управления ВМФ и внедрению их в практику работы ОВУ ВМФ. Особого внимания заслуживают разработка, внедрение и сопровождение в комплексах средств автоматизации ВМФ специального математического, программного и информационно-лингвистического обеспечения в интересах автоматизации процессов управления силами, оружием и техническими средствами флота.

На первом этапе были проведены фундаментальные исследования по выявлению направлений и установлению приоритетов автоматизации управленческой деятельности командования и должностных лиц ОВУ. Они проводились в рамках комплексных научно-исследовательских работ (соисполнители Военно-морская академия, НИУ ВМФ и штабы флотов).

Изучение и анализ практики управленческой деятельности на флотах и в центральных органах управления ВМФ позволили выделить в данном процессе основные компоненты, подлежащие автоматизации, а именно: обеспечение командования и должностных лиц ОВУ информацией об оперативной обстановке на океанских и морских театрах военных действий, состоянии и действиях своих сил, ВМС вероятного противника и среды; выработка, принятие решений, разработка планов выполнения поставленных задач и формирование предложений по их осуществлению; организация выполнения поставленных задач в соответствии с разработанными планами действия сил; постановка задач управляемым силам, отдача команд, распоряжений и приказаний; осуществление контроля выполнения планов, мероприятий, действий сил; корректура планов, хода действий сил и мероприятий; отчетность и информирование вышестоящего командования о выполнении поставленных задач.

Для решения проблем автоматизации процессов управления в 24 ЦНИИ МО, Военно-морской академии и НИУ ВМФ были развернуты работы по следующим направлениям: разработка информационно-расчетных задач для реализации на универсальных вычислительных машинах, внедряемых на объектах ВМФ (в штабах флотов и ГШ ВМФ); подготовка информационно-лингвистического обеспечения решения информационно-расчетных задач на автономных ЭВМ и в перспективных автоматизированных системах; всестороннее, тщательное исследование методологии и технологии создания информационных и расчетных задач; обоснование и выработка методов и моделей сопряжения универсальных и специализированных ЭВМ с каналами связи и источниками информации (радиотехническими средствами).

Научными сотрудниками института и другими НИУ ВМФ в тесной связи с оперативным составом ГШ ВМФ и штабов флотов в кратчайшие сроки был разработан целый ряд информационно-расчетных задач и математических моделей по сбору и обработке информации об оперативной обстановке на океанских и морских театрах военных действий (в том числе о космической, радиоэлектронной, радиационной, бактериологической и химической обстановке, ядерных и химических ударах), об элементах тылового, специального и технического обеспечения сил; по учету тактико-технических характеристик, боевых потенциалов и нормативов использования сил, оружия и технических средств ВМФ и ВМС иностранных государств; по сбору, обработке и оценке физико-географических, климатических и погодных условий в районах проведения операций (боевых действий), а также других факторов, влияющих на выполнение боевых задач; по автоматизации процессов управления ракетными подводными крейсерами специального назначения; по оценке обстановки и выработке предложений в замысел и решение командующих (командиров) на проведение операций (боевых действий).

Информационно-расчетные задачи, получившие положительные оценки пользователей и прошедшие опытную эксплуатацию, для широкого использования включались в «Библиотеку методик ВМФ» при 24 ЦНИИ МО. Уже к 1968 году в ней содержалось более 100 полноценных информационно-расчетных задач применительно к ЭВМ, внедряемым на объектах ВМФ. Данные научно-методические материалы широко использовались в повседневной деятельности должностными лицами ГШ ВМФ и штабов флотов при заблаговременном планировании операций (боевых действий сил), в организации и непосредственном управлении силами боевой службы и боевого дежурства, а также на мероприятиях оперативной подготовки (командно-штабных учениях). В целях обеспечения эффективного применения «Библиотеки методик ВМФ» и облегчения труда оперативного состава органов управления в 24 ЦНИИ МО были созданы система автоматизированного распределения исходных данных и единая система автоматизации расчетов (ЕС АР).

Одновременно на данном этапе в 24 ЦНИИ МО проводились работы по созданию унифицированного информационно-лингвистического обеспечения (поддерживающего решение упомянутых задач) для автоматизированных систем управления ВМФ. При этом главное внимание уделялось разработке информационных языков представления содержаний боевых и административных документов, а также записи данных в запоминающих устройствах ЭВМ. Разрабатывались синтаксис, семантика, классификаторы и кодировочные словари, способы формализации документов, ключевых фраз для формализации содержаний оперативных и разведывательных сводок - такие, как формулярный, анкетный, табличный и другие, которые применяются и в настоящее время. Были начаты работы по созданию «единого информационного поля данных ВМФ» - прототипа современного единого информационного ресурса обеспечения решения задач «Библиотеки методик ВМФ». Обосновывались предложения по разработке типового программного обеспечения для реализации информационных задач в ЭВМ, которые впоследствии явились основой автоматизированных информационно-поисковых систем документального и фактографического типов, а также современных систем управления базами данных.

Революционным поворотом в области применения информационных технологий в управлении явилось внедрение (с января 1975 года) в штабах флотов и ПП ВМФ автоматизированной системы МВУ-Б2 (МВУ-Б2М) и первой во флоте применительно к ЭВМ типа «БЭСМ» уникальной многофункциональной оперативной фактографической информационной системы (ОФИС). Эта система - совместная отечественная разработка специалистов Центрального научно-исследовательского института комплексной автоматизации (г. Москва) и 24 ЦНИИ МО (Б.Т. Шрейбер, СИ. Вайнштейн, Л.Л. Бубер, Н.Г. Никитин, Ю.Г. Храбров).

Программное обеспечение ОФИС выполняло функции инструментальных средств создания информационных систем, а также информационно-поисковых систем фактографического и документального типов. Кроме того, с его помощью осуществлялись: формирование и поддержка в актуальном состоянии и соответствии документальных и фактографических баз данных; обработка входящих документов (сообщений и запросов), формализованных упомянутыми способами на русском языке (для запросов); поиск и выдача операторам в требуемом виде (табличном, текстовом, анкетном) информации о реальной обстановке на индикаторные устройства из баз данных по указанным атрибутам и в формулярном виде на устройства наглядного отображения (экраны и планшеты) системы МВУ-Б2; поиск и выдача информации в ЕСАР для решения расчетных задач из «Библиотеки методик ВМФ», для чего на основе ОФИС в системе МВУ-Б2 была создана и поддерживалась в актуальном состоянии база данных о силах, оружии и средствах ВМФ и ВМС вероятного противника, гидрометеообстановке на океанских и морских театрах военных действий, береговых объектах, командных пунктах и системах управления, боевых потенциалах и нормативах по применению сил и оружия; обеспечение и контроль доступа пользователей к базам данных; разграничение доступа к различным разделам баз и конкретным записям об объектах и их элементах; администрирование процесса обработки информации и контроль функционирования ее компонентов.

Программное обеспечение ОФИС представлялось в виде множества отдельных процедур различных уровней, которые автоматически интегрировались для выполнения заданий, изложенных в сообщениях или запросах. ОФИС была выполнена в виде «многоязыковой системы», способной вести обработку и выдачу фактографической информации на нескольких языках. Это достигалось за счет применения единой системы кодирования словарных терминов.

С помощью ОФИС уже в системе МВУ-Б2 был реализован классический вариант функционирования информационно-расчетной системы (рис.), реализующей информационные технологии управления.

С внедрением на объектах ВМФ системы МВУ-Б2, ее модификации (система МВУ-Б2М), автоматизированной подсистемы обмена данными с подводными лодками и надводными кораблями в море начинается второй этап применения информационных технологий управления. В этот период при 24 ЦНИИ МО создается Центр по разработке специального математического и программного обеспечения для автоматизированных систем ВМФ, обеспечивающий реализацию информационных технологий в ОВУ флота. В результате совместной деятельности специалистов центра, Военно-морской академии, НИУ ВМФ, ГШ ВМФ, штабов флотов и промышленности в этот период практически осуществляется автоматизация процессов обработки информации об оперативной обстановке на океанских и морских театрах военных действий в ГШ ВМФ, штабах флотов, штабах флотилий разнородных сил и военно-морских базах. Одновременно проводится автоматизация формирования и представления командованию срочных табельных донесений (оперативных и разведывательных сводок, документов по составу и состоянию сил боевой готовности объединений ВМФ, документов по составу и состоянию оружия на складах и арсеналах флота), реализуется «межмашинный» обмен информацией между автоматизированными системами объектов управления различных уровней, а также автоматизированное доведение командной и справочной информации до кораблей в море. Вместе с тем разрабатывается и внедряется в практику деятельности оперативного состава центрального командного пункта ВМФ и командных пунктов флотов автоматизированный комплекс задач планирования и контроля боевой службы и боевого дежурства. В дополнение к уже существующим задачам и методикам разрабатываются комплексы задач по обоснованию вариантов боевого применения сил в морских операциях (боевых действиях), различных видов оперативного, тылового и технического обеспечения, по планированию и боевому применению сил разведки, связи, РЭБ, ПВО в операциях флота (боевых действиях). Параллельно всесторонне совершенствуется комплекс задач по автоматизации процессов управления и обеспечения боевой устойчивости ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.

Кроме того, командованием ВМФ принимается решение о создании Центрального (при 24 ЦНИИ МО) и региональных (в ГШ ВМФ, штабах флотов) фондов алгоритмов и программ. Разрабатывается целевая программа создания специального математического и программного обеспечения для автоматизированных систем ВМФ до 2020 года.

Примечательной особенностью этого периода явилась разработка специалистами института (вице-адмирал B.C. Бабий, капитаны 1 ранга: Т.С. Черватюк, Б.П. Бичаев, Ю.П. Гущин) концепции создания математической модели имитационного моделирования двусторонних боевых действий в интересах оценки эффективности принимаемых командованием решений на проведение операций (боевых действий), а также для проведения оперативно-тактической подготовки должностных лиц органов военного управления. Впоследствии эта математическая модель была разработана в нескольких модификациях (ответственные исполнители А.Б. Чевалюк, А.В. Уланов, И.С. Кудинова), успешно прошла испытания в Военно-морской академии, оперативном управлении ГШ ВМФ, Военной академии ГШ ВС и в настоящее время успешно применяется на мероприятиях оперативной подготовки, постоянно совершенствуется по предложениям пользователей.

С 1990 года начата комплексная автоматизация процессов управления ВМФ на основе существующих комплексов средств автоматизации, вновь разрабатываемых автоматизированных систем управления путем массового внедрения персональных ЭВМ и локальных вычислительных сетей, современных автоматизированных систем телекоммуникации и связи. Сегодня эта работа проводится в рамках создания единой интегрированной автоматизированной системы управления (ИАСУ) ВМФ. Информационные технологии управления и создаваемый в ИАСУ ВМФ единый информационный ресурс (единое информационное пространство) являются главными составляющими проектирования функциональных систем и подсистем ВМФ.

24 ЦНИИ МО разработана методология обоснования состава и содержания информационных технологий и потребного информационного ресурса для реализации в ИАСУ ВМФ функциональных систем и подсистем. В ее основу положен системный анализ функциональной, системной и технической архитектур проектируемой функциональной системы (подсистемы) и автоматизированной системы управления в целом. Одновременно проводятся работы по созданию уникального программного комплекса, адаптируемого на языке оператора высокого уровня для реализации функциональных технологий. Совместно с промышленностью в автоматизированных системах внедряются современные базовые информационные технологии, и в первую очередь: электронная почта, Web-технология (в том числе создания, ведения и поддержания в актуальном состоянии баз данных и хранилищ информации), геоинформационная система системы обеспечения безопасности информации, организации решения функциональных задач.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Ю.В. АЛЕКСЕЕВ - кандидат военно-морских наук, лауреат Государственной премии, контр-адмирал,
Ю.П. БЛИНОВ - кандидат технических наук


Расширение задач ВМФ, выход его в океан, увеличение пространственного охвата системами разведки, освещение обстановки и связи выдвинули проблему качественного улучшения системы управления силами и средствами ВМФ в боевых и повседневных условиях. Решение проблемы осложнялось необходимостью учета особенностей современной вооруженной борьбы на море, которые заключались в активном радиоэлектронном противодействии, скоротечности боевых столкновений на значительных удалениях противоборствующих сторон и широкомасштабных действиях сил в воздушном, надводном и подводном пространстве.

Анализ процесса управления силами и средствами ВМФ показал, что принятие оптимального решения в условиях быстро меняющейся обстановки, резкого увеличения потоков информации и сокращения времени на ее обработку возможно только при автоматизации процесса управления за счет создания и оснащения подводных лодок, надводных кораблей, морской авиации и береговых командных пунктов различных уровней автоматизированными системами управления (АСУ).

Результаты исследований, выполненных 24-м ЦНИИ МО, позволили сделать вывод, что в условиях активного огневого и радиоэлектронного противодействия вклад корабельных АСУ в эффективность решения боевых задач сопоставим с вкладом ударного оружия.

Необходимость создания АСУ потребовала разрешения сложной наукоемкой проблемы, связанной, с одной стороны, с разработкой надежных. быстродействующих средств вычислительной техники, с другой - с разработкой и реализацией на этих средствах большого числа математических моделей морских операций, адекватных фактическим действиям сил и процессу управления ими в боевых условиях. К решению этих важных для ВМФ вопросов привлекались ведущие ученые и специалисты в области теории управления, информатики, математики и радиоэлектроники ВМФ. АН, промышленности и вузов. Результаты выполненных ими исследований легли в основу создаваемых корабельных АСУ.

Первые работы по созданию средств автоматизации процесса управления подводной лодкой и надводным кораблем были выполнены в 50-е годы в НИИ ВМФ. Тогда в интересах повышения эффективности управления на боевые корабли стали устанавливать отдельные радиоэлектронные средства автоматизации управления, однако это не дало значительных результатов, так как они не были единой системой, имели низкую надежность и оперативность функционирования. Для решения этих вопросов учеными Академии наук академиками А.И. Бергом и Б.В. Гнеденко успешно проведены исследования, результаты которых позволили существенно повысить эффективность корабельных радиоэлектронных средств.

Появление элементов вычислительной техники и первых цифровых вычислительных машин позволило проводить исследования по возможности их использования в экспериментальных образцах вооружения. Руководили этими исследованиями И.А. Семко и Б.Ф. Дубовов.

Этот период характеризуется тесным научным взаимодействием по вопросам создания корабельных АСУ 24-м ЦНИ с 1-м, 9-м, 14-м, 28-м и 34-м НИИ МО, с Институтом автоматики и телемеханики АН, возглавляемым академиком В.А. Трапезниковым, Институтом кибернетики Украинской АН, возглавляемым академиком В.М. Глушковым, Институтом точной механики и вычислительной техники, возглавляемым академиком С.А. Лебедевым, и др.

Были определены пути решения проблем повышения оперативности и обоснованности принимаемых решений, централизованного сбора и обработки информации, формирования единой информационной обстановки на корабле, работы системы с разделением времени, алгоритмизации задач управления и др. Выполненные научно-исследовательские работы позволили приступить к созданию первых корабельных АСУ - боевых информационно-управляющих систем (БИУС).

В разработку первой для подводных лодок БИУС “Туча” большой творческий вклад внесли ученые ВМФ: Л.Ф. Колышев, И.А. Семко, И.А. Чеботарев, Г.Н. Бобков, Ю.А. Попов и М.А. Синильников. Активное участие в разработке БИУС “Туча” приняли ученые Военно-морской академии и НИУ ВМФ - А.И. Чернозубов, А.А. Канарейкин, В.Н. Матвиенко, Д.С. Раль и другие. БИУС “Туча” позволяла командиру централизованно управлять боевой деятельностью подводной лодки, решать широкий круг задач по сбору, обработке информации и отображению ее на едином пульте, управлять оружием, а также решать задачи кораблевождения и навигации. Разработка БИУС “Туча” проводилась коллективом ЦНИИ “Агат” под руководством Г.А. Астахова и главного конструктора Р.Р. Бельского. Система успешно прошла опытную эксплуатацию, а ее создатели были удостоены Ленинской премии.

В этот же период был разработано техническое задание на БИУС “Аккорд” для комплексно-автоматизированной подводной лодки проекта 705. Общее руководство за проведением работ по проекту автоматизации подводной лодки осуществлял академик А.П. Александров, а научное руководство созданием систем управления для нее — академик В.А. Трапезников. Главным конструктором БИУС “Аккорд” был назначен А.И. Буртов.

Обоснование БИУС “Аккорд” впервые проводилось на основе анализа деятельности всех боевых частей и боевых постов подводной лодки в различных боевых эпизодах и представлении подводной лодки как единой человеко-машинной системы. Много творческого труда в создание БИУС вложили ученые НИУ ВМФ - С.П. Чернаков, А.А. Чехальян, В.С. Нехай, П.П. Фридолин, Л.С. Филимонов и другие. Большую помощь в реализации научных идей при проектировании БИУС “Аккорд” оказывал академик Н.Н. Исанин.

Работы по созданию первых БИУС дали новый импульс развитию корабельной вычислительной техники. Результаты работ позволили решить проблему создания на базе внедрения микроэлектроники БИУС “Узел”, которая нашла широкое применение при оснащении дизельных подводных лодок. Разработка системы осуществлялась Ленинградским конструкторским бюро Министерства электронной промышленности (ЛКБ МЭП), возглавляемым Ф.Г. Старосом. Благодаря тесному взаимодействию ученых ВМФ и промышленности, прошедших школу создания первых БИУС, а также внедрению ряда принципиально новых технических решений уже в1973 г. БИУС“Узел” была принята на вооружение и уже продолжительное время является системой, экспортируемой в Индию, Алжир, Иран и ряд других стран.

В связи с совершенствованием оружия, навигационного и радиотехнического вооружения появилась необходимость расширения объема задач, возлагаемых на средства цифровой вычислительной техники (ЦВТ), и повышения их быстродействия, объемов памяти, обеспечения диалога оператор—машина. Реализация этих требований была осуществлена в БИУС “Алмаз” и ракетной боевой управляющей системе “Альфа”.

В ходе выполнения ряда НИР в период 1986-1993 гг. был проведен большой цикл исследований по разработке методологии военно-экономических обоснований автоматизированных систем управления подводной лодкой, определению состава, структуры и организации функционирования АСУ на принципах комплексной автоматизации процессов управления. Полученные результаты применительно к перспективной подводной лодке нового поколения получили одобрение и признание. В организации проведения исследований по этому направлению большая заслуга принадлежит ученым ВМФ Г.С. Кубатьяну, Д.П. Зубкову, И.Н. Задворнову, В.К. Буйко и другим.

В связи с развертыванием работ по строительству подводных лодок третьего поколения было обосновано под руководством В.С. Бабия техническое задание на базовый ряд БИУС “Омнибус” для всех проектов подводных лодок этого поколения.

Реализация базового принципа позволила на 90% унифицировать как математический аппарат, так и технический состав БИУС. Впервые БИУС “Омнибус” разработана как система “полуоткрытого типа” с включением в се состав внешней памяти на магнитной ленте, что обеспечивало большие модернизационные возможности задач, необходимость которых диктуется непрерывным развитием тактики действий и использования оружия подводных лодок.

В процессе проектирования БИУС ряда “Омнибус” коллективами НПО (быв. ЦНИИ) “Агат” МСП под руководством Э.В. Рыкова, НИУ ВМФ под научным руководством А.В. Лоскутова и В.С. Чернова был выполнен большой объем работ по разработке оперативно-тактических постановок задач, их моделированию, согласованию алгоритмов функционирования и разработке руководств по боевому использованию. Большой вклад в создание БИУС внес вице-адмирал И.И. Тынянкин.

Реализация базового принципа построения БИУС позволила при ограниченных затратах и в сравнительно короткие сроки оснастить подводные лодки всех проектов третьего поколения современными корабельными АСУ.

Вопросы автоматизации управления силами, оружием и техническими средствами соединений, тактических групп и одиночных надводных кораблей были рассмотрены НИУ ВМФ в 1955-1957 гг. в научно-исследовательских работах по изысканию технических путей построения и оборудования командных пунктов авианесущих кораблей по управлению летательными аппаратами.

В 1957-1961 гг. была обоснована, а НПО “Агат” создана система трансляции, целеуказа-ния и взаимного обмена информацией между кораблями тактической группы типа “Море-У”. Главный конструктор системы - Е.Д. Егоров.

При создании системы были решены проблемы автоматизированного обмена информацией между кораблями тактической группы, выдачи целеуказания оружию, что позволило координировать действия отдельных кораблей в составе тактической группы в ходе ведения боевых действий. Однако жизнь требовала создания не только информационной системы, а и управляющей, обеспечивающей выработку рекомендации для командира по применению оружия и особенно в таком динамическом процессе, как ПВО.

В 1961 г. в НИУ ВМФ была выполнена работа по обоснованию комплексной системы сбора и обработки информации для централизованного управления силами и оружием кораблей тактической группы, в результате чего развернулись работы по созданию первой БИУС для надводных кораблей типа “Корень”. Создание системы позволило: решить проблему автоматизированного сбора, обработки и обмена информации между кораблями и тактическими группами, решение задач выбора и распределения оружия ПВО ПЛО, задач наведения истребителей и вертолетов. БИУС сопрягалась с РЛС, что позволяло решать задачи в динамике боевых действий. Большой вклад в создание БИУС “Корень” внесли Ю.Н. Букашко, Г.И. Максимов, С.Н. Кирилин, С.Д. Воронин и другие.

БИУС “Корень” в 1967 г. успешно прошла государственные испытания и была установлена на противолодочный крейсер “Москва”. Главный конструктор системы - В.3. Абрамов. В последующем была разработана модификация БИУС типа “Корень” в части выработки плана целераспределения средств ПВО на самооборону. Ею были вооружены большие противолодочные корабли. Все это, в конечном счете, позволило упростить работу операторов и начальника ПВО, повысить оперативность и обоснованность в оценке и анализе обстановки при выработке целераспределения средств ПВО. Однако при реализации выработанного плана целераспределение зенитных огневых средств (ЗОС) корабля по-прежнему было не автоматизировано. Поэтому отражение массированных налетов оставалось трудной проблемой для тактической группы кораблей.

Вычислительные возможности БИУС типа “Корень” даже для своего периода были явно недостаточными, что потребовало перехода ко второму поколению корабельных систем автоматизации управления. С этой целью в конце 60-х и начале 70-х годов НИУ МО выполнили ряд комплексных НИР по проблемам повышения эффективности боевого использования оружия и радиоэлектронных средств (РЭС) кораблей в составе тактических групп за счет автоматизации управления. По результатам работ было разработано техническое задание на новое поколение БИУС “Аллея-2” для тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР), в котором уже технически были объединены и значительно расширены функции систем “Море-У” и “Корень”. Работы велись НПО “Марс” под руководством Ю.М. Ковальского и главного конструктора В.И. Кидалова. Научное руководство и сопровождение от ВМФ осуществляли В.А. Шилов, А.Б. Рожков, Н.Г. Никитин и В.К. Коваль. Опытный образец БИУС “Аллея-2”, установленный на ТАВКР “Киев”, успешно выдержал испытания и в 1976 г. был принят на вооружение.

С появлением низколетящих противокорабельных ракет возникла новая научная проблема совершенствования контура ПВО в части оптимального распределения управленческих функций между средствами управления, входящих в этот контур. Поэтому при создании очередной модификации БИУС второго поколения особое внимание было уделено решению этой проблемы. В результате для головного ТРКР “Киров” была разработана БИУС “Аллея-2М”, успешно прошедшая государственные испытания в 1980 г. За счет внедрения автоматизированного режима работы удалось значительно сократить время от обнаружения цели до схода зенитных управляемых ракет (ЗУР).

К началу 80-х годов на вооружении надводных кораблей находилось несколько десятков БИУС первого и второго поколений.

В основу разработки БИУС третьего поколения для НК был положен, так же как и для ПЛ, принцип базовости. Техническая политика создания БИУС, а также военно-научное сопровождение их в организациях промышленности осуществлялись под руководством В.С. Бабия при участии Л.Б. Ивановского, В.А. Шилова, А.Д. Сорокина и других.

Базовая БИУС “Лесоруб” создавалась в НПО “Марс” под руководством В.П. Тодурова. Она была предъявлена на государственные испытания в 1980 г. Переход к элементной базе третьего поколения позволил значительно улучшить ТТХ БИУС, повысить степень автоматизации процессов, обоснованность и оперативность принимаемых командованием решений при меньших массогабаритных характеристиках технических средств. Однако достичь полной комплексности в автоматизации процессов ведения боевых действий кораблем в составе тактических групп не удалось.

В начале 80-х годов в ряде комплексных НИР, проводившихся под научным руководством Ю.В. Алексеева в ВМФ и Б.С. Сыромятникова в промышленности, была показана системообразующая роль корабельных АСУ и сделан вывод о том, что достигнуть качественно нового уровня в автоматизации процессов управления корабельным оружием и радиоэлектронным вооружением (РЭВ) возможно только путем интеграции всех корабельных систем и комплексов управления в единую АСУ. Под научным руководством Ю.П. Блинова была разработана концепция создания единой АСУ надводного корабля. В работе было показано, что только в случае создания АСУ возможно исключение необоснованного дублирования технических средств и специального математического обеспечения, исключения или сведения к минимуму системных просчетов в проектировании корабельных систем, решающих в едином цикле одну боевую задачу. Однако это требовало изменения организации научных обоснований, структуры заказов, перехода к целевой комплексной программе, выполняемой головными предприятиями под руководством единого заказчика. Поэтому на первом этапе предлагалось перейти к формированию на кораблях боевых контуров управления оружием ПВО, ПЛО и УРО. Это направление впервые реализовано при создании ТАВКР “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” и ТРКР “Петр Великий”. Однако это не позволило полностью обеспечить оптимальное функционирование корабельного оружия и РЭВ, так как увязка устанавливаемых на корабль систем осуществлялась уже на заключительных этапах их постройки.

В ходе дальнейшего совершенствования корабельных АСУ были обоснованы предложения о выделении из БИУС функций, связанных с управлением силами и оружием корабельного соединения, возложив на БИУС только задачи управления оружием и техническими средствами корабля. Так появились первые АСУ четвертого поколения - БИУС “Трон” и комплекс средств автоматизации тактической группы “Дипломант”, установленные на СКР.“Неустрашимый”. В этих системах впервые был реализован принцип распределения обработки информации, что позволило значительно повысить надежность управления. В обоснование систем четвертого поколения много творческого труда вложили Ю.П. Блинов, А.М. Зубаха, Т.В. Казарцева и Д.О. Семенов. Разработчиком систем являлось НПО “Марс” - главный конструктор В.В. Кучук.

Проблема автоматизации управления летательными аппаратами с надводных кораблей возникла в связи с необходимостью организации взаимодействия между ними в процессе решения совместных боевых задач. Научно-исследовательские работы по решению этой проблемы были начаты в 1950-1952 гг. и велись по направлениям создания системы автоматизации управления боевыми действиями авиации, системы обеспечения навигации и посадки летательных аппаратов. В работах принимали активное участие Д.Г. Регинский, Е.Т. Липатов, М.Г. Барабаш и другие.

Проблема автоматизации управления корабельной авиацией ВМФ обострилась в период создания ТАВКР, вооруженных многоцелевыми самолетами корабельного базирования - Як-38, Су-27К. Решение этой проблемы осложнялось рядом особенностей боевого использования корабельной авиации, к основным из которых относятся: большое количество одновременно управляемых летательных аппаратов в воздухе; ограниченные возможности корабля по размещению пунктов управления авиацией; подвижность корабля; одновременное использование корабельных РЛС для управления авиацией и другими средствами.

К решению вопросов по автоматизации управления корабельной авиацией были привлечены: Московский НИИ приборной автоматики, Московский авиационный институт, НИИ авиационных систем, ряд конструкторских бюро. Первоначально реализация этих исследований нашла отражение в виде внедрения в БИУС отдельных задач наведения истребительной авиации с надводных кораблей.

В связи со строительством ТАВКР научными коллективами ВМФ (14-й НИИ МО, 24-й ЦНИИ и филиал 30-го НИИ МО) была разработана концепция создания корабельных АСУ авиацией ВМФ. Уже для четвертого корабля этого проекта были разработаны: автоматизированный комплекс боевого управления “Тур”, комплекс наведения истребительной авиацией “Газон” и радиотехническая система ближней навигации и посадки летательных аппаратов “Резистор”.

Автоматизированный комплекс боевого управления летательными аппаратами разрабатывало НПО “Марс” (главный конструктор В.Д. Бадаев). Комплекс обеспечивал: управление с ТАВКР штурмовой авиацией, корабельными вертолетами и самолетами специального назначения, а также постановку задач пункту наведения истребительной авиации.

Разработчиком комплекса наведения являлось НПО “Протон” - главный конструктор Ю.Ф. Алексеев. Комплекс обеспечивал наведение с корабля на воздушные цели как корабельной, так и береговой истребительной авиации.

Разработку радиотехнической системы ближней навигации посадки выполнил НИИ измерительной техники под руководством главного конструктора А.М. Брегина. Система обеспечивала управление полетами в ближней зоне и управление посадкой корабельных летательных аппаратов.

В разработке и научном сопровождении систем принимали участие ведущие ученые ВМФ: В.М. Ростиславский, Г.И. Максимов, Ю.И. Артемьев, В.А. Пегушин, Ю.А. Сараджим и другие.

Высокие тактико-технические требования, предъявляемые к БИУС, могут быть удовлетворены при условии создания эффективных средств цифровой вычислительной техники, способных функционировать в корабельных условиях. Так возникла проблема минимизации их весов и габаритов при условии соблюдения требований по вычислительной мощности и обеспечения работы БИУС в мультизадачном режиме в реальном масштабе времени.

Решение проблемы связано с созданием базовых средств и систем ЦВТ. К 1970 г. был разработан первый базовый корабельный цифровой вычислительный комплекс (ЦБК) “Азов”, который явился ядром корабельных БИУС второго поколения. К концу 1975 г. разработан и внедрен в серийное производство корабельный ряд базовых унифицированных ЦБК третьего поколения - “Арфа”, “Атака”, “Карат”.

Дальнейшее развитие принципа базовости получило в разработке корабельных средств ЦВТ четвертого поколения и создании базовых типовых вычислительных систем. При этом базовость обусловлена гибкостью вычислительной системы, когда, изменяя номенклатуру программных и технических средств, можно получить систему с качественно новыми характеристиками. Данный принцип дает возможность адаптации структуры вычислительной системы к набору функциональных задач, что актуально при обосновании требований к перспективным средствам ЦВТ.

Значительный вклад в решение проблемы создания базовых средств ЦВТ для автоматизированных систем управления подводных лодок и надводных кораблей внесли ведущие специалисты и ученые НИУ промышленности и ВМФ, которыми была разработана и реализована программа специальных электронных модулей (ПРОСЭМ): В.А. Букатов, А.А. Мошков, И.И. Тынянкин, О.В. Щербаков, И.С. Новиков, В.С. Данилов, В.В. Каштанкин, В.Д. Склюев и другие.

Изложенные выше совместные усилия ученых ВМФ, Академии наук и промышленности позволили обосновать пути решения сложной научно-технической проблемы автоматизации управления силами и средствами ВМФ, в соответствии с которыми в сравнительно короткие сроки были созданы принципиально новые образцы военной техники - корабельные БИУС. Их освоение и широкое использование позволили существенно повысить боевые возможности ВМФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: