Цели, задачи, формы и методы государственного регулирования торговли в рыночных условиях. Методы государственного регулирования торговли Государственные метрологические требования

Государственное регулирование деятельности предприятия предполагает воздействие соответствующих органов государственного управления на процесс его функционирования, направленное на успешную реализацию целей и задач предприятия в условиях согласования интересов производителя, потребителя и общества в целом, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Процесс государственного регулирования деятельности предприятия осуществляется посредством формирования и приведения в действие соответствующего экономико-правового механизма. Механизм государственного регулирования деятельности предприятия представляет собой функционирующую систему установленных законодательством принципов, методов и форм оказания государственного воздействия на отношения, процессы и условия хозяйственно-производственной деятельности предприятия в рыночной экономике.

Важнейшими принципами государственного регулирования деятельности предприятия выступают те исходные положения, которые служат основой (базой) организации и реализации процесса влияния государства на функционирование предприятия в рыночных условиях. Одним из таких принципов является демократизация хозяйственной деятельности предприятия, суть которого сводится к применению мер воздействия государства на деятельность предприятия, позволяющим в полной мере реализовать процесс делегирования полномочий по управлению производством на уровень предприятия. Использование данного принципа обеспечивает усиление самостоятельности предприятия, свободу выбора и принятия решений, отказ от административно-командных методов хозяйствова­ния, сокращение различных ограничений в области производствен­но-хозяйственной деятельности предприятия.

Принцип экономического стимулирования означает такую организацию и осуществление государственного регулирования деятельности предприятия, которая базируется на экономических интересах предприятия в развитии производства и повышения его эффективности. Основным побудительным мотивом деятельности предприятия является получение прибыли, что обуславливает необходимость применения государством таких приемов и инструментов регулирования, которые обеспечивали бы заинтересованность предприятия в постоянном увеличении получаемой прибыли как основного источника развития предприятия, повышения доходов работников предприятия и обеспечения наполняемости бюджетов различных уровней. Совершенствование системы экономического стимулирования как важнейшего принципа государственного регулирования деятельности предприятия должно быть направлено на согласование интересов государства, общества и всех субъектов рыночной экономики. Органы государственного управления обязаны в рамках «правового поля» создавать соответствующие условия («правила игры»), обеспечивающие усиленную реализацию этого принципа.

Принцип экономической ответственности, базирующийся на основополагающих положениях Гражданского кодекса, означает, что само предприятие как субъект предпринимательской деятельности несет полную экономическую (имущественную) ответственность за результаты своей деятельности. Этот принцип предполагает, что в рыночной экономике каждое предприятие, получившее полную хозяйственную самостоятельность, берет на себя практически полную ответственность по своим обязательствам. Отказ государства в рыночных условиях от непосредственного, прямого участия в управлении производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и переход к процедуре государственного ее регулирования означает, что оно не может и не должно нести прямую ответственность по обязательствам предприятия. Реализация такого принципа обеспечивает существенное возрастание меры ответственности каждого субъекта рыночных отношений за конечные результаты его деятельности. Согласно этому принципу любое предприятие самостоятельно отвечает за выполнение договорных условий, за задолженность перед всеми кредиторами, включая государство, за нарушение действующего законодательства в области экологии, безопасности труда и производства. Однако этот принцип не означает, что государство должно оставаться абсолютно безучастным к судьбе предприятия, бросать его на произвол судьбы. Роль государственных органов заключается не просто в строгом соблюдении данного принципа государственного регулирования деятельности предприятия, а в выработке и применении конкретных процедур, формировании определенных условий, утверждении необходимых норм и нормативов, способствующих формированию правового обеспечения разрешения возникающих при этом противоречий в интересах предприятия и его контрагентов, в том числе и при помощи судебной системы государства.

Формами государственного регулирования, понимаемыми как совокупность приемов и средств влияния на какой-либо процесс и применяемыми при оказании воздействия государства на деятельность предприятия, являются следующие.

Прямое управление государственными предприятиями. В рыночной экономике любой страны функционирует так называемый государственный сектор, включающий в себя в том числе и государственные предприятия, имущество которых является собственностью государства. Такие предприятия, являясь неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса страны, действуют в рыночной среде, соблюдая общие для любого субъекта предпринимательской деятельности правила игры, соответствующие рыночным отношениям.

Однако в силу того, что собственником таких предприятий выступает государство, они являются объектами прямого и непосредственного управления соответствующих государственных органов. В отличие от государственного регулирования прямое управление государственным предприятием предполагает установление им производственных заданий в виде государственных заказов по объему и номенклатуре продукции, применение жестких административных методов управления предприятием, ответственность государства по обязательствам таких предприятий, ограничение свободы выбора в принятии большинства управленческих решений.

Прямое регулирование деятельности предприятия, как одна из форм влияния государства на функционирование субъектов предпринимательства, представляет собой совокупность таких приемов и средств, которые обеспечивают возможность прямого и непосредственного регулирования хозяйственно-производственной деятельности. К важнейшим из всего арсенала приемов и средств прямого регулирования деятельности предприятия следует отнести:

Государственную систему налогообложения;

Систему установленных государством норм и правил ведения хозяйственной деятельности предприятия, включая порядок наступления и меры ответственности за нарушение принятых договорных обязательств;

Комплекс предусмотренных законодательством мер по социальной защите работников предприятия;

Меры по контролю и регулированию цен на отдельные виды продукции и услуги, реализуемые предприятием;

Система установленных государством требований и принудительных мер по соблюдению экологической, технологической и других видов безопасности производства.

Косвенное регулирование деятельности предприятия заключается в применении комплекса приемов и средств, воздействие которых на функционирование предприятия сказывается опосредовано. К косвенным формам государственного регулирования деятельности предприятия относятся такие воздействия государства, которые обеспечивают формирование необходимых условий, способствующих развитию предприятий в определенном государством и необходимом обществу направлении. Основными приемами и средствами косвенного регулирования деятельности предприятия являются:

Формирование и исполнение бюджетов различных уровней;

Денежно-кредитная система страны;

Меры по осуществлению антимонопольной политики;

Используемые государством приемы и методы реализации инвестиционной деятельности;

Система мер по поддержке малого предпринимательства;

Применяемые государством приемы и методы прогнозирования, программирования и планирования развития народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей и регионов.

К основным методам государственного регулирования, под которыми следует понимать совокупность способов, используемых для решения задачи своего воздействия на деятельность предприятия, относятся правовые, экономические и административные.

Правовые методы, будучи по своей сути базовыми, служащими основой для разработки и применения других методов государственного регулирования, представляют собой весь арсенал юридических законов, подзаконных актов и других правовых норм воздействия государства на деятельность предприятий.

Именно нормативно-правовое обеспечение функционирования любого субъекта предпринимательской деятельности определяет и устанавливает:

Нормы и правила «поведения» предприятия в рыночных условиях;

Систему прав и обязанностей;

Меру участия предприятия в формировании государственного и других бюджетов;

Пределы «возможного и допустимого» (что можно делать и чего делать нельзя, что разрешено и что запрещено и т.д.);

Виды и меру ответственности предприятия за допущенные нарушения действующих правил игры.

Важность и значимость нормативно-правовой базы как важнейшего метода государственного регулирования функционирования экономики страны в целом и деятельности отдельных предприятий проявляется не только и не столько в том, что она формирует форму и содержание других методов государственного регулирования, сколько в том, что действующее в стране законодательство определяет масштаб и меру (степень) своего вмешательства в экономические процессы, происходящие в рыночных условиях. Объективная необходимость государственного вообще и правового, в частности, регулирования деятельности предприятия в рыночной экономике бесспорна, совершенно очевидна, признана и доказана мировой практикой. Проблема заключается в установлении так называемых оптимальных пределов воздействия государства на деятельность субъектов рыночной экономики. Решение этой насколько важной, настолько и сложной проблемы возможно и достижимо только путем постоянного развития и совершенствования правовой базы государственного регулирования всей системы рыночных отношений.

Экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий, базирующиеся на соответствующих законодательных актах, предполагают использование всего комплекса основанных на экономических интересах способах воздействия государства на эффективное функционирование субъектов предпринимательской деятельности. В отличие от других методов регулирования (правовых и административных), базирующихся преимущественно на принудительных способах воздействия, в основу экономических методов положены такие приемы и инструменты государственного регулирования, которые основаны на экономическом принуждении или экономической поддержке, т.е. на принципе экономического стимулирования. Стимулирование в данном случае следует понимать как воздействие государства на деятельность предприятия в двух аспектах. С одной стороны, за соблюдение установленных государством норм и нормативов, за выполнение налоговых, кредитных, договорных и иных обязательств предприятие экономически поощряется (льготные условия, условия наибольшего благоприятствования и т.д.), а с другой - за нарушение последних оно подвергается экономическим санкциям (штрафы, пени и др. меры).

К экономическим методам прямого государственного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности следует отнести:

Способы регулирования налоговой нагрузки на предприятия;

Меры по реализации экономической ответственности за загрязнение окружающей среды и стимулированию предприятий за его сокращение;

Регулирование цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг;

Меры воздействия государства на работодателя по полной и своевременной оплате труда и по обязательному социальному страхованию работников предприятий.

К экономическим методам косвенного воздействия относятся:

Способы развития рыночных отношений собственности (регулирование рынка капитала в стране, процесса инвестирования, эмиссионных процессов и т.д.);

Регулирование денежно-кредитных отношений, включая сдерживание инфляционных процессов, управление процентной ставкой, развитие банковской системы и т.д.;

Разработка и реализация государственных и региональных прогнозов, программ и планов развития экономики;

Меры по регулированию межбюджетных отношений;

Расширение возможностей внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе и на основе развития международной деятельности государства.

Даже в условиях рыночной экономики государство, кроме упомянутых, достаточно эффективно, хотя и ограниченно, использует и административные методы своего воздействия на деятельность предприятия. Необходимость применения подобных методов регулирования деятельности предприятия обуславливается объективным существованием таких сфер предпринимательской деятельности, вмешательство в которые является прерогативой государства. Принимая на себя функции прямого регулирования определенных видов деятельности предприятий, государство стремится обеспечить в первую очередь безопасность граждан страны от производства и потребления недоброкачественной продукции, от техногенных катастроф, от воздействия опасных и экологически вредных производств.

К методам административного воздействия на деятельность предприятия относятся:

Разрешительные, суть которых сводится к выдаче специальных разрешений (государственных лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности предприятия;

Запретительные, в соответствии с которыми устанавливается государственный запрет на некоторые виды деятельности, являющиеся прерогативой государственных предприятий, а также приостановка (запрет) деятельности предприятий, допустивших опасные для работников предприятий и населения близлежащих территорий нарушения установленных государством требований по безопасности производства;

Меры принудительного характера, направленные на обеспечение предприятием организации и осуществления некоторых видов его деятельности, в том числе и таких, как очистка особо вредных выбросов и сбросов, утилизация токсичных отходов, обеспечение занятости инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью.

Важнейшим элементом всего механизма государственного воздействия на деятельность предприятия выступают предметы регулирования, каждый из которых выступает отдельным объектом непосредственного или косвенного влияния государства. К ним, в первую очередь, относится весь комплекс отношений (и прежде всего экономические отношения), в которых состоит предприятие в рыночной среде, а также осуществляемые на нем процессы (производства и реализации продукции, охраны окружающей среды и др.).

Влияние государства на отношения собственности на имущество предприятия проявляется посредством разработки и введения в действие соответствующего законодательства и осуществления мер, включая и судебную систему, по его соблюдению. Помимо этого, государство осуществляет прямое управление своей собственностью, включая природные ресурсы и собственность имущества государственных предприятий, переданного в оперативное управление.

Кроме этого, контрольными функциями обладают и так называемые финансовые государственные органы, обеспечивающие контроль за соблюдением требований налогового законодательства, денежного обращения и др.

Государственное регулирование – система мер, установленных государством с целью создания равных благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности. Это типовые меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера, применяемые государственными органами управления. Субъектом при этом выступают государство, общественные организации, законодательные органы, а объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования.

Система государственного регулирования торговли включает цели, задачи, принципы, функции, методы, формы и инструменты.

Цели разделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели государственного регулирования – обеспечение стабильности потребительского рынка товаров и экономической безопасности страны, формирование конкурентной среды. Тактические цели формирование в торговле рыночных отношений, целостной системы обслуживания населения и нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие торговли и экономический рост страны в целом.

Ключевые цели государственного регулирования торговли:

Обеспечение условий равенства для юридических и физических лиц различных форм собственности при осуществлении торговой деятельности;

Создание единого правового поля (единых правил игры) для предприятий и физических лиц всех форм собственности;

Защита прав и интересов потребителей, а также торговых предприятий, участвующих в процессе торгового обслуживания. Каждый потребитель должен знать свои права и пользоваться ими, а торговые предприятия и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, - выполнять законы Республики Беларусь «о защите прав потребителя» и «О торговле»;

Обеспечение условий для развития свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на внутреннем потребительском рынке. Государство должно выступать гарантом развития торговли на основе честной конкуренции, не допуская монополизацию внутреннего рынка отдельными предприятиями или физическими лицами;

Регулирование отношений между субъектами торговой деятельности на потребительском рынке и разграничение функций между различными органами управления. Государство выступает гарантом распределения функций управления торговлей между республиканскими государственными органами управления и органами местного управления и самоуправления.

Задачами государственного регулирования являются поддержание стабильности потребительского рынка и обеспечение его социальной направленности.

Главные задачи государственного регулирования торговой деятельности:

Установление правил торговли, обязательных для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность на территории республики. Единство норм и правил обеспечивает условия для конкуренции и обслуживания населения на высоком уровне;

Создание условий, благоприятствующих продовольственной безопасности страны. Государство стимулирует собственного производителя и разрабатывает меры по защите отечественного рынка;

Проведение государственной политики в области подготовки и повышения квалификации кадров для торговли с соответствии с требованиями перспективного развития сферы торгового обслуживания;

Стимулирование торговой деятельности при помощи государственного субсидирования, льготного налогообложения и других мер, способствующих гармоническому развитию всех направлений торгового обслуживания населения;

Сбор информации, разработка прогнозов относительно поведения потребительского рынка страны, развитие торговли с целью удовлетворения потребности населения в товарах и услугах на современном этапе и на перспективу;

Инспектирование качества товаров и услуг, предлагаемых торговыми предприятиями и физическими лицами независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Органы государственного управления должны осуществлять контроль за правилами торговли и качеством реализуемых товаров и услуг, с тем чтобы обеспечить безопасность населения (включая экологическую), гарантировать получение добротных товаров и услуг.

Методы государственного регулирования торговли классифицируются на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия осуществляются с использованием средств административного и экономического влияния, они основываются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Методы косвенного воздействия реализуются только экономическими средствами.

Основные формы государственного регулирования торговли:

Институциональная – проявляется в ходе совершенствования экономических институтов, выступающих как регуляторы, инструменты экономических форм (государственный заказ, социальный заказ, коммерческий заказ);

Программная – рассматривается как прогноз социально-экономического развития страны (программы развития торговли, программы приватизации);

Денежно-кредитная – подразумевает анализ состояния и прогноз развития экономики страны с определением основных ориентиров, параметров и инструментов денежно-кредитной политики, к которым, в частности, относятся кредиты, изменения учетной ставки (льготное кредитование, льготное налогообложение, отсрочка налогового платежа);

Налоговая – осуществляется при помощи налоговых ставок и налоговых льгот;

Лицензирование – предполагает получение от государственных органов разрешения на ведение торговой деятельности.

Государственный заказ, налоговая политика, бюджетная политика, кредитная политика, антимонопольное законодательство, квотирование и дотация производства как основные инструменты регулирования.

Государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Бюджетная политика - совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Кредитная политика - система денежно кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.

КВОТИРОВАНИЕ - разновидность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, вводимых государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров.

Дотации производства -денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

"Внешнеторговое право", 2007, N 1

Главным регулятором торговли всегда являлся рынок, где господствуют законы спроса и предложения. Однако в целом ряде случаев незаменимым оказывается государственное воздействие на процессы товарного обращения. Потребность в нем возникает хотя бы уже потому, что именно государство гарантирует защиту конкуренции, берет на себя защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение иных законных интересов общества. Но здесь важно определить пределы допустимого вмешательства в процессы, происходящие в экономике, в том числе в торговле, с тем чтобы не снизить эффективность рыночных механизмов регулирования. Эти вопросы и составляют существо проводимой в государстве торговой политики, которая является составной частью экономической политики и представляет собой совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов, установленных законом. Она строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, и базируется на положениях Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ и подзаконных нормативных правовых актах. Торговая политика реализуется в различных организационно-правовых формах с использованием экономических и административных методов воздействия на субъекты торговой деятельности и порядок ее осуществления. Основными принципами государственного регулирования торговой деятельности при этом являются:

  1. защита государством прав и законных интересов участников торговой деятельности;
  2. равенство и недискриминация участников торговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  3. единство экономического пространства РФ;
  4. защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  5. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования торговой деятельности;
  6. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования торговой деятельности;
  7. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов в торговую деятельность и нанесения ущерба участникам торговой деятельности и экономике РФ;
  8. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  9. обеспечение государственных нужд;
  10. единство системы государственного регулирования торговой деятельности при разграничении компетенции органов государственной власти РФ, субъектов и органов местного самоуправления;
  11. единство применения методов государственного регулирования торговой деятельности на всей территории РФ;
  12. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих права и законные интересы участников торговой деятельности.

Государственное регулирование по своей направленности может носить стимулирующий и ограничительный характер. Первое может быть связано с устранением экономических и административных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, развитием инфраструктуры товарного рынка, введением налоговых льгот, созданием благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Второе может заключаться в установлении количественных ограничений присутствия на товарном рынке, импорта товаров, установлении разрешительного порядка осуществления отдельных видов деятельности и пр. В этих целях используются различные правовые инструменты государственного воздействия на торговые правоотношения: нормы и нормативы, квоты и лимиты, коэффициенты.

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду многочисленных злоупотреблений в вопросах ценообразования и обеспечения качества товаров. Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности в отсутствие эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Он реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

В зависимости от времени его осуществления можно выделить предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль реализуется на этапе создания торгового предприятия, решения вопроса о возможности выдачи ему разрешения на занятие определенным видом деятельности или выпуска в обращение товаров. Так, налоговые органы принимают решение о выдаче лицензии на осуществление оптовой торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции, оценивают соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека регистрирует впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, а также отдельные виды продукции, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств), и отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ.

Текущий контроль осуществляется в процессе осуществления торговых операций. В частности, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции, ее хранения, перевозки, реализации и утилизации. Последующий контроль осуществляется после совершения торговых операций (после уплаты налогов и т.п.).

Для реализации своих контрольных полномочий органы государственной власти могут использовать различные методы, среди которых особое распространение получили проверки деятельности субъектов торговли на предмет ее соответствия установленным требованиям и условиям и запросы необходимых объяснений и документов. Результаты проводимых мероприятий облекаются в правовую форму акта, среди которых следует различать:

  1. акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений, которые составляются по результатам любых проверок и отражают предмет и объемы исследования, а также методы, использованные в ходе их проведения;
  2. предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения, и устанавливающие сроки их устранения;
  3. решения, направленные на пресечение выявленных нарушений. Так, органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов вправе принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ее хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  4. предупреждения о недопустимости определенных форм поведения. Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" направление лицензиату предварительного письменного предупреждения предшествует принятию решения об аннулировании лицензий. В нем указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

Таким образом, следует признать, что вмешательство государства в осуществление торговой деятельности является не только возможным, но и необходимым для защиты интересов как участников товарного рынка, так и общества в целом.

Т.А.Батрова

кафедры государственно-правовых

и гражданско-правовых дисциплин

Рязанского филиала МосУ МВД России

Вконтакте

Одноклассники


1. Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:

1) определение порядка организации торговой деятельности;

2) определение требований к осуществлению торговой деятельности;

3) антимонопольное регулирование в области торговой деятельности;

4) техническое регулирование в области торговой деятельности;

5) государственное регулирование цен или наценок на отдельные виды продовольственных товаров первой необходимости, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

6) информационное обеспечение в области торговой деятельности;

7) защита государством прав и законных интересов продавцов и покупателей, в том числе путем реализации мер социальной помощи малоимущим и другим льготным категориям граждан;

8) осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением продавцами требований настоящего Федерального закона.

2. Не допускаются иные методы государственного регулирования торговой деятельности.

Антимонопольные требования к осуществлению торговой деятельности

1. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает продовольственный товар, в границах городского округа или муниципального района для его последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли продовольственными товарами всех хозяйствующих субъектов в границах городского округа или муниципального района превышает пятнадцать процентов.

Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю непродовольственными товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает непродовольственный товар в границах субъекта Российской Федерации, для его последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли непродовольственными товарами всех хозяйствующих субъектов в границах субъекта Российской Федерации превышает пятнадцать процентов.

Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю медицинскими товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает медицинские товары, в границах городского округа или муниципального района для их последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли этими товарами всех хозяйствующих субъектов в границах городского округа или муниципального района превышает пятнадцать процентов.

3. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ не превышает пятнадцати процентов, за исключением указанных в части 4 настоящей статьи случаев.

4. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта (группы лиц) из нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц), если:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле продовольственными товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли продовольственными товарами в границах городского округа или муниципального района, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле продовольственными товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли продовольственными товарами в границах городского округа или муниципального района. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов в менее чем три процента;

2) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле непродовольственными товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле непродовольственными товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем три процента;

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого их которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничном товарообороте медицинскими товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли этими товарами в границах городского округа или муниципального района, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле медицинскими товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли этими товарами в границах городского округа или муниципального района. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем три процента.

5. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю товарами, устанавливает антимонопольный орган. Порядок определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю товарами, утверждается Федеральным антимонопольным органом.

9. Доля хозяйствующего субъекта в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ не должна превышать тридцати пяти процентов. Увеличение данного размера доли возможно только если при этом не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, продажа товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате увеличения занимаемого размера доли.

10. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе передавать в собственность, пользование или владение недвижимое имущество, включая земельные участки, хозяйствующему субъекту, имеющему долю в размере тридцати пяти процентов в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ только после получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение такой сделки.

Приведенные выше формы проявляются с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

“Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.

Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации -- высшем юридическом акте государства. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам.

Применительно к функционированию предприятий и организаций торговли законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу торговли).

К законодательным актам общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки.

Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования торговли в определенной мере представлен Законами Российской Федерации: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91г. с изменениями от 25.05.95г., «О защите прав потребителей» от 07.01.92г. с изменениями и дополнениями от 05.12.95г. и 09.01.96г., «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г., «О рекламе» от 18.07.95г., «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 07.01.99г., «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.00г. № 29-ФЗ и др.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Он направлен на формирование целостной системы регулирования рекламной деятельности в интересах развития цивилизованных рыночных отношений, поддержания добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на защиту прав личности. В соответствии с этим Законом Правительство РФ постановлением от 19.01.98г. № 55 утвердило:

Правила продажи отдельных видов товаров;

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Закон «О защите прав потребителей» предоставляет право субъектам РФ устанавливать собственные положения в области защиты прав потребителей, не противоречащие основному законодательству.

На защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области направлен принятый 07.01.99 г. Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

В развитии рыночных механизмов торговой деятельности важную роль сыграли указы Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25.11.91г. предусматривалось органами исполнительной власти субъектов РФ реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети и др.). Данные структуры наделялись правами юридического лица, должны были создаваться без изменения форм собственности, с сохранением профиля их деятельности. На основании Указа Президента РФ №65 «О свободе торговли» от 29.01.92г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ №657 от 23.06.92г. и №1851 от 08.11.93г., в условиях существования на тот момент дефицита товаров первой необходимости своевременным было предоставление предприятиям всех форм собственности, а также гражданам права свободно осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность.”

В этой связи следует отметить, что принятые Федеральные законы, постановления Правительства нередко трудно внедрять в практику. Поскольку могут возникать трудности с их реализацией. Иногда один закон, принятый как дополнение к другому, может противоречить ему и из-за этого могут возникнуть трудности в его применение.

“Кроме этого, важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования.

В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление №936 от 12.08.94г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».

Контроль за обеспечением безопасности товаров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.97г. №293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации». Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей».

В законодательной базе, регламентирующей торговую деятельность, имеются определенные недостатки, противоречия. Так, постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. №936 п.1 предусмотрено формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз-магазинов, ассоциированных и акционерных отраслевых и межотраслевых объединений), тогда как Гражданский кодекс этого не предусматривает. В связи с этим считаем целесообразным внести изменения в Гражданский кодекс РФ.

Необходимо отметить, что правовое обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.

Косвенные методы -- осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Так, например, воронежской областной Думой 21.12.98г. принят Закон «О налоге с продаж» с изменениями и дополнениями от 24.03.99г., 30.04.99г., 04.08.99г., 16.02.00г., 07.04.00г., 03.07.00г., 20.07.00г., которым устанавливается и вводится налог на операции по продаже за наличный расчет товаров (работ, услуг) на всей территории Воронежской области, за исключением перечня товаров (работ, услуг) первой необходимости. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 5%, в том числе 3% -- в местный бюджет и 2% -- в областной бюджет.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.

Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) -- ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

В соответствии с Федеральным Законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.98 г. №148-Ф3 Воронежской областной Думой 24.12.98 г. №70-П-03 принят Закон «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области». Со дня введения единого налога на территории Воронежской области не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19--21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением: государственной пошлины; таможенных пошлин и иных таможенных платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, отмеченных в ст. 3 данного закона; удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в тех случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в частности в сфере розничной торговли, через магазины с численностью работающих до 30 человек (независимо от общей численности работающих в организации, у предпринимателя), палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и др. места организации торговли, в т.ч. не имеющие стационарной торговой площади; в сфере оказания транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек.”

Введение в действие единого налога должно было ослабить налоговое давление на предприятия, работающие открыто, и в то же время пополнить бюджет за счет тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

“В целях обеспечения единой государственной политики при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, в целях установления единого рынка Федеральным законом №158-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98г. введено лицензирование определенных видов деятельности. Следует отметить, что со дня вступления в силу этого Закона торговля товарами, облагаемыми акцизами, осуществляется без лицензии.”

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: