Закупка аварийных работ по 44 фз. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Процедура проведения проверки контролирующим органом

Контрактным управляющим в силу своей деятельности часто приходится приобретать товары, работы или услуги для устранения результатов аварий и ЧС, при этом на практике допускается много ошибок.

Из этой статьи вы узнаете: как осуществляются закупки в чрезвычайных ситуациях; ограничения при закупке в чрезвычайных ситуациях; альтернативный метод закупкам у единственного постащика.

Для ускорения проведения закупки контрактных управляющих, приобретающих товары (работы, услуги) необходимые для устранения последствий чрезвычайных ситуаций (природных или техногенных), аварий, обстоятельств непреодолимой силы, а также для оказания неотложной или экстренной медицинской помощи, в том числе при заключении органами государственного управления контракта с иностранной организацией на лечение российских граждан за пределами России, в Законе № 44-ФЗ предусмотрен п. 9 ч. 1 ст. 93.

В дополнение к перечню ситуаций, которые являются основанием для заключения контракта с единственным поставщиком на основании рассматриваемого пункта, Высшим Арбитражным Судом РФ указано, что у этих происшествий должны присутствовать свойства внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости (Определение ВАС РФ от 30.07.2013 № ВАС-9962/13).

Согласно этому пункту, при наступлении вышеописанных чрезвычайных происшествий, специалист контрактной службы имеет право воспользоваться услугами единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и не проводить конкурентную процедуру закупки. Цена контракта такой процедуры закупки не лимитируется.

Как осуществляются закупки в чрезвычайных ситуациях

При закупке товаров, работ, услуг вследствие аварии и ЧС, контрактный управляющий обязан в течение одного рабочего дня от момента заключения такого контракта уведомить соответствующий контрольный орган о уже состоявшейся закупке (ч. 2 ст. 93). Также необходимо приложить копию такого контракта с аргументацией его заключения. В соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий обязан документально оправдать невозможность (или нерациональность) иного способа закупки, а также цену и другие существенные условия контракта. Результаты исполнения такого контракта специалисту контрактной службы необходимо отобразить в отчете в единой информационной системе, содержащем следующую информацию: промежуточный(е) и итоговый результаты исполнения контракта; об исполнении контракта с нарушениями (при наличии нарушений); о признании контракта ничтожным в ходе его исполнения (при расторжении контракта).

Ограничения

Однако обратим внимание на следующий момент. Не допускается закупка вследствие аварии и ЧС у единственного источника, если необходимые товары (работы, услуги) включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров (работ, услуг), необходимых для оказания гуманитарной помощи или устранения результатов чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. N 1765-р). В таком случае контрактному управляющему следует пользоваться положениями ст. 80 Закона № 44-ФЗ. То есть, сперва провести предварительный отбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а затем по результатам такого отбора составить перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для дальнейшего осуществления закупок у них товаров (работ, услуг) путем проведения запроса котировок.

К сожалению, проведение запроса котировок с предварительным отбором занимает не менее одного месяца (от двадцати дней на предварительный отбор и от десяти дней на проведение запроса котировок). А время на устранение последствий чрезвычайных ситуаций иногда идет на часы. Поэтому, в следствии отсутствия времени, в теории, можно попробовать использовать п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Такой вариант закупки позволяет избежать бюрократической волокиты, которая в случае ЧП бывает нецелесообразна. Если подобное несчастье произошло в сельском населенном пункте, то п. 4 ч. 1 ст. 93 можно использовать без установленных в нем ограничений (не превышать два миллиона рублей в год и не превышать пять процентов общего годичного объема закупок заказчика), так как средства идут для обеспечения собственных муниципальных нужд. Правительством РФ рассматривается законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"», а именно, вводится следующее дополнение в ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: «В случае, предусмотренном п. 9 ч. 1 ст. 93, заказчик обязан уведомить также прокуратуру Российской Федерации в срок не позднее двух рабочих дней с даты заключения контракта. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения, а также копия решения, объявления или иного документа о введении чрезвычайного положения». Также предполагается, что в будущем будет необходимо приложить копию уведомления прокуратуры РФ в составе документов подающихся в реестр контрактов.

Заведующий сектором муниципальных закупок администрации

Верхнебуреинского муниципального района

Добрый день!
44-ФЗ предусматривает ряд случае проведения закупок без проведения конкурсной процедуры- с единственным поставщиком то есть Вы заключаете с тем, кто Вам удобен. Вод один из таких случаев

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
9) закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме;

Также есть универсальный вариант:

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;

При заключении контрактов по пункте 6 части 1 ст. 93 44-ФЗ не стоит забывать про вот такое вот ограничение

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Юлия Полякова, Юрист Коммерческой группы

Полякова_эж-Юрист_Верховный Суд прошелся по госконтрактам_07.2017

Скачать файл

Требования к закупаемым товарам

В Обзоре разъясняется, какие требования допустимо устанавливать в отношении закупаемых товаров (далее по тексту под товаром понимаются совокупно товары, работы и услуги, если из контекста не следует иное). ВС РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В связи с этим при установлении требований к объекту закупки заказчик должен исходить из собственных потребностей и специфики использования закупаемого товара в рамках осуществляемого заказчиком вида деятельности. Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Закона № 44-ФЗ.

Например, было признано допустимым установление требования о поставке лекарственного препарата во флаконе или в ином эквиваленте, позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Такое требование было обусловлено тем, что иная упаковка лекарственного средства (ампула) не позволяет сохранить препарат в герметичном состоянии после вскрытия в течение необходимого времени, и он будет непригоден к использованию, что приведет к неоправданному расходу лекарственных средств.

В то же время установление требований к объекту закупки, которые никак не связаны с его эффективностью, спецификой назначения и применения, не обусловлены потребностями заказчика, но при этом влекут ограничение потенциального числа участников закупки, является нарушением Закона № 44-ФЗ.

Внесение изменений

В Обзоре подтверждается, что внесение изменений в государственный контракт возможно только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. При этом уточняется, что сохранение условий государственных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении закупки, направлено на обеспечение равенства участников закупок, создание условий для свободной конкуренции, с тем чтобы исключить случаи обхода закона – искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для ее победителя более выгодных условий исполнения контракта путем внесения в него изменений.

В то же время ВС РФ приводит ряд примеров, когда фактическое изменение условий государственного контракта может быть признано допустимым судами:

1) изменение срока государственного контракта: в случае несовершения заказчиком действий, предусмотренных законом, договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых поставщик не мог исполнить свои обязательства, сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на период просрочки заказчика;

2) увеличение цены государственного контракта более чем на 10%: оплата работ в объеме, увеличенном более чем на 10% от цены контракта, возможна в случае согласования заказчиком дополнительных строительных работ, если:

– невыполнение таких работ грозит годности и прочности результата выполняемой работы; и

– такие работы не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки документации и заключения контракта, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

Стоит отметить, что указанные позиции прямо из Закона № 44-ФЗ не следуют, но демонстрируют стремление судов учесть специфику складывающихся между сторонами государственного контракта отношений и допустить их корректировку в той мере, в которой это не противоречит принципам Закона № 44-ФЗ.

Односторонний отказ от исполнения

Обзор подтверждает сложившееся на практике толкование положений Закона № 44-ФЗ, касающихся одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. Отмечено, что в государственном контракте достаточно закрепить возможность его расторжения в одностороннем порядке без уточнения конкретных оснований для такого расторжения. В этом случае подлежат применению основания для одностороннего отказа, установленные ГК РФ.

В государственном контракте возможно конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для одностороннего отказа (например, установить, что односторонний отказ от договора подряда возможен в случае просрочки подрядчиком выполнения работ более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусмотрено ГК РФ). Тогда односторонний отказ будет правомерен в случае наличия нарушения, отвечающего признакам, установленным в государственном контракте.

В Обзоре уточняется, что для расторжения договора достаточно доставки поставщику сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение информации об одностороннем отказе в единой информационной системе, как это предусмотрено ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях. Оно не является необходимым условием для расторжения договора. Если поставщик получил уведомление об одностороннем отказе, договор будет считаться расторгнутым (по истечении 10 дней с момента уведомления) независимо от факта размещения/неразмещения информации об отказе в единой информационной системе.

С нарушением требований Закона № 44-ФЗ

В Обзоре выражена крайне важная позиция в отношении последствий заключения государственного контракта с нарушением требований Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения. Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их итогам договора. Таким образом, договоры, заключенные по итогам торгов, являются оспоримыми.

ВС РФ указал, что правило, содержащееся в п. 1 ст. 449 ГК РФ, является общим и не учитывает специфику отношений, складывающихся в рамках Закона № 44-ФЗ. Указанным законом на его субъектов возлагается обязанность осуществлять закупки в соответствии с принципами открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, а также с соблюдением иных установленных в публичных интересах ограничений. В связи с этим государственный контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, посягает на публичные интересы и/или права и законные интересы третьих лиц и, следовательно, является ничтожным.

Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Кроме того, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе. С учетом этого вероятность наступления негативных последствий для сторон государственного контракта, заключенного с нарушением Закона № 44-ФЗ, существенно возрастает.

Если неисполнение отдельных процедурных требований Закона № 44-ФЗ не привело к нарушению принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки, а также публичных интересов и прав и законных интересов третьих лиц, то соответствующий государственный контракт не может быть признан недействительным.

Поставка товаров в отсутствие госконтракта

В Обзоре подробно освещаются вопросы, связанные с возможностью оплаты товаров, поставленных в отсутствие государственного контракта.

ВС РФ подтвердил, что по общему правилу поставка товаров в отсутствие государственного контракта не порождает у поставщика права требовать оплаты соответствующего предоставления. Поставляя товары государственному заказчику в отсутствие государственного контракта, заключение которого в соответствии с Законом № 44-ФЗ является обязательным, поставщик не мог не знать, что он действует в отсутствие обязательства. В связи с этим возникшее на стороне заказчика неосновательное обогащение не подлежит возврату как предоставленное во исполнение несуществующего обязательства, об отсутствии которого знал поставщик (п. 4 ст. 1109 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы государственным заказчикам и их контрагентам обходить требования Закона № 44-ФЗ.

Однако из указанного общего правила существует ряд исключений. Так, не может быть отказано в оплате поставщику, действовавшему в отсутствие государственного контракта, если из закона следует, что поставка товаров являлась для него обязательной независимо от его волеизъявления. В качестве примера в Обзоре приводится ситуация, когда медицинская организация (исполнитель) продолжала оказывать услуги (гемодиализ) пациентам, направленным учреждением здравоохранения (заказчик), в период между истечением срока действия старого государственного контракта и заключением нового. В соответствии с законодательством РФ исполнитель в данном случае был не вправе отказывать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам. Кроме того, несвоевременное проведение закупки заказчиком не могло служить основанием для прекращения или приостановления выполнения социально значимых функций.

Оплате также подлежат услуги, оказанные после истечения срока действия государственного контракта, если из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение. Примером может послужить оказание услуг по хранению, в случае если государственный заказчик не забрал свое имущество по истечении срока контракта.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций, если применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно. В то же время если в возникших обстоятельствах отсутствовала возможность проведения закупки у единственного поставщика, то последующий отказ поставщику в оплате в связи с отсутствием контракта будет неправомерен.

Так, в описанной в Обзоре ситуации зимой на теплотрассе произошла авария, повлекшая отключение теплоснабжения в 186 домах. Для устранения аварии муниципальное предприятие обратилось к обществу, с которым ранее был заключен договор по аварийному обслуживанию сетей, для срочного устранения аварии. В последующем муниципальное предприятие отказалось оплатить работы, выполненные обществом, в связи с отсутствием контракта. Суды удовлетворили требование общества об оплате, указав, что работы выполнялись в условиях, при которых любое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения и устранение аварии не терпело отлагательства. Кроме того, выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение аварии и ее последствий.

Таким образом, в Обзоре выражены важные правовые позиции по вопросам заключения, изменения и расторжения государственного контракта и последствий нарушения требований Закона № 44-ФЗ. Они должны позволить заказчикам и поставщикам более четко определить пределы допустимых действий и оценить последствия превышения таких пределов, а также способствовать формированию единообразного подхода к разрешению споров, связанных с государственными закупками.

Дата: 15.05.2017

Одним из случаев, предусмотренных в 44-ФЗ для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), является закупка определенных ТРУ вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и в случае, если применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно 1 .

Осуществляя такую закупку, заказчику необходимо отдавать себе отчет в следующем:

Во-первых, следует помнить, что данный случай не относится к закупке тех ТРУ, которые включены в перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера 2 . Этот перечень достаточно широк и включает в себя несколько десятков наименований ТРУ (посуда, моющие средства, дрова, палатки, крупы, сахар, постельное белье, обувь, одежда, лекарственные препараты и материалы, медицинские изделия, услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и т.д.), которые должны закупаться через запрос котировок с ежегодным предварительным отбором участников закупки 3 . Таким образом, круг тех ТРУ, которые можно закупить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) изначально сильно ограничен. Кроме того, в законе установлено, что осуществить такую закупки заказчик вправе только в том количестве (объеме), которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме 1 . Отметим, что на практике чаще всего такие закупки касаются проведения строительно-ремонтных работ (их в указанном перечне нет).

Во-вторых, следует четко понимать критерии отнесения ситуации, в которой осуществляется закупка, к случаям, в которых такая закупка допускается. Последовательно разберем определение этих случаев с точки зрения правовых формулировок более подробно.

  1. Авария - «опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде» 4 . Помимо этого в нормативно-правовой базе существует ряд определений понятия «авария» более частного характера - например, «промышленной аварией» считается «разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ» 5 , «аварией на аттракционе» - «разрушение аттракциона или его критичного компонента, создающее непосредственную угрозу для жизни или здоровья людей либо причинившее вред жизни или здоровью человека» 6 и т.д. - с определениями понятий различных видов аварий можно, например, ознакомиться в терминологических разделах справочно-правовых систем.
  2. Чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера 7 - «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
  3. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) 8 - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта). В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. При этом к таким обстоятельствам не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.
  4. Медицинская помощь в экстренной форме (экстренная медицинская помощь) 9 - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
  5. Медицинская помощь в неотложной форме (неотложная медицинская помощь) 9 - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
  6. В-третьих , следует понимать иные признаки той ситуации, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Собственно, с этим моментом и возникает на практике большинство спорных ситуаций.

    К сожалению, какое-либо нормативно закрепленное описание таких признаков отсутствует как в самом 44-ФЗ, так и в его подзаконных нормативных правовых актах. Поэтому здесь стоит обратить внимание на определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № ВАС-9962/13, в котором указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, при этом суд исходил из того, что наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным. На содержание данного судебного определения неоднократно обращает внимание и Минэкономразвития РФ 10 .

    Для наглядности рассмотрим ситуацию , о которой идет речь в указанном выше судебном определении. В апреле-мае 2011 г. Управление Россельхознадзора по Приморскому краю в ходе проводимых им проверок обнаружило партию мяса в объеме 400 тонн, которая была признана некачественной и опасной из-за разморозки вследствие длительного хранения с нарушением температурного режима, о чем управлением были приняты соответствующие постановления. Данная мясная продукция была запрещена к использованию и обращена в собственность государства на условии последующего уничтожения. В ноябре 2011 г. управление без проведения торгов заключило контракт с ООО «Торговый дом «Турмалин» на уничтожение этой продукции, цена контракта составила более 77 млн. руб. Причиной для осуществления данной закупки без проведения торгов управление сочло то, что затраты времени на проведение торгов могли бы вызвать дальнейшую порчу хранимой продукции и усугубление опасной ситуации. Однако краевая прокуратура, а вслед за ней и суды различных инстанций (вплоть до Верховного суда РФ) признали неправомерность заключения этого контракта и его недействительность на основании того, что уже в апреле 2011 г. на момент поступления продукции в его распоряжение управление имело возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени.

    Приведем и еще более свежий пример - в августе 2016 г. в Забайкальском крае муниципальный заказчик заключил контракт с единственным подрядчиком на выполнение работ по завершению строительства объекта капитального строительства (многоквартирного жилого дома) на сумму 55 млн. руб. в целях предупреждения чрезвычайной ситуации и угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, проведения работ по завершению строительства и переселению граждан из указанного аварийного жилого фонда. Однако органы прокуратуры, а затем и ФАС сочли, что оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком здесь не было, так как заказчик имел возможность спрогнозировать возникновение аварийной ситуации, учитывая состояние и изношенность объектов жилого фонда, а, кроме того, не имел оснований для применения правил о непреодолимой силе, аварии, чрезвычайной ситуации, так как событие это являлось долгосрочным и прогнозируемым (решение о введении режима чрезвычайной ситуации на аварийном жилом фонде было принято заказчиком за 2 месяца до заключения контракта - в июне 2016 г.) 11 . В соответствии с принятым решением заказчик был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб. 12 .

    В целом, можно сделать вывод, что суды и ФАС, рассматривая подобные ситуации, принимают такие решения не в пользу заказчиков в том случае, если между возникновением аварийной или чрезвычайной ситуации и заключением контракта прошло время, достаточное для осуществления закупки через конкурентные способы. Подтверждением этому может быть еще один пример. В июле 2016 г. в Курганской области муниципальный заказчик заключил контракт с единственным подрядчиком на выполнение работ по капитальному ремонту центральной водопроводной сети, цена контракта составила 4 млн. руб. Причина заключения контракта - возникновение аварийной, а затем и чрезвычайной ситуации в одном из населенных пунктов, причем решение о введении режима чрезвычайной ситуации было принято еще в мае 2016 г. ФАС решил, что поскольку контракт был заключен по истечении более 1 мес. после объявления чрезвычайной ситуации, то это не указывает на неотложность проведения работ, и поэтому оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком у заказчика не имелось 13 .

    В-четвертых , важно знать, какие специальные сопроводительные процедуры необходимо выполнить заказчику при осуществлении такой закупки. Первой специальной процедурой является предварительное составление документально оформленного отчета с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также с обоснованием цены контракта и иных существенных условий контракта 14 . Второй процедурой является уведомление ФАС о такой закупке не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта (так что мимо внимания ФАС случаи таких закупок проходить не должны), также о такой закупке регионального или муниципального уровня необходимо уведомить соответственно орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок (в последнем случае срок направления уведомления не установлен) 15 . При этом к уведомлению должна прилагаться копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

    1 П. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    2 Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р

    3 Ст. 80-82 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Письмо Минэкономразвития России от 06.02.2017 № ОГ-Д28-1230

    4 П. 2 ч. 2 ст. 2 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    5 Ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    6 П. 8 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114.

    7 Ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    8 Ч. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденного Постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14.

    9 Раздел II Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273.

    10 См., например, Письма Минэкономразвития России от 09.12.2016 № Д28и-3224, от 22.11.2016 № Д28и-3075, от 06.02.2017 № ОГ-Д28-1230.

    11 Решение ФАС России от 03.02.2017 по делу № 88/2016 г/з.

    12 В соответствии с ч. 2 ст. 7.29 КоАП - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

    13 Решение Курганского УФАС России от 02.10.2016 № 37.

    14 Ч. 3 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    15 Ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Прежде чем разбираться какой способ, возможно, использовать при закупке товаров, работ, услуг в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий необходимо разобраться собственно с понятиями аварии и чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

⁠ В ведомственных нормативных актах наблюдается более четкая детализация определений. Так в соответствии с ГОСТ Р 22.0.04–95. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 25.01.1995 №16) биолого-социальная чрезвычайная ситуация – это состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Под природной чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 №267).

Чрезвычайная экологическая ситуация (экологический кризис) – это экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья населения («РД 52.24.309–2011. Руководящий документ. Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши», утвержденные Росгидрометом 25.10.2011).

Техногенная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде («ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»).

⁠ Из всего вышесказанного можно классифицировать некую общность в признаках чрезвычайных ситуаций:

Источник (причина) – опасное природное явление, катастрофа, стихийные или иные бедствия;

Последствия – наличие человеческих жертв, причинение ущерба здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери;

Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде (пункт 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

⁠ В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» аварией на опасном объекте называется повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим.

⁠ Как и в случае различных видов чрезвычайных ситуаций, различают некоторые виды аварий. Так, согласно совместному приказу от 02.10.2007 МЧС РФ №528 и Минтранса РФ №143 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений» аварией судоходных и гидротехнических сооружений есть повреждение судоходных и гидротехнических сооружений, сопровождающееся потерей эксплуатирующим персоналом контроля и управления над этим сооружением, которое может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

⁠ ⁠ Аварией на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке понимается технологические нарушения, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы (пункт 2 постановления Правительства РФ от 28.10.2009 №846, которым утверждены Правила расследования причин аварий в электроэнергетике).

⁠ ⁠ Пунктом 2.3 совместного приказа от 04.04.1996 МЧС РФ №222 и Госгортехнадзора РФ №59 «О Порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» установлено, что гидродинамическая авария – это авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

⁠ ⁠ Для определения свершившегося события как аварии необходимо сочетание двух факторов: возникла ситуация при эксплуатации некоего объекта, и последующее развитие ситуации повлекло причинение вреда.

⁠ ⁠ При возникновении чрезвычайных ситуаций или аварий всем сотрудникам организации придется достаточно оперативно решать как в кратчайшие сроки, и у какого поставщика необходимо приобрести конкретные товары (работы или услуги). Очевидно, что подавляющий набор закупочных процедур неприемлем, из-за потери времени и больших трудозатрат в подготовке документов. В этом случае есть выход из ситуации – закупка у единственного поставщика.

⁠ ⁠ Хочется отметить, что часть 1 статьи 93 ФЗ-44 устанавливает право заказчика осуществлять закупки у единственного поставщика.

⁠ ⁠ В нашем случае, наиболее приемлемо основание закупки по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, который позволяет заказчику произвести закупки определенных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, (в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации).

⁠ ⁠ Воспользоваться данным положением заказчик может только при соблюдении следующих условий:

  • закупаемые у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товары, работы, услуги не должны быть включены в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 г. № 1765-р. перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. По данному перечню заказчикам необходимо проводить предварительный отбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 81 Закона № 44-ФЗ;
  • заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий аварий, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме. При этом применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

⁠ ⁠ Необходимо также учитывать, что контракт заключается на те объемы, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

⁠ ⁠ Самое важное условие для использования данного положения Закона 44-ФЗ – установление, что та или иная ситуация определяется как авария или чрезвычайная ситуация непреодолимой силы.

⁠ ⁠ Непреодолимая сила – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (пп. 1 п. 1 ст. 202 Гражданского кодекса РФ). К чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

⁠ ⁠ В вопросе доказывания возникновения чрезвычайной ситуации (аварии) необходимо обратить внимание на то, что за подтверждением того, что возникшая у заказчика потребность в закупке действительно стала следствием чрезвычайного обстоятельства или аварии, необходимо обратиться в службы, которые занимаются ликвидацией последствий таких обстоятельств (МЧС, органы внутренних дел и др.).

⁠ ⁠ Кроме того, заказчику при использовании пункта 9 части 1 ФЗ-44 необходимо доказать, что ситуация действительно имеет непреодолимый характер, присутствует объективная непредвиденность и непреодолимость, другими словами заказчик не мог предусмотреть возникновение таких обстоятельств и не мог на них повлиять.

⁠ ⁠ Законодатель, указав на возможность возникновения непреодолимых и непредвиденных обстоятельств, тем не менее, в 44-ФЗ не раскрывает самих этих понятий. На основании ч. 1 ст. 2 указанного закона законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

⁠ ⁠ Как уже было сказано раннее, в п. 3 ст. 401 ГК РФ указаны следующие признаки непреодолимой силы:

Чрезвычайность;

Непредотвратимость.

⁠ ⁠ По нашему мнению, да и, по мнению отдельных исследователей, эти признаки, собственно, можно считать достаточными для квалификации обстоятельств непреодолимой силы. Однако не стоит забывать и о необходимости наличия внешнего характера. Видится, что классифицировать то или иное событие как ситуацию непреодолимого характера нужно именно в совокупности: чрезвычайность и непредотвратимость (заказчик не мог заранее предусмотреть о подобном развитии событий) и внешняя сила (авария, природное или социальное явление и пр.).

⁠ ⁠ Ситуации непреодолимой силы можно систематизировать следующим образом:

Стихийные природные явления (землетрясения, наводнения, природные пожары, обвалы и иные природные катаклизмы);

Техногенные аварии и катастрофы (аварии, взрывы, пожары, уничтожение машин, предприятий и всякого рода оборудования и т. п.);

Обстоятельства общественной жизни (военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т. п.);

Запретительные меры государственных органов (запрет перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т. д.).

⁠ ⁠ Если с обстоятельствами непреодолимости более-менее понятно, то с понятием непредотвратимости возникают некоторые сложности. Можно сказать, что не существует ситуаций, которые классифицируются как непредотвратимые и эта позиция имеет право на существование. Т.е. цепочка выводов может быть следующая: ситуация → чрезвычайность → невозможность предвидения. Возможно и другая позиция: любую ситуацию можно предвидеть, но части явлений воспрепятствовать никак нельзя.

⁠ ⁠ В любом случае, введение понятия «непреодолимая сила» в Закон о контрактной системе было вызвано необходимость осуществления «срочной» закупки, т.е. осуществление процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в максимально сжатые сроки с минимальными трудозатратами. В то же время неопределенность признаков непреодолимой силы допускает возможность ее различного понимания.

⁠ ⁠

⁠ ⁠ Вывод в отношении применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ можно сделать следующий: пункт очень сложный и неоднозначный. Сделанные заказчиком шаги не являются окончательными. В дальнейшем его решение можно опротестовать в контрольном органе или суде. А допущенная ошибка влечет за собой привлечение должностного лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

⁠ ⁠ Алгоритм действий при осуществлении закупок на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ:

1.Внесение закупки в план закупок.

2. Внесение закупки в план-график закупок (не позднее чем за один день до дня заключения контракта).

3. Оформление отчета и обоснования невозможности и нецелесообразности использования иных способов определения поставщика.

4. Заключение контракта:

⁠ ⁠ - контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта;

⁠ ⁠ - уведомление контрольного органа (не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта);

⁠ ⁠ - внесение сведений в реестр контрактов (в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: