Сценарий мероприятия "блокада ленинграда". Внеклассное мероприятие на тему "по страницам блокадного ленинграда"

27 января наша страна отмечает День воинской славы России. Ровно 73 года назад была окончательно ликвидирована блокада Ленинграда. Гитлеровцам не удалось покорить город. Ленинград выстоял потому, что сердца миллионов советских людей бились в едином ритме с сердцами ленинградцев.

Светлой памяти погибших на полях сражений кураловцев и Дню снятия блокады Ленинграда был посвящён митинг, проведённый у памятника погибшим воинам в селе Куралово. В митинге принял участие Герой Советского Союза Кузнецов Борис Кириллович.

В своём обращении к учащимся Борис Кириллович призвал ребят учиться на отлично и любить свою Родину –Татарстан и Россию.

В ходе митинга прозвучали стихи Ольги Берггольц и отрывки из поэмы Зинаиды Шишовой «Блокада», были возложены цветы к памятнику.

В библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Навечно в памяти народной непокорённый Ленинград», где разместились исторические и художественные книги о блокаде Ленинграда.

Ко Дню снятия блокады Ленинграда в Татарско-Бурнашевской сельской библиотеке прошла беседа-обсуждение по рассказу Юрия Яковлева «Девочка с Васильевского острова».

В этом произведении говорится об истории блокадного города, когда вся тяжесть войны легла на плечи не только взрослых, но и детей, о девочке Тане, переживающей блокаду Ленинграда. Благодаря её дневнику люди узнали о драматических событиях, происходящих в те нелёгкие времена.

Библиотекарь Муравьева Л. П. познакомила участников мероприятия с биографией писателя и с обстоятельствами создания рассказа.

Читатели вслух прочитали рассказ и поделились своими впечатлениями о прочитанном. Библиотекарь подробно рассказала о блокадном Ленинграде, а ребята говорили о блокадном хлебе, о «дороге жизни», о мужестве и героизме ленинградцев.

В завершение мероприятия библиотекарь предложила ребятам познакомиться с рассказами и стихами других авторов, посвященные героическому Ленинграду и провела обзор выставки-реквиема «900 дней мужества».

Подвигу защитников города на Неве посвящены многочисленные произведения литературы и искусства, начиная с созданных непосредственно в годы блокады 1941-1944 годов её очевидцами и участниками обороны города и заканчивая произведениями современных авторов. С их творчеством знакомили читателей разделы выставки: «В стальном кольце» - о значении блокады города на Неве в ходе ВОВ, «Я говорю с тобой из Ленинграда» - о произведениях поэзии и прозы, созданных в годы осады, «Никто не забыт, ничто не забыто» - о литературе современных писателей, посвященной блокаде Ленинграда.

Многих читателей заинтересовали материалы выставки, и книги были взяты для домашнего чтения.

27 января в Районной детской библиотеке для детей 3 и 4 классов Верхнеуслонской гимназии был проведён час памяти о блокадном Ленинграде «Ленинград – жив».


На мероприятии детям рассказали об одном эпизоде Великой Отечественной войны - блокаде города Ленинграда. Почти 900 дней жил в немецком кольце оккупированный город, два долгих года, две суровые зимы. Юные читатели узнали о водителях – героях, перевозивших продовольствие в город и жителей в эвакуацию по льду Ладожского озера под вражескими бомбёжками, о мужестве самих жителей и о крайне тяжёлых условиях голода и отсутствия тепла.

На электронных слайдах ребята увидели военную фотохронику и послушали гимн войны. Так же их вниманию была представлена одноимённая книжная выкладка о городе - блокаднике. Такие книги как: «Был город фронт, была блокада», «Подвиг Ленинграда» С. Алексеева, «В дни блокады» Е. Шарыпиной, «Дорога жизни» Н. Ходза, «Дети блокады» М. Сухачева и другие расскажут о тех суровых днях, которых было ровно 872.

27 января работники Майданской библиотеки, СДК и школы для учащихся 5 – 8 классов провели урок памяти «Запомни, этот город Ленинград…».

Ведущие рассказали школьникам о самых героических страницах войны - обороне и снятии блокады Ленинграда, о героизме жителей блокадного города, в том числе детей. Рассказ о дневнике одиннадцатилетней школьницы Тани Савичевой нельзя слушать без боли и содрогания. Девять страниц записной книжки, написанные детской рукой, поведали миру о трагедии, которая произошла только в одной из многих ленинградских семей.

Вниманию учащихся была представлена выставка-реквием «Блокада Ленинграда», на которой представлена документальная и художественная литература о блокаде Ленинграда. Особое место на выставке занимают сборники поэтов О. Берггольц и Ю. Воронова, переживших ленинградскую блокаду и видевших своими глазами весь ужас тех дней.

В заключение мероприятия дети почтили память погибших минутой молчания

Юные читатели Ямбулатовской сельской библиотеки стали участниками урока мужества «Блокадный Ленинград».

Ребята узнали историю блокады Ленинграда: начало блокады, борьбу ленинградцев - взрослых и детей с немецко-фашистскими захватчиками, о помощи и взаимовыручке людей, о голоде, карточках, отваге и мужестве, о дороге жизни и снятии блокады. Память погибших почтили минутой молчания.

25 января в Соболевской сельской библиотеке проведён час истории «Город мужества и славы», приуроченный ко Дню полного снятия блокады легендарного города.

Библиотекарь Самойлова Лариса Анатольевна рассказала читателям о первых днях блокады - трудных, голодных, холодных; о жизни блокадного Ленинграда и его населения; о Дороге жизни, о вкладе народа в освобождение родного города, о том, как Ленинградский и Волховский фронты в январе 1944 года прорвали блокаду и уничтожили врага, прочитала рассказ В. Воскобойникова «900 дней мужества», напечатанный в журнале «Казань», где отражена эта трагедия, и показан образец стойкости человеческого духа.

Также читателям были предложены книги с тематической выставки «Блокада Ленинграда - боль и смерть».

В героическую историю нашей страны навечно вписана дата 18 января 1943 года. В этот день ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Была восстановлена связь осажденного города с Большой землей, благодаря чему спасены сотни тысяч жизней. Успешное завершение операции «Искра» вселило людям уверенность - в неминуемую победу над врагом.

В Центральной районной библиотеке открыла свою работу книжно - иллюстративная выставка «Ленинград. Блокада. Подвиг».

Вниманию читателей представлена историческая, художественная, документальная литература, материалы периодической печати, воспоминания участников тех событий, а также засекреченные ранее архивные документы.

Немалый интерес представляет книга А.М Адамовича «Блокадная книга» - это документальное повествование о беспримерном подвиге осажденного фашистами Ленинграда, о мужестве и героизме его жителей, сумевших выстоять в нечеловеческих условиях блокады, переживших страшный голод, страдания, смерть близких. Но, несмотря ни на что, сохранивших человеческое достоинство и отстоявших родной город.

Немалый интерес представляют также статьи о наших земляках - Николае Михайловиче Лабутове, Николае Ивановиче Рагузине, Римме Павловне Герасимовой, которые пережили те, невыносимо страшные годы блокады.

Очень важно, знать эти даты и историю своей страны. Чтобы такие слова, как "блокада Ленинграда", "Дорога жизни", "Дорога победы" находили отклик в сердцах и сегодня и через десятилетия.

В Коргузинской сельской библиотеке прошёл час памяти «Город не сдали врагу».

Участниками мероприятия стали учащиеся 6-7 классов. Школьники узнали о тяжелых испытаниях жителей осажденного, закрытого города Ленинграда, о голоде и холоде, о детях, которым рано пришлось повзрослеть и наравне с взрослыми сражаться за жизнь.

Также ребята познакомились с боевой картой солдата нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны Елистратова Николая Гавриловича, который участвовал в боях и освобождал город от врага.

К мероприятию была оформлена книжная выставка «Блокада Ленинграда» с разделами: «Война проходит через сердце», Защитники Ленинграда», «Дети и Блокада».

При обзоре выставки, особе внимание было уделено книге Михаила Сухачева «Дети Блокады», где рассказывается о детях блокадного Ленинграда, которых в городе насчитывалось более 400 тысяч.

В заключение мероприятия почтили память погибших минутой молчания.

01.02.2018 В библиотеках Раздольненского района прошли мероприятия посвященные полному снятию блокады Ленинграда

Блокада Ленинграда длилась ровно 872 дня. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. 872 дня боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был «лакомым куском» - ведь здесь находятся Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли.
Блокада Ленинграда – это неслыханное испытание человека на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его.
27 января в Огневской сельской библиотеке прошел видеосалон посвященный дню полного освобождению Ленинграда советскими войсками от немецко-фашистских войск. Библиотекарь Светлана Чуприна ознакомила присутствующих с информацией на стенде а затем вместе с читателями просмотрели презентацию «Память, которой не будет конца". Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, она передаётся из уст в уста потомкам.
Цель данного мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, формирование у читателей осознания исторического прошлого.

27 января в Зиминской сельской библиотеке к памятной дате -День освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков был проведен час памяти "Каменный цветок памяти". В нашей стране 27 января отмечается День снятия блокады Ленинграда-одной из трагических страниц Великой Отечественной Войны. Ленинград - крупный культурный центр, морской порт, удобный плацдарм для удара на Москву. Фашисты бомбили город днем и ночью, но захватить Ленинград не удалось и Гитлер приказал задавить город блокадой. Почти 900 страшных дней и ночей длилась голодная и холодная блокада, но город выстоял благодаря самоотверженному труду Ленинградцев. И 27 января 1944 года был дан победный салют в честь снятия блокады Ленинграда. Но не все дожили до счастливого дня - и в память об умерших от голода и холода Ленинградцев тянется к небу памятник Каменный цветок".
Цель: сохранение Памяти о героическом подвиге Советского народа.
Присутствовало:15 человек.

26 января в Кукушкинской сельской библиотеке заведующая библиотекой Анжела Дуброва провела для детей час памяти «Блокада глазами детей».
Ребята узнали, как мужественно сражались жители осажденного врагом города и о их стойкости. В представленной презентации «Блокада Ленинграда» дети просмотрели фотоматериалы будней блокадного Ленинграда, узнали о трагических событиях того времени: 40 километровой полосе по Ладожскому озеру, как ее называли «Дорогой жизни», связывающей блокадный Ленинград с советскими продовольственными базами. Ребята не остались равнодушными к увиденному, удивлялись героизму людей, их вере в Победу. Особенными чувствами прониклись они к судьбе маленькой девочки Тани Савичевой. Ее дневник стал одним из символов Великой Отечественной войны. И, конечно же, в исполнении учащихся звучали стихи, написанные поэтами в блокадные дни.
А так же в библиотеке была оформлена книжная выставка «Блокады прорвано кольцо».
Цель мероприятия: способствовать развитию чувства гражданственности, гордости за свою Родину.
На мероприятии присутствовали 16чел.

27 января - особая дата в истории нашей страны. В этот день в1944 году была снята блокада Ленинграда, которая продолжалась почти 900 долгих дней и ночей. Этим трагическим событиям в годы Великой Отечественной войны посвящен рассказ – хроника «Многое забудется, такое никогда», который прошел в Славновской сельской библиотеке для детской группы читателей.
Заведующая библиотекой Валентина Самокиш рассказала ребятам о борьбе ленинградцев - взрослых и детей с немецко-фашистскими захватчиками, о помощи и взаимовыручке людей, о голоде, карточках, отваге и мужестве, о дороге жизни и снятии блокады. В ходе рассказа демонстрировались кадры документальной хроники. Затем библиотекарь прочла отрывок из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц и «Школа» Ю. Воронова, поэтов, переживших блокаду Ленинграда и своими глазами видевших весь ужас тех дней.
На мероприятие была приглашена дочь участника боев за Ленинград Первухиной Евгении Тимофеевны – Беляева Татьяна Михайловна. Она поделилась с ребятами воспоминаниями, которые когда-то ей рассказала мама.
Цель: формировать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и ее великую историю.
Присутствовали 16 чел.

В Соколовской сельской библиотеке прошел час истории "Письма опаленные войной", посвященный Дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Сегодня все меньше остается участников и свидетелей тех страшных событий в годы Великой Отечественной войны.Они уходят, но не должна уйти память об этой войне, о Победе.
Эту память должны сохранить и мы, а солдатские письма, дневники, воспоминания, помогут нам в этом.
Письма с фронта связывали близких людей, давали надежду на встречу или отбирали ее.
Фронтовые "треугольники" сегодня воспринимаются как достоверный исторический документ, в котором описываются не только фрагменты жизни, но самые трогательные человеческие чувства, забота, любовь.
Письма из блокадного Ленинграда несут в себе боль, голод, смерть. Два письма, зачитанные детям, были написаны 9 января 1942года Елизаветой Синеоковой своему мужу на фронт. В них описано как она старалась выжить и накормить грудного ребенка.Участники мероприятия посмотрели отрывок фильма "Блокадный дневник Тани Савичевой". Выжить и остаться людьми мог народ непоколебимо верующий в Победу.


В рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в Ботанической сельской библиотеке для юношества состоялся час мужества «Возвращенный из смертной бездны», посвященный дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).
Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству вторая мировая война.
20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.
Заведующая библиотекой Валентина Скоблянская угостила присутствующих кусочками черного хлеба, предложила представить, что это еда на весь день, а также познакомила с «Блокадной книгой» А.Адамовича и Д.Гранина.
27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята.
За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой, награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Юноши и девушки почтили память жертв ленинградской блокады минутой молчания.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.
Присутствовали 29 человек.


26 января в Ковыльновской сельской библиотеке для читателей 13-15 лет состоялся час памяти «Запомни этот город Ленинград…», посвящённый Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).
Заведующая Ковыльновской сельской библиотекой прочитала для присутствующих отрывок из поэмы «Блокада». Ленинград – единственный город, который устоял перед самой длинной блокадой. Библиотекарь рассказала краткую историю блокады Ленинграда, влияние на жизнь и судьбу русского народа. У блокадного Ленинграда была своя богиня сострадания и надежды – поэтесса Ольга Берггольц.
В завершении мероприятия библиотекарь рассказала стих Ольги Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов…» и присутсвующие почтили памятьвсех погибших и умерших минутой молчания.
Цель: показать героизм наших воинов во время Великой Отечественной войны, стойкость и мужество людей, оказавшихся в блокаде; воспитать любовь, уважение и чувство гордости к своей Родине.
На мероприятии присутствовали 15 человек.

27января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 года. К этой дате в Чернышевской сельской библиотеке прошла беседа "Блокада Ленинграда" для читателей библиотеки. Осада города стала одной из самых трагичных и жестоких событий Великой Отечественной войны. А освобождение от блокады вошло в историю как символ отваги и мужества наших солдат. Заведующая библиотеки Евгения Фестрига рассказала ребятам, что началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана связь Ленинграда со всей страной. Не хватало продовольствия, не работало отопление, горячей воды не было, но ленинградцы продолжали трудиться, работали типографии, детские сады, театры, библиотека, поликлиники. Это было необходимо для того, чтобы доказать врагу, а главное - самим себе, блокада Ленинград не убьёт, город продолжает жить!
Для присутствующих была подготовлена книжно-иллюстрированная выставка "900 дней и ночей" Было прочитано стихотворение О. Бергольц "Я говорю...". Ребята приняли участие в дискуссии, вспоминали рассказы старших о войне... За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжёлой борьбы с немецко- фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание "Город-Герой".
Цель: познакомить с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны. Присутствовали 28 человек.

27 января в России отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. К этому знаменательному дню библиотекарь поселковой библиотеки Покотило Татьяна Николаевна в территориальном центре « Ветеран» провела час памяти « 900 дней мужества».

Библиотекарь рассказала присутствующим о самой продолжительной и страшной блокаде города за всю историю человечества, о том, через какие испытания пришлось пройти людям осажденного Ленинграда. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Татьяна Николаевна зачитала воспоминания людей, переживших блокаду, дневники и письма которых открывают нам страшную картину. На город обрушился голод. Зимой 1941-1942 годов не было топлива и электричества. Истощенные, измученные непрерывными бомбежками и артобстрелами ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопровод и канализация. Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Со дня победы в битве за Ленинград прошло 72 года, но и поныне подвиг ленинградцев, воинов армии и флота, отстоявших северную столицу, олицетворяет воинскую славу России. Он служит для нынешних поколений примером верности патриотическому и воинскому долгу, мужества и отваги в защите свободы и независимости Отечества.

К мероприятию была оформлена тематическая полка.

Крымковская сельская библиотека

Ко Дню воинской славы России - к героической дате 27 января дню снятия блокады Ленинграда в Крымковской сельской библиотеке прошел час памяти «Дети блокадного Ленинграда. Война и Савичевы» для учащихся 2-3 классов.

Библиотекарь Бойчук Лариса Валентиновна рассказала присутствующим о тяжелых днях войны о своих сверстниках, которые жили в блокадном Ленинграде, о записях в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой, ее семье и жизни до войны, о том, как постепенно девочка теряла близких и осталась одна во время блокады.

Мероприятие сопровождалось электронными презентациями «Дети блокадного Ленинграда», «Таня Савичева - дневник и жизнь девочки». Завершилась встреча минутой молчания под звук метронома.

Марьинская сельская библиотека

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

27 января в Марьинской сельской библиотеке был проведён Час мужества «Блокада Ленинграда- образец стойкости духа» для учеников начальной школы, приуроченный Дню полного снятия блокады легендарного города.

Библиотекарь Алиева Фатиме Мухамедовна рассказала ребятам о первых днях блокады- трудных, голодных, холодных; о жизни блокадного Ленинграда и его населения; о Дороге Жизни- пульсе осаждённого города; о вкладе детей в освобождение родного города; о том как Ленинградский и Волховский фронты в январе 1944 года прорвали блокаду и уничтожили врага.

Так же библиотекарь прочла ребятам рассказ В.Воскобойникова «900 дней мужества», в котором отражена эта трагедия, и показан образец стойкости человеческого духа.

Кроме того, ребята ознакомились с тематической выставкой «Блокада Ленинграда- боль и смерть».

Трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней- навеки останется в памяти потомков.

Победненская сельская библиотека

Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.

27 января исполнилось 72 года со дня освобождения от блокады города Ленинграда. Эта дата золотыми буквами вписана в историю государства Российского и отмечается, как День воинской славы. В Победненской сельской библиотеке этой дате был посвящен патриотический час « 900 дней мужества». Звук метронома, кадры кинохроники, музыка Шостаковича, фотографии и фотодокументы помогли ученикам седьмого класса Победненской МОУ представить, а многим и осознать ужас блокадного Ленинграда. Живой голос Ольги Бергольц и Агнии Барто, отрывки из книги Алеся Адамовича и Даниила.Гранина «Блокадная книга» , рассказ о нашем земляке Гуртовом М.В., участвовавшем в прорыве блокадного кольца, песня в исполнении Андрея Карганова сделали мероприятие интересным и запоминающемся.

Говорят, тот, кто не знает истории, вынужден ее повторить. Именно поэтому так важно вспоминать даже ее страшные моменты и периоды. К таким, бесспорно, относится блокада Ленинграда. Почти 900 дней жители города выживали в немыслимых условиях, пытаясь спастись от холода, голода и натиска фашистов. Попробуем понять, как грамотно написать сценарий: «Блокада Ленинграда». Что в нем озвучить, о чем промолчать и как рассказать об этом жутком периоде в истории России современным школьникам.

Исторические факты

Прежде чем начать писать сценарий, посвященный блокаде Ленинграда, стоит вспомнить, что это за период. Именно страшные факты, героизм обычных людей должны быть в нем отражены.

Во-первых, жители города до конца своих дней вспоминали суровую зиму 41-42 годов. В тот год было отключено отопление, не работала канализация, воды в кране не было. А между тем температура на улице редко поднималась выше -18 градусов. Благоустроенные дома, таким образом, превратились в огромные холодные склепы, практически непригодные для жилья. Спасались только так называемыми печками-буржуйками. За неимением дров топились такие печки книгами, мебелью и всем, что могло гореть.

Во-вторых, фашисты не только взяли город во вражеское кольцо, но и регулярно его обстреливали, а также сбрасывали бомбы. Больше 200 тысяч снарядов и бомб было сброшено на жителей Ленинграда.

Однако по статистике, от бомбежек погибло не более 3% жителей. Остальные скончались от тотального голода. И этот факт важно внести в сценарий. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. На тот момент в городе, в принципе, не было припасов. Очень быстро люди стали голодать и использовать в пищу:

  • мучной клей (им раньше клеили обои);
  • целлюлозу;
  • изделия из кожи (куртки и сапоги обжигали на огне и варили);
  • глицерин.

И многое другое, что сложно сейчас представить. Конечно, на стол попадали и домашние любимцы, и помойные крысы.

Блокадный хлеб Ленинграда

Отдельное внимание нужно уделить хлебу, который делили между собой горожане в те тяжелые дни. В начале оккупации цифры выглядели следующим образом:

  • рабочие получали 600 граммов хлеба;
  • служащие - 400 граммов;
  • дети - 300 граммов.

Это была норма на сутки. При этом хлеб не раздавался бесплатно, его надо было покупать, даже пока шла блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия будет более честным, если озвучить в нем этот факт.

Однако уже в конце ноября 41-го года норму снизили более чем в два раза:

  1. Рабочие стали получать по 250 граммов.
  2. Дети и иждивенцы - 125 граммов.

В тот страшный декабрь от голода скончалось свыше 50 тысяч человек. После чего норму немного повысили.

В этом году в нескольких городах России провели акцию «Блокадный хлеб Ленинграда». Людям предлагали сутки продержаться на 125 граммах хлеба. При этом повара старались максимально воссоздать его рецепт. Добавляли в тесто опилки, кору и целлюлозу. Акция нашла, как своих сторонников, так и ярых противников.

Впрочем, если позволяет бюджет, можно попробовать испечь для зрителей подобный хлеб. Это сделает более живым сценарий. Блокада Ленинграда - слишком тяжелый период в истории нашей страны, чтобы говорить о ней, используя только цифры и факты.

Дневники блокадного Ленинграда

Оживить сценарий помогут воспоминания очевидцев. Правда, надо выбирать отрывки, соблюдая некоторую цензуру. Слишком страшно читать эти записи. Особенно когда речь о детях и подростках, которые пытались выжить в период блокады.

17-летняя школьница Лена Мухина писала о своих планах на жизнь, о мечтах, о своих разговорах с мамой. Но чаще всего она писала о страшном голоде. И ждала, когда этот период закончится:

«Я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол литра хлопкового масла, - рассуждала девушка, - наемся до отвала. Потом мы с мамой напечем разных пирожков». Но даже таким простым желаниям не суждено было сбыться, мама умерла.

Читая дневники блокадного Ленинграда, понимаешь, как мало человеку надо для жизни и для счастья. Именно воспоминания очевидцев, особенно детей, были доказательством страшной вины фашистов перед советскими людьми.

В наше время бытует мнение, что школьников не надо знакомить с подобными дневниками. Но, к сожалению, в окруженном городе их было немало. На Нюрнбергском процессе был представлен дневник 12-летней Тани Савичевой. Это всего 9 страшных записей на листочках. Каждая из них - констатация смерти близкого человека. «Все умерли. Осталась одна Таня».

Именно поэтому выдержки из дневников должны попасть в сценарий: «Блокада Ленинграда».

Каким может быть сценарий блокады?

Итак, мы непосредственно подошли к вопросу о самом сценарии мероприятия. Тут надо отметить, что есть две памятные даты:

  • 8 сентября - день, когда Ленинград оказался в фашистском кольце;
  • 27 января - снятие блокады.

И вспоминать нужно обе. А значит, стоит рассмотреть, каким может быть сценарий: «Снятие блокады Ленинграда» и сценарий: «Жизнь в окруженном городе».

Если писать план празднования освобождения города, то лучше выбрать следующие формы:

  1. Сделать мероприятие в виде концерта.
  2. Группой посетить библиотеку.

Почти 900 дней жизни в «кольце» стоит показать:

  1. В качестве экскурсии по памятным местам.
  2. Попробовать воссоздать в форме ролевой игры.

Пусть никого не смущает слово «игра». Ведь только с помощью такого приема можно точнее понять, как тяжело приходилось горожанам в те страшные дни.

В любом случае, нужно обязательно рассказать о «дороге жизни» через Ладожское озеро. Именно по ней эвакуировали часть населения из Ленинграда, а также завозили продовольствие в оккупированный город.

Сценарий самой блокады

Чтобы наглядней показать, что такое блокада Ленинграда, сценарий мероприятия лучше разделить на две части. В первой показывать наши дни, во второй - период оккупации.

Ведущих также может быть двое. Допустим, мужчина и женщина:

Ведущая (делится с коллегой ). "Почти час выбирала в интернете сносный магазин с роллами. У одних доставка только через час, другие дополнительно напитки привезти отказываются. Это какой-то кошмар".

Выходит девочка, школьница.

Девочка . "Завтра пойдем в школу. Неделю назад нас окружили немцы. Они взорвали Говорят, там хранились мука и другие крупы. Но я помню только аттракцион «Американские горки». Осада города скоро закончится, и продукты привезут. Но этого аттракциона до конца войны не будет" (информация из дневников - примечание автора ).

Ведущий при этом может соглашаться со своей коллегой или, напротив, спорить с ней. Его задача озвучивать факты и цифры:

Ведущий. "В начале осады в Ленинграде находилось 2,5 миллиона горожан. И больше 300 тысяч жителей из области. В официальных документах пишут, что в городе погибли 650 тысяч человек. Однако после снятия осады в Ленинграде осталось чуть больше полумиллиона живых людей».

И на таком контрасте построить весь позволит обычному человеку немного погрузиться в страшную атмосферу блокады. Сравнить с нашими днями.

Мероприятие ко дню снятия блокады

Сценарий «Снятие Блокады Ленинграда» можно начать с 7-ой симфонии Шостаковича. Именно она звучала осенью 41-го года в филармонии. Уже измученные голодом и бомбежкой горожане шли на концерт:

Ведущий. " Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей», - можно прочитать сегодня в рассекреченном документе. Никакого интереса культурная столица России для так называемых арийцев не представляла. Уже 12 октября 1941 года немцы были уверены, что в городе не осталось живых людей. И тут зазвучала музыка.

Звучит 7-ая симфония Шостаковича. Пока чтец говорит, на сцену могут выходить актеры, играющие ленинградцев, солдат. Садиться и слушать.

Ведущий. "Дмитрий Шостакович дописал свою симфонию уже в окруженном немцами городе".

Солдат. " Я не мог целый день посвятить музыке. Этот день нужен фронту. Но я мог один час послушать концерт".

Ведущий. "Позже, в дневниках гитлеровцев мы прочитаем, что именно во время этого концерта они поняли, что Ленинград не сдастся. И оказались правы. 27 января 1944 года фашисты отступились от города. Этот легендарный день чтут все жители современного Санкт-Петербурга".

Получается, в те жуткие дни люди слушали музыку, ходили в зоопарки, дети посещали школы. Вырабатывали по несколько норм на заводе, как взрослые, так и школьники. Героизм рядового жителя очень важно внести в сценарий. Освобождение Ленинграда от блокады стало возможным потому, что горожане не сдавались.

Сценарий для школьников

Психологи спорят, с какого возраста можно рассказывать детям об ужасах войны. И конкретно об окруженном фашистами городе. Считается, что аккуратно можно начать рассказывать с 3-го класса.

В 9 лет ребята уже могут понять, что такое блокада Ленинграда. Сценарий при этом должен быть мягче, чем для взрослых. В нем не стоит рассказывать о:

  • каннибализме;
  • вопиющем садизме;
  • насилии.

Но в общих чертах о самом периоде рассказать нужно. Что же можно сделать:

  1. Провести экскурсию по памятным местам Ленинграда.
  2. Посетить библиотеку, где в картинках расскажут о событии.
  3. Посетить или самим организовать концерт, посвященный блокаде.

Чем старше школьник, тем насыщеннее будет программа мероприятия.

Экскурсия или ролевая игра

Сценарий, посвященный дню снятия блокады Ленинграда, может быть написан в разных жанрах. К примеру, как детективная история. Можно предложить школьникам несколько часов «прожить в осажденном городе». Сходить в школу, на работу, купить хлеб, а также пройтись по основным блокадным местам.

Где стоит побывать:

  1. В квартире (2-ая линия Васильевского острова, 13).
  2. У памятника герою-школьнику. Известно, что во время боя с фашистами Володя Ермак закрыл телом вражескую амбразуру. У советских солдат появилась возможность самим наступать на немцев.
  3. В зоопарке. За годы войны и блокады жители города не съели ни одного животного из зоопарка. Напротив, всячески старались им помочь выжить. Особенно тяжело было бегемотихе по кличке Красавица. Нехватка воды (как говорилось выше, водопровод одно время не работал) грозила ей смертью. Бассейн Красавицы заполняли водой из Невы.
  4. У памятника детям блокады (сквер на Наличной улице).
  5. У «Опасной стороны». В городе висело 4 таблички, предупреждающие, что «это сторона улицы» наиболее опасна при артобстреле. В настоящее время доска сохранилась на Невском проспекте.

Это далеко не весь список памятных мест, которые можно посетить. Если нет времени разрабатывать свой маршрут, можно воспользоваться услугами экскурсоводов Санкт-Петербурга.

В библиотеке

Конечно, находясь в Санкт-Петербурге, легче почувствовать, что такое блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия в библиотеке, составленный на основе воспоминаний, отрывков фильмов, а также исторических фактов, поможет рассказать об этом периоде школьникам из других городов.

Ведущим может выступить библиотекарь. Сначала рассказать о войне, самом осаждении города, о героизме ленинградцев. После рассказа можно показать кино об этом периоде. К примеру, документальный фильм Сергия Лозницы - «Блокада Ленинграда». Лента длится всего 17 минут, но дает очень четкое представление о том жутком моменте в истории нашей страны.

После можно вместе просмотреть вырезки из газет и журналов. Устроить небольшой коллоквиум (обсуждение). Прочитать стихи поэтов того времени. И почтить погибших минутой молчания.

В виде концерта

В свою очередь сценарий концерта «Блокада Ленинграда» можно условно разделить на три блока:

  • песни и танцы;
  • стихи.
  • сценки.

Таким образом, будут задействованы школьники всех возрастов, если речь идет о детях. Да и взрослым людям проще воспринимать информацию в виде концерта.

Песен об оккупационном городе написано немало. В концертную программу можно взять самые популярные. Например, «Балладу о Ленинграде», «Бессмертный Ленинград», «Балладу о Тане Савичевой». Помимо этого, подойдут любые военные песни 40-х годов. Под эти песни можно показывать кадры и фотографии города, поставить танцы, или их просто могут исполнить талантливые певцы.

Стихи о блокаде не составит труда найти и подобрать более подходящие. Если это школьное мероприятие, можно предложить ребятам самим выучить понравившиеся произведения.

Сценки также могут быть разнообразными. Во время представления можно читать дневники и воспоминания людей, переживших блокаду.

P.S. Зачем вспоминать этот период?

В настоящее время можно услышать, что город Ленинград (современный Санкт-Петербург) уже более 70 лет назад был освобожден от оккупации. И, наверное, пора забыть об этом печальном событии. Но это то же самое, что предложить армянам забыть о геноциде 1915 года или евреям об Освенциме.

Это был тяжелый и страшный период. Преступление против целого города: его мужчин, женщин и беспомощных детей. Забыть - это значит простить. Однако с психологической точки зрения, мы не имеем права прощать за других людей. За 630 тысяч погибших (а это только официальные цифры).

Помимо страха, этот период в истории подарил всей огромной стране веру. В мужество и героизм. Недаром ледяное озеро получило название «Дорога жизни». Ленинградцы показали, что бороться надо до последнего. И Советский Союз боролся. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не мужество тех храбрых людей из пасмурного города.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: