Корабль черноморского флота затонул после столкновения с грузовым судном. Катастрофа "Союза". Что случилось? Что такое «Лиман»

Инцидент произошел около полудня недалеко от пролива Босфор. Как сообщили ТАСС в береговой охране Турции, все российские моряки эвакуированы. Если следовать заявлениям Минобороны, пострадавших нет

Разведывательный корабль «Лиман». Фото: Сергей Петросян/ТАСС

Обновлено 17:07

Судно Черноморского флота России «Лиман» затонуло после столкновения. Весь экипаж спасен, сообщили в пресс-службе российского Минобороны. 78 российских моряков эвакуировала береговая охрана Турции. Как там сообщили ТАСС , погибших или пропавших без вести нет. Российские военные взяты на борт двух катеров береговой охраны. Информации, куда их доставят, пока нет.

Столкновение произошло около полудня в районе мыса Кильос в 40 километрах к северо-западу от пролива Босфор. Вероятная причина — низкая видимость из-за тумана. Судно «Лиман» столкнулось с кораблем «Ашот-7», принадлежность которого не уточняется. По данным турецких СМИ, это корабль-скотовоз, который ходит под флагом Того.

Расследовательская группа Bellingcat пришла к выводу, что украинские корабли, атакованные 25 ноября кораблями пограничной службы ФСБ России, были обстреляны в международных водах. К такому выводу журналисты пришли, изучив находящиеся в открытом доступе фотографии и видеосъемки последствий конфликта в Керченском проливе.

В частности, на одной из видеосъемок российского телеканала «Звезда» в нескольких сотнях метров от захваченного украинского артиллерийского катера «Бердянск» можно увидеть не участвовавший в инциденте сухогруз. Используя сайт слежения за судами MarineTraffic, в Bellingcat определили, что он стоял на якоре в Керченском проливе в одном и том же месте на протяжении всего 25 ноября. Это дало возможность получить данные о местоположении украинских кораблей во время атаки на них российских военных и сделать вывод о том, что катер «Бердянск» находился «в 22,72 километра от берега Крыма и более чем в 500 метрах за пределами заявленных Россией территориальных вод».

Кроме этого, проанализировав пулевые отверстия на «Бердянске», издание пришло к выводу, что «российские войска стреляли не для того, чтобы вывести из строя судно, а для того, чтобы причинить вред непосредственно экипажу».

В расследовании также сказано, что российский пограничный корабль «Дон» таранил украинский буксир «Яны Капу» не менее четырёх раз – об этом свидетельствует видеозапись и характер повреждений.

При этом Bellingcat отмечает, что, вероятнее всего, украинские корабли в какой-то момент заходили как в заявленные Россией как свои территориальные воды у берегов аннексированного Крыма, так и в российские воды у Керченского пролива. Однако в момент обстрела и задержания они уже были в международных водах.

Украина утверждает, что её корабли имеют право беспрепятственно проходить Керченский пролив по договору 2003 года с Россией.

В расследовании содержится призыв к Украине предоставить дополнительную информацию о координатах кораблей в момент атаки на них. Координаты, сообщённые ранее ФСБ России, не противоречат выводам Bellingcat.

25 ноября российские пограничники у берегов аннексированного Крыма протаранили, обстреляли, а затем захватили три корабля военно-морских сил Украины. Трое украинских моряков были ранены. По утверждению российской стороны, корабли нарушили государственную границу России и не реагировали на неоднократные предупреждения со стороны пограничников. Украина называет действия России «открытой военной агрессией» и утверждает, что судна следовали в порт Мариуполя в строгом соответствии с международными нормами.

Позже российский суд арестовал 24 украинских моряка на два месяца по обвинению в незаконном пересечении границы. Им грозит до шести лет лишения свободы. Лидеры западных стран требуют от России немедленного их освобождения.

Расследование инцидента в Керченском проливе

25-го ноября Украина и Россия были вовлечены в одну из самых серьезных конфронтаций почти 5-летнего долгого конфликта между этими двумя странами. Российские Военные корабли сначала врезались и затем позже стреляли и захватили три украинских Военных корабля, отметив в первый раз, когда сигнализируемые русскими воинские части официально напали на те из Украины.

Как много событий в этом конфликте, обе стороны производят противоречивые истории того, что произошло, а также заявления, обвиняющие другое нарушение международного права. Но то, что мы можем сказать наверняка, произошло?

Первая конфронтация

Выступление на разогреве столкновения между этими двумя военно-морскими флотами началось около 7:00 по российскому времени. Три украинских Военных корабля – Gyurza-M-class лодки артиллерии ‘Бердянск’ и ‘Никополь’ и буксирное судно ‘Yany Kapu’ – приплыли к Керченскому проливу, имея целью перевозить транзитом к украинскому порту Мариуполя. Примерно в это же время они были перехвачены российскими Судами береговой охраны включая ‘Дон’ и ‘Изумруд’.

На данном этапе ясность картины начинает ломаться. Федеральная служба безопасности (ФСБ) России утверждает, что российские суда попытались приветствовать украинские суда и попросить, чтобы они возвратились, поскольку им не позволили пройти через Керченский пролив без российского навигатора на борту. Украинцы, для их части, утверждают, что они были незаконно перехвачены и имели право на бесплатную навигацию через пролив.

Относительно того, что произошло затем, мы должны проанализировать несколько основных источников. Первым из них является предполагаемая коммуникационная точка пересечения, выпущенная Службой безопасности Украины (SBU). В нем несколько групп российских военно-морских офицеров обсуждают события, которые прошли. Нет никакого определенного периода, данного, и кажется, что точка пересечения — коллекция нескольких записей между различными людьми, формирующими семь дискретных разговоров.

От этой записи могут быть устранены несколько основных частей информации. Прежде всего, российское судно ‘Дон’ таранило ‘Yany Kapu’ дважды. Однажды в 7:35 в местоположении (44°56’00″N 36°30’08″E) и во второй раз в 7:44 в (44°56’06″N 36°30’05″E). Вторая еда на дом — то, что российское судно ‘Изумруд’ было повреждено в столкновении с другим российским судном.

Другая улика — видео, показывающее российское судно ‘Дон’, кажущийся намеренно таранить украинский рывок ‘Yany Kapu’. Эта видеозапись видна ниже.

От этой видеозаписи видны несколько вещей. Во-первых, идентичность лодки, от которой было снято видео, может быть определена из отличительной малокалиберной автоматической пушки 30 мм погашения, замеченной в 0’51” в видеозаписи, которая также присутствует на существующих ранее фотографиях ‘Дона’. Во-вторых, приблизительное время суток, когда видео было снято, может также быть определено. В видеозаписи это, кажется, вскоре после восхода солнца. По данным SunCalc, восход солнца 25-го ноября в этой области был в 7:46. По сути, видео, должно быть, было снято приблизительно в течение часа после восхода солнца, учитывая относительно низкое положение солнца в небе. Также, в видео, голос (по-видимому, тот из пилота ‘Дона’) кричит “восемь двадцать один (08:21)” немедленно после столкновения. Вероятно, что это — время столкновения и, кажется, сходится с периодом, предложенным солнечным положением.

Это далее поддержано по-видимому незамеченной деталью в видео. В нем рывок ‘Yani Kapu’ уже понес ущерб по крайней мере от двух отдельных забастовок. Это подтвердило бы, что произошло после того, как 7:35 и 7:44 забастовок, упомянутое в SBU, перехватывают видео. Фотографии этих областей повреждения, когда по сравнению с фотографией неповрежденного судна, севшего только за день до этого, видны ниже.

В частности, после этого видео, Yani Kapu был поражен, по крайней мере, еще раз. Видео, выпущенное Звездой Telekanal, стреляло в час или два позже утром, когда солнце было выше в небе, шоу, что рывок понес дополнительный ущерб к своему строгому порту, который не присутствовал или во врезающемся видео или в изображении, взятом Yani Kapu 24-го ноября.

Новые доказательства также поддерживают информацию от точки пересечения SBU. Изображения выпущены Керчью. Выставочный ущерб FM, понесенный российским судном Береговой охраны ‘Изумруд’. Местоположение этого повреждения (высоко на области среднего сечения правого борта) согласовывается с забастовкой от российского судна, больше, чем украинские лодки меньшего размера. Также длинный шрам вдоль стороны судна несовместим с повреждением оружия. Это согласуется с лентой SBU, где столкновение между ‘Изумрудом’ и другим российским судном обсуждено.

Вторая конфронтация

В то время как день продолжался, российские Суда береговой охраны продолжали блокировать маневры против трех украинских судов. Большое грузовое судно использовалось, чтобы физически заблокировать узкий проход под Керч-Бридж и отдельную группу из трех украинских военных кораблей в Море Азовваса, вынужденного вернуться на их базу в Бердянске.

Мало информации существует для того, что выяснилось за этот период, однако, запись точки пересечения SBU предполагает, что одно из российских Судов береговой охраны взяло дополнение 10 солдат спецназа, чтобы помочь в более поздних действиях.

Вышеупомянутое видео Звезды Telekanal также содержит другую часть полезной информации. За первые несколько секунд видео судно насыпного груза определило, поскольку ‘Aviona’ виден в нескольких сотнях метров от одной из украинских бронированных лодок артиллерии. Используя отслеживающий судно веб-сайт MarineTraffic, мы можем решить, что ‘Aviona’ был в якоре в Керченском проливе в эффективно том же месте для полноты от 25 ноября. Это дает нам новую точку данных для местоположения украинских судов позже в тот же день, гораздо дальше север, чем предыдущие положения.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года о Законе Моря (UNCLOS), к которому Украина и Российская Федерация являются сторонами, территориальные воды расширяют самое большее 12 морских миль (22,2 км; 13,8 миль) от основания (обычно средняя отметка низкой воды) прибрежного государства. В частности, это дополнительное положение около ‘Aviona’ показывает украинское судно в не только территориальные воды Крыма, но также и материка Россия.

Также стоит отметить, что Украина, а также большинство стран Запада, не признает присоединение Крыма к России, и следовательно его территориальное море. Кроме того, Украина процитировала соглашение 2003 года с Россией, которая обозначает Азовское море и Керченский пролив как общий водный путь, позволяя свободный проход.

После 18:00 по местному времени, однако, украинские суда попытались покинуть область и возвратиться в их порт приписки Одессы. Они были, судя по всему, преследовали, перехватили, стреляемый, и остановились. Несколько украинских солдат были ранены, и суда были позже захвачены российскими Военно-морскими силами.

Обе стороны предприняли попытки утверждать, что это столкновение произошло любой за пределами требуемых русскими территориальных вод (в случае Украины) и в них (в случае России).

Российская ФСБ выпустила подробный график времени событий дня, включая многие географические положения, в которых ключевые события имели место. Эти события подготовлены на карте, замеченной ниже.

Российская ФСБ высказывает то мнение, что начальный перехват, а также предупредительные выстрелы, и наконец выстрелы, которые поражают ‘Бердянск’, все произошли в ‘территориальных водах России’. Это не выравнивает с данными о местоположении, которые они сами выпустили.

А именно, самый серьезный инцидент – стрельба ‘Бердянска’ – произошла в 44°51.3’N, 36 ° 23.4 E (записанный нотами в официальном выпуске как Ш=44 ° 51’3 СШ, Д=36 ° 23’4 ВД). Мы знаем, что ФСБ использует десятичные аркминуты в их примечании, а не аркминуты и арксекунды, вследствие того, что более раннее местоположение дано как (Ш=44 ° 53’47 СШ, Д=36 ° 25’76 ВД) что-то, что было бы невозможно под степени и мелкий стиль примечания – конкретно заключительные цифры ‘76’.

Как видно по вышеупомянутому изображению, данные ФСБ, если правильный, показывают, что ‘Бердянск’ был в 22.72 км от побережья Крыма, и больше чем 500 м за пределами требуемых русскими территориальных вод, когда это вызвало резкую критику.

Украина для ее части обеспечила менее подробную информацию относительно ключевых объектов в этот период.

К сожалению, в то время как Украина утверждает, что ее суда были за пределами предела UNCLOS на 12 морских миль, даже если их данные о местоположении взяты по номиналу, это неокончательно. Это — то, вследствие того, что они только обеспечили местоположения с 4 цифрами. Такие местоположения не точно определяют единственный пункт, а скорее прямоугольник приблизительно 1,8 км на оси N-S и 1.3 км на оси E-W. Учитывая этот уровень неточности, положения могли быть потенциально в, или за пределами предела на 12 морских миль. Украина, вероятно, имеет доступ к более точным данным о местоположении и могла обнародовать это, если это хочет добавить ясность.

Кроме того, предполагаемое требование сигнала бедствия, выпущенное украинской публикацией Liga, «Новости» от одного из трех украинских судов включают аудио, “Сколько раненый Вы имеете? Я нуждаюсь в помощи! Я нуждаюсь в помощи! Первомай! Первомай!” следовал координатами N 44 ° 51’ 00’’, 36 ° E 23’ 04’’. Это местоположение к юго-западу от положения, Россия утверждает, что стреляла в ‘Бердянск’ и также за пределами предела на 12 морских миль, и таким образом в международных водах.

Что касается деталей самой конфронтации, мы снова возвращаемся к заявлениям и Украиной и Россией вместо основных источников. Интересно, заявления никакой страны не противоречат другому кроме своих положений относительно линии территориальных вод. Обе стороны утверждают, что российские вооруженные силы выстрелили и нанесли вред ‘Бердянску’, захватив его и рывку Yani Kapu вскоре после. Первоначально, украинские вооруженные силы утверждали, что и ‘Бердянск’ и ‘Никопольские’ суда были повреждены, прежде, чем разъясниться в 23:20 (российское время), что только ‘Бердянск’ был поражен.

Photos of the Ukrainian ships in port in Kerch post-capture show many small calibre bullet holes in the ‘Berdyansk’ as well as at least one large calibre hole in its bridge. This larger hit especially confirms that Russian forces were not shooting to disable the vessel, but rather to harm the crew. The FSB release itself notes that the Russian Coast Guard vessel ‘Izumrud’ issued threats to the ‘Berdyansk’ that “weapons to kill” would be used if the vessel did not comply with its request to stop.

Резюме:

От этой информации ясно даны понять несколько вещей. Во-первых, на основе определенных геолокацию видеозаписей, украинские суда действительно входили в требуемые русскими территориальные воды, и тот из Крыма и материк Россия в Керченском проливе. Украина, тем не менее, утверждает, что это было юридически допустимо из-за соглашения 2003 года между этими двумя странами. Во-вторых, мы можем сказать, что украинский рывок ‘Yani Kapu’ намеренно таранился по крайней мере четыре раза, по крайней мере, в течение часа. В-третьих, на основе информации, предоставленной российской ФСБ, которая, кажется, инкриминирует себя, стрельба ‘Бердянска’, скорее всего, произошла в международных водах.

Около полудня 27 апреля неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор столкнулись российский разведывательный корабль «Лиман» и судно-скотовоз Yozarsif-H под флагом Того. В результате «Лиман» получил пробоину и затонул. 78 членов экипажа спасены, никто не пострадал.

Что случилось?

По разным данным, в 11:44 или 11:53 мск неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор произошло столкновение двух кораблей. Одним из них был средний разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман».

В 12:00 мск корабли Черноморского флота получили приказ выйти в район столкновения. Туда же направили самолет Ан-26 со спасательной командой на борту. Однако в результате столкновения «Лиман» получил в правом борту пробоину ниже ватерлинии и около 14:48 мск пошел ко дну. Судя по переданным СМИ координатам, это произошло примерно в 37 километрах к северо-западу от маяка Румели-Фенери, стоящего на входе в Босфор.

Чуть раньше в этот район был своевременно перенаправлен находившийся неподалеку российский сухогруз «Улус Стар», шедший из Астрахани в итальянскую Равенну. Два катера береговой охраны Турции, а также виновник столкновения, о котором речь пойдет ниже, приняли на борт весь экипаж «Лимана» - 78 человек. Первоначальные сообщения о 15 пропавших без вести не подтвердились. Людей передадут на борт «Улус Стара», который доставит их на базы флота.

Кто столкнулся с «Лиманом»?

Второй участник столкновения (изначально невыясненной принадлежности) департамент информации и массовых коммуникаций поначалу обозначил как «Ашот-7» - в таком виде он и представлен сейчас в основных российских СМИ. Однако попытки обнаружить такой корабль в реестрах успехом не увенчались.

Чуть позже турецкая береговая охрана уточнила: «Лиман» протаранило судно-скотовоз (livestock carrier) с трудным наименованием «Yozarsif-H» .

Это судно дедвейтом 2103 тонны построено в 1977 году в Гамбурге и неоднократно меняло владельцев и наименования. В данный момент оно приписано к порту Ломе (Тоголезская Республика) и работает на линиях Средиземного, Черного и Красного морей в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammami Livestock. Скотовоз вечером 26 апреля покинул румынский порт Мидия и направлялся в иорданскую Акабу.

Турецкие власти сообщили, что Yozarsif-H видимых повреждений не получил и в данный момент по-прежнему находится в районе аварии.

Что такое «Лиман»?

«Лиман» построен в 1970 году в польском Гданьске на верфи Stocznia Polnocna. По исходному проекту это гражданское гидрографическое судно проекта 861 (водоизмещение около 1,6 тысячи тонн, скорость 17 узлов), и таких корпусов польская верфь сдала 29 единиц. Из них как средние разведывательные корабли изначально строились только девять (между 1968 и 1976 годами).

«Лиман» использовался как гидрографическое судно (сперва на Балтике, с 1974 года - на Черном море), а в 1989-м был переоборудован в корабль-разведчик.

Корабли этого типа предназначены для слежения за кораблями и соединениями флота вероятного противника, учениями и испытаниями новых систем вооружения. Оснащены широким спектром аппаратуры радиотехнической разведки и радиоразведки, а также гидроакустическим комплексом. Как правило, комплект аппаратуры не типовой, многие корабли имеют свою специализацию и оснащаются отдельными системами специального назначения (в том числе подводными аппаратами или аппаратурой радиационного мониторинга).

«Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота и базировался в бухте Южная (Севастополь) наряду с еще двумя однотипными кораблями («Кильдином» и «Экватором»), а также кораблем проекта 864 «Приазовье».

Весной 1999 года «Лиман» выходил в Адриатическое море, где в этот момент развертывались силы , ведущие операцию против Югославии.

Есть один аспект

Если переданные в СМИ координаты места затопления «Лимана» верны, то глубины в этом районе составляют примерно 85-95 метров. Это создает проблему, которая уже сейчас должна озаботить российских военных. Дело в том, что разведывательные корабли, как мы уже отметили, буквально напичканы разной нетривиальной аппаратурой, в том числе весьма секретной.

Если бы корабль затонул севернее - там, где шельф резко обрывается на глубины до 500-1000 метров, сохранность секретов вызывала бы меньшее беспокойство. И то не до конца: достаточно вспомнить историю с попыткой американцев поднять затонувшую в Тихом океане субмарину К-129, на борту которой были три ракеты с ядерными боевыми блоками и аппаратура спецсвязи.

С глубины около 90 метров достать искомое гораздо проще. Не исключено, что в ближайшее время развернется охота за этой техникой, даже если российские военные максимально оперативно попытаются запустить операцию по подъему судна (подготовка к такой операции в любом случае быстрой не будет).

Во время старта ракеты "Союз" к Международной космической станции с пилотируемым кораблём произошла авария носителя. Уже после старта автоматика отключила двигатели второй ступени ракеты, и космонавтам пришлось совершить аварийную посадку. Пока не известны причины, есть лишь данные, что с экипажем всё хорошо, они живы.

В космическом корабле "Союз МС-10" на Международную космическую станцию должны были отправиться двое космонавтов - россиянин Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг. Уже несколько полётов на орбиту летает уменьшенный экипаж, не трое, а двое. Это связано с российским решением уменьшить команду, пока не будет запущен на орбиту многофункциональный лабораторный модуль "Наука", старт которого ожидается в конце 2019 года.

Лететь космонавты должны были по укороченной шестичасовой схеме. Но на полёт подобное новшество не влияет, это влияет лишь на манёвры космического корабля, совершаемые уже после выхода на орбиту, и более точное время старта ракеты. Сегодняшний старт во многом юбилейный, он был посвящён столетию завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) ракетно-космической корпорации "Энергия", на котором изготавливают "Союз".

Что ещё более обидно, сегодняшний запуск предшествовал очень важным переговорам Дмитрия Рогозина, главы "Роскосмоса", и руководителя NASA Джима Бранденстайна. После запуска предполагались переговоры российской и американской сторон о сотрудничестве при создании американской окололунной станции. Россия хочет участвовать в её создании на равных, американцы же хотят закрепить своё первенство. К сожалению, после такой аварии, скорее всего, переговоры будут отложены.

Отдельно стоит отметить отличную работу системы аварийного спасения (САС) космического корабля "Союз", разработанную для экстренного спасения космонавтов. Система аварийного спасения работает практически на всей траектории полёта ракеты и отделяется от ракеты-носителя лишь после достижения безопасной высоты. На ракете "Союз" САС можно увидеть в самой верхней части, это такой "шпиль" над головной частью носителя.

В данном случае система аварийного спасения отделила космический корабль от аварийной ракеты-носителя, вывела его на траекторию по направлению к Земле, затормозила и затем раскрыла парашют для мягкого приземления. Понятно, что во время срабатывания двигателей системы спасения космонавты испытывают серьёзные перегрузки, так как ракета ускоряется с большой скоростью, а система спасения начинает резкое торможение.

По предварительной информации, в этот раз перегрузки не превышали 6g, что не является опасным для жизни и здоровья экипажа. Во время штатного полёта космонавты и так испытывают перегрузки до 5–7g.

В последний раз система аварийного спасения срабатывала на ракетах "Союз" 26 сентября 1983 года. Тогда авария произошла прямо на стартовом столе, однако двигатели системы вытащили космический корабль из зоны аварии и позволили космонавтам благополучно приземлиться. В том случае экипаж без вреда для здоровья испытал перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров.

В нынешней ситуации система сработала гораздо более щадяще. Сообщается, что космонавты уже приземлились в казахстанской степи. Увидеть момент отказа и взрыва было нереально, так как трансляция "Роскосмоса" прервалась за несколько секунд до начала нештатной ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: