Как изменить должностные обязанности госслужащему. Изменение условий служебного контракта (Куревина Л.В.). Что такое изменение должности

Дополнительно Основаниями для внесения изменений в должностную инструкцию могут служить корректировки технологических либо организационных условий производственной деятельности. В таких ситуациях возникает необходимость скорректировать объем обязанностей сотрудников. При изменении технологических или организационных условий производственной деятельности уведомление персонала о пересмотре инструкций является обязательным. Это требование действует вне зависимости от того, является ли она отдельным документом или приложением к контракту. Соответственно, пересмотр инструкции может производиться только после получения согласия от сотрудника. За уклонение от исполнения данного предписания к нанимателю могут быть применены санкции. Если работник не соглашается на новые условия, наниматель обязан предложить ему вакантную должность по его квалификации.

Внесение изменений в должностную инструкцию работника: порядок и образцы

Внимание

Под должностной инструкцией понимается перечень обязанностей и функций конкретной должности. Должностная инструкция — это нормативный акт, который носит локальный характер. Должностные инструкции составляются на каждого сотрудника.


Важно

Их важность в деятельности предприятий и организаций является неоценимой. Благодаря им, каждый работник четко знает, что он должен выполнять в процессе своей трудовой деятельности на конкретной должности, помогают решать спорные ситуации в распределении обязанностей. Для того, чтобы должностные инструкции были актуальными и имели ценность как для работника, так и для предприятия, важно своевременно оформлять какие-либо изменения к ней.


В каких случаях вносятся дополнения к должностной инструкции Законодательно сроки внесения изменений и дополнений в инструкции работников не утверждены, то есть такие дополнения вносятся по мере надобности.

Образец дополнения к должностной инструкции

Сам документ должен содержать:

  • номер и дату трудового договора,
  • дату и место вынесения соглашения,
  • полное наименование работодателя и данные работника,
  • пункты, о которых договорились стороны,
  • дата и подписи сторон.

Как составить доп. соглашение к трудовому договору доп. соглашение к трудовому соглашению составляется обычно в машинописной форме. В названии соглашения отражается дата и номер трудового договора, к которому отнесено данное согласие сторон договора. Преамбула соглашения как указано выше включает наименование работодателя, полное название организации и данные директора либо индивидуального предпринимателя, фамилия, имя и отчество работника, затем пишется следующее: «… заключили настоящее соглашение о нижеследующем…» Далее, начинается перечисленные пунктов, которые дополняют или изменяют заключенный ранее трудовой договор.

Дополнение к должностной инструкции образец бланк

Зачастую такие конфликты заканчиваются расторжением договора. Однако, сотрудники в таких ситуациях подают в суд и успешно оспаривают действия нанимателя. Предотвратить такие последствия можно, грамотно составив должностную инструкцию.

Инфо

При разработке документа необходимо принимать во внимание сведения Единого квалификационного справочника по должностям и профессиям. Однако, перечень функциональных (должностных) обязанностей не обязательно приводить в полное соответствие с ним. Каждый наниматель составляет инструкции для персонала с учетом особенностей деятельности предприятия.

Нюансы корректировки В Трудовом кодексе отсутствует четкий порядок внесения изменений в должностную инструкцию. Поэтому на предприятии могут быть разработаны собственные правила. Но они не должны, однако, противоречить принципам трудового законодательства.

Онлайн журнал для бухгалтера

Но законом не закреплено обязательное вынесение доп. соглашений к трудовому договору при переименовании организации. Относительно этого вопроса, правоведы разделились на три части:

  1. Одни считают, что доп. соглашение не нужно заключать, так как переименование организации не меняют условия труда работника, это сведенья которые могут быть внесены непосредственно в заключенный ранее трудовой договор;
  2. Вторые такого же мнения, но опираются на то, что переименование не влияет на трудовые отношения.
  3. Третьи склоняются к тому, что необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в связи с тем, что в сам трудовой договор по ТК РФ могут быть внесены только недостающие сведение, но не изменённые.

Принятие решения, как оформить переименование организации, отдается в руки работодателю.

Внесение изменений в должностную инструкцию: образец приказа

  • если изменились или дополнились трудовые обязанности работника;
  • если работника предприятия переводят на иные должности;
  • если возникла какая-либо дополнительная работа и она вменяется в обязанности данного сотрудника;
  • если организация проходит процесс реорганизации;
  • если происходят какие-либо корректировки и изменения штатного расписания организации. Это может быть как сокращение определенных должностей, так и наоборот — добавление новой штатной единицы;
  • если изменяется название предприятия или его подразделений;
  • если работник по каким-либо причинам изменил свои данные как личности (например фамилия, имя, отчество).

Правила оформления дополнений к должностной инструкции Рассмотрим основные правила, как необходимо оформить дополнения к инструкциям работников без нарушений.

Дополнительное соглашение о вменении обязанностей

Изменения, внесенные ранее, при этом могут оставаться действительными. Когда поправки вносятся в значительную часть пунктов договора, имеет смысл сформировать приложение к документу в виде обновленной редакции трудового договора. На образце предыдущей версии, как правило, делают соответствующую надпись (об использовании измененного дополнительным соглашением договора).В дополнительном соглашении обозначаются структурные единицы договора, не подвергшиеся изменениям.
Также в заключении устанавливается порядок вступления документа в силу и указывается количество его экземпляров.Корректировка условий сотрудничества работника и работодателя нуждается в обязательном фиксировании в трудовом договоре. Регулированию дополнительным соглашением подлежат разные аспекты трудовых отношений (оплата труда, функциональные обязанности работника, режим работы и др.).

Курирование работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в координируемом и контролируемом управлении Агентства. 3.2.11. Организация безопасности учебных процессов. 3.2.12. Обеспечение работы в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих государственную тайну. 3.2.13. Осуществление иных полномочий, возложенных на него Регламентом Агентства, утвержденным приказом от 5 апреля 2005 года N 11. 3.2.14. Представление интересов Агентства в Правительственной комиссии по транспорту и связи. 3.2.15. Подписание исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста на решения судебных органов и иных документов по делам, по которым Агентство является истцом, ответчиком или третьим лицом. 3.2.16.

Как изменить должностные регламенты госслужащих?

Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Как грамотно оформить изменения в должностных регламентах госслужащих?
  • Каким образом нужно уведомлять сотрудников об изменении должностных обязанностей?

Все услуги юристов в Москве Взыскание заработной платы Москва от 30000 руб. Помощь в восстановлении на работе Москва от 40000 руб.

Статья 47. должностной регламент

Проще всего зафиксировать факт уведомления, вручив сотруднику один экземпляр под подпись или отправив письмо с уведомлением о вручении по почте. Общий стандарт уведомления не установлен. Мы предлагаем использовать следующий образец. Скачать Специалист вправе выбрать: продолжить службу на той же должности в изменившихся условиях, перейти на предложенную вакантную должность или отказаться от продолжения службы вообще.

Внимание

Если он согласен на продолжение деятельности в той же или новой предложенной должности, то оформляем дополнительное соглашение к служебному контракту. Требование об обязательной письменной форме соглашения указано в пункте 5 статьи 24 Федерального закона № 79. В документе отражаем все вносимые изменения и подписываем у представителя нанимателя и непосредственно у госслужащего.

Внесение изменений в должностной регламент государственного служащего

Порядок изменения существенных условий служебного контракта, связанных с замещением должности гражданской службы, к числу которых относятся должностные обязанности, статьей 29 Федерального закона № 79-ФЗ не предусматривается. Вместе с тем, должностные обязанности, как отмечалось выше, включены в должностной регламент, в связи чем их изменение предполагает внесение соответствующих изменений в должностной регламент. В результате изменения должностного регламента ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится иной должностью гражданской службы в связи с изменением функциональных обязанностей.

Как составить должностной регламент госслужащего

В этой связи внести в должностной регламент изменения, предусматривающие включение иных должностных обязанностей, по нашему мнению, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, предполагающих сокращение должности гражданской службы, либо по соглашению сторон. Если же изменения не касаются должностных обязанностей, то согласно ст. 29 Федерального закона № 79-ФЗ об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

Изменение должностного регламента государственного гражданского служащего

Курирование вопросов финансово-экономической деятельности Агентства. 3.2.2. Организация работы по реализации полномочий по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, и выполнение возложенных на Агентство функций. 3.2.3. Координация деятельности структурных подразделений по подготовке предложений по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности подведомственных территориальных органов и других учреждений (распорядителей и получателей бюджетных средств).
3.2.4. Организация деятельности по формированию технико-экономических обоснований проектов федеральных, ведомственных целевых программ (подпрограмм), а также федеральных адресных инвестиционных программ развития железнодорожного комплекса и их финансирование. 3.2.5.

Изменения в должностной регламент государственных гражданских служащих

Изменения, вносимые в регламент заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 4 по штатному расписанию) Приложение N 3к приказу Федерального агентстважелезнодорожного транспортаот 6 октября 2009 года N 414 «3.2. Перечень основных должностных обязанностей заместителя руководителя Агентства в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Агентство: 3.2.1. Организация работы и ведение вопросов, связанных с созданием условий для устойчивой работы железнодорожного транспорта.
3.2.2.

Условия служебного контракта

Условия служебного контракта перечислены в ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ).
К существенным условиям служебного контракта относятся:
- наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
- дата начала исполнения должностных обязанностей;
- права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
- виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
- права и обязанности представителя нанимателя;
- условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
- условия оплаты труда (размер должностного оклада служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом N 79-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами;
- виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
- нахождение должности, замещаемой служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация служащих.
Кроме этого, в контракте могут предусматриваться условия:
- об испытании при поступлении на гражданскую службу;
- о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
- об обязанности лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
- о показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда и иные условия, не ухудшающие положение служащего по сравнению с положением, установленным Законом N 79-ФЗ, другими законами и нормативными правовыми актами.

Виды изменений

Прежде всего отметим, что в отличие от Трудового кодекса, в ст. 72 которого говорится, что изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, в ч. 5 ст. 24 Закона N 79-ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Тем не менее, согласно ст. 29 Закона N 79-ФЗ все же допускается изменение существенных условий служебного контракта по инициативе работодателя.
Один из видов изменений условий служебного контракта по соглашению сторон - перевод служащего на иную должность гражданской службы. Перевод может быть временным или постоянным. Причем, если постоянный перевод служащего допускается только с его согласия, временный возможен и без такового, то есть по инициативе представителя нанимателя, в случаях, установленных ст. 30 Закона N 79-ФЗ.
Под переводом гражданского служащего на иную должность понимается изменение его должностных обязанностей, указанных в служебном контракте и должностном регламенте.
Насчет перевода стоит также отметить, что понятие перевода на гражданской службе несколько отличается от перевода в соответствии с Трудовым кодексом. Так, если переводом в силу трудового законодательства, кроме изменения трудовых обязанностей, будет считаться изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности (если оно было указано в трудовом договоре), изменение структурного подразделения для гражданского служащего не будет переводом, если его должностные обязанности при этом не изменились.

Обратите внимание! Под переводом гражданского служащего понимается перевод на иную должность гражданской службы с изменением должностных обязанностей в том же или другом государственном органе либо перевод в другую местность вместе с государственным органом. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ст. 28 Закона N 79-ФЗ).

Своеобразным переводом можно назвать и ротацию служащих. Но при ротации действие служебного контракта по занимаемой должности прекращается, служащий назначается на другую должность в другой государственный орган и с ним заключается новый служебный контракт.
Что касается остальных условий служебного контракта, как уже было сказано, они могут изменяться по соглашению сторон в силу ст. 24 Закона N 79-ФЗ или по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ. При этом по соглашению сторон могут изменяться и существенные, и дополнительные условия контракта, а по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ - только существенные (за исключением должностных обязанностей).
Говоря об изменениях условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, также можно отметить некоторые отличия от изменений условий трудового договора по инициативе работодателя. Так, в ст. 74 ТК РФ указывается причина, по которой работодатель может изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, - это изменение организационных или технологических условий труда. А в ст. 29 Закона N 79-ФЗ причины, по которым условия контракта могут изменяться, не названы вообще. Предполагается, что для гражданских служащих они аналогичны ст. 74 ТК РФ, то есть обусловлены изменением организационных или технологических условий труда.

Порядок изменения существенных условий служебного порядка

Итак, согласно ст. 29 Закона N 79-ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. О таком изменении служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца.
Изменения существенных условий оформляются в виде дополнительного соглашения к служебному контракту.
Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий контракта, представитель нанимателя вправе освободить служащего от замещаемой должности и уволить с гражданской службы. При этом ему должна быть предложена для замещения иная должность гражданской службы. В случае отказа контракт с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Обратите внимание! Уведомление служащего об изменении существенных условий контракта и предложение вакантной должности в связи с такими изменениями, а также отказ служащего от предложенной должности должны быть оформлены в письменном виде.

Отметим, что в отличие от увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, когда работнику в силу ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка, при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ выплата выходных пособий этим Законом не установлена.
Здесь следует напомнить, что в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ. Исходя из данной статьи при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ применяется положение ст. 178 ТК РФ и выплачивается выходное пособие.
Однако такая точка зрения на практике не поддерживается. О том, что положения ст. 178 ТК РФ при увольнении служащего по указанному основанию не применяются, говорится, например, в Письме Минздравсоцразвития России от 10.05.2011 N 17-3/834. Такую же позицию занимают суды (например, см. Определение Пермского краевого суда от 09.03.2011 по делу N 33-2106).

Ошибки представителя нанимателя при увольнении служащего

При увольнении в связи с изменением существенных условий служебного контракта работодатели допускают немало ошибок. На примере судебных решений рассмотрим основные из них.
Несоблюдение процедуры увольнения, в частности не предлагается иная должность гражданской службы, отсутствует письменный отказ служащего от замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
И. состоял на государственной гражданской службе в Баренцево-Балтийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству в должности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Приказом руководителя И. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ в связи с несогласием на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
Суд установил, что приказом руководителя был изменен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы с 90% до 60%. И. с приказом был ознакомлен и подписал дополнительное соглашение, которым оформлено изменение условий служебного контракта в части размера ежемесячной надбавки, выразив несогласие с указанными документами.
При этом от замещения должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта И. письменно не отказался. После подписания приказа и дополнительного соглашения И. продолжал нести службу до момента его увольнения более пяти месяцев.
Представитель нанимателя указывал: до принятия решения об увольнении И. у него фактически имелся отказ И. от предложенной должности, так как он отказался подписывать дополнительное соглашение, о чем составили акт, в котором были отражены устно высказанные И. мотивы отказа от подписания дополнительного соглашения. Кроме этого, представитель нанимателя для увольнения неправильно применил п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ - увольнение в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами, поскольку считал, что увольнение И. происходило по инициативе представителя нанимателя и по основаниям п. 3 ст. 29 Закона N 79-ФЗ, в связи с тем, что отсутствовал письменный отказ И. от замещения должности гражданской службы.
Но суд признал увольнение И. по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ незаконным, и вот почему. В первую очередь представитель нанимателя не располагал отказом И. от замещения должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий контракта, поэтому оснований для освобождения И. от замещаемой им должности и увольнения по ст. 29 Закона N 79-ФЗ не было. Само по себе несогласие с причинами изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя не означает несогласие на замещение должности на измененных условиях, его нельзя признать таковым.
Кроме того, ответчиком не соблюдены положения ч. 4 ст. 29 Закона N 79-ФЗ: не предложена И. иная должность гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и не получен письменный отказ от предложенной для замещения должности, дающий основание к увольнению гражданского служащего на основании ст. 29 Закона N 79-ФЗ по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
При этом наличие вакансий на дату увольнения истца судом установлено. В результате приказ об увольнении отменили, а И. восстановили на работе. Кассационной коллегией данное решение было оставлено без изменения (Кассационное определение Мурманского областного суда от 15.02.2012 по делу N 33-411-2012).
Предположим, что представитель нанимателя все действия, необходимые для увольнения, произвел: направил уведомление, предложил другую должность, получил отказ.., но нарушил сроки, установленные ст. 29 Закона N 79-ФЗ, в частности двухмесячный срок уведомления. В этом случае последствия для служащего могут быть другими, возможно, восстанавливать на службе его не потребуется.
Г. работала в МИФНС, но из-за реорганизации, которая послужила причиной изменения существенного условия служебного контракта (наименования должности), и отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с этим изменением была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Г. посчитала увольнение незаконным и обратилась в суд, требуя восстановить ее на работе в прежней должности и выдать ей заработную плату за время вынужденного прогула.
В результате рассмотрения обстоятельств дела суд установил, что увольнение произведено на законных основаниях, но нарушен срок уведомления Г. об изменении существенных условий контракта - уведомление сделано менее чем за два месяца. В итоге суд возложил на МИФНС обязанность изменить дату увольнения Г. и выплатить ей заработок за это время (Определение Свердловского областного суда от 07.06.2012 по делу N 33-6618/2012).
При изменении существенных условий служебного контракта изменяются и должностные обязанности.
Р. был назначен на должность государственной гражданской службы, а именно должность начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе (далее - управление) - главного государственного санитарного врача по Курагинскому району.
Управление послало истцу уведомление о том, что его должность будет упразднена, и при этом предложило должность главного специалиста-эксперта в Минусинске. Основанием для направления указанного уведомления послужили производимые организационно-штатные мероприятия. Р. от предложенной должности отказался, после чего был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Исковые требования о признании приказа незаконным были судом удовлетворены, поскольку согласно должностным регламентам должность начальника территориального отдела отнесена к группе должностей государственной гражданской службы категории "руководители", должностные обязанности которых связаны с организационно-распорядительными полномочиями, полномочиями по контролю за деятельностью отдела и его служащих, а должность "главный специалист-эксперт" отнесена к категории "специалисты", должностные обязанности которых связаны с непосредственным контролем за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства юридическими и физическими лицами при проведении соответствующих проверок.
Таким образом, при предложении Р. должности главного специалиста-эксперта работодатель в одностороннем порядке принял решение не только об изменении существенных условий служебного контракта, но и об изменении должностных обязанностей, что является нарушением требований ст. 29 Закона N 79-ФЗ.
Кроме этого, из штатных расписаний управления следовало, что было произведено фактическое сокращение должности начальника управления. С решением суда в данной части апелляционная инстанция согласилась (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 01.09.2014 по делу N 33-8498, А-9).
Подмена основанием увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ других оснований увольнения.
Э.Е.В. в 2013 г. заключила служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - министерство). Постановлением губернатора Ульяновской области министерство упразднено. Функции упраздненного министерства переданы вновь образованному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Э.Е.В. было направлено уведомление за подписью министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области с предложением на замещение другой должности государственной гражданской службы. От предложенной должности истица отказалась и просила ее уволить на основании п. п. 8.2, 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе; упразднение государственного органа) и выплатить ей денежные компенсации, связанные с увольнением.
Распоряжением исполняющего обязанности министра Э.Е.В. освобождена от замещаемой должности. Основание - отказ гражданского служащего от предложенной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Суд первой инстанции отказал в исковых требованиях Э.Е.В., исходя из того, что государственный орган министерства не упразднен, функции и его полномочия переданы вновь созданному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в связи с чем у ответчика имелись основания для ее увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Однако суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился: исходя из смысла и взаимосвязи приведенных норм Закон N 79-ФЗ предусматривает, что упразднение государственного органа и отказ гражданского служащего от перевода в другой орган, которому переданы функции упраздненного органа, является основанием для увольнения в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.
Из анализа ст. ст. 24 и 29 Закона N 79-ФЗ не следует, что упразднение государственного органа и передача его полномочий вновь созданному органу является изменением существенных условий служебного контракта, влекущих его прекращение в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
То обстоятельство, что во вновь созданном органе есть аналогичная должность, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об изменении существенных условий контракта, поскольку государственный орган, в котором работала истица, упразднен и должность предлагается во вновь созданном государственном органе.
В этом виде правоотношений не может идти речь об изменении существенных условий служебного контракта, поскольку его действие вообще прекращено. В этом конкретном случае произошла реорганизация государственного органа, повлекшая прекращение деятельности органа, с которым у истицы был заключен служебный контракт, и повлекшая создание иного государственного органа (правопреемника ранее существовавшего госоргана) и прекращение трудовых отношений с прекратившим свою деятельность госорганом, следствием чего должно стать не изменение существенных условий служебного контракта, а заключение нового служебного контракта совершенно с другим, вновь созданным госорганом, хотя и правопреемником прежнего работодателя.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, судебная коллегия находит основание увольнения истца с гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ незаконным и считает, что основание увольнения подлежит изменению на п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, с взысканием с ответчика в пользу истца компенсации в размере четырехмесячного содержания согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 25.02.2014 по делу N 33-645/2014).
Апелляционным определением ВС Республики Саха (Якутия) от 14.08.2013 по делу N 33-3034/13 было оставлено без изменений решение суда первой инстанции о восстановлении в должности служащего, уволенного по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ, и взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула.
Работая в должности исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) (ИФНС), Т. получил уведомление об увольнении в связи с назначением на должность начальника ИФНС К.М. Затем Т. была предложена другая должность, от которой он отказался. Впоследствии Т. был уволен со службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и отказом гражданского служащего от предложенной для замещения должности (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).
При этом суд установил, что Т. было направлено уведомление не об изменении существенных условий служебного контракта, а об увольнении в связи с назначением на занимаемую должность другого служащего. А в нарушение нормы ч. 2 ст. 29 Закона N 79-ФЗ работодатель не уведомил истца о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта, а также не разъяснил, что в случае отказа от перевода на другую должность он будет уволен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Кроме этого, суд указал, что ч. 3 ст. 24 Закона N 79-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень существенных условий служебного контракта. В данном перечне в качестве существенного условия служебного контракта назначение на занимаемую работником должность другого сотрудника не предусмотрено. Поэтому основания считать назначение К.М. на занимаемую истцом должность изменением существенных условий служебного контракта Т. отсутствуют.
Таким образом, увольнение истца проводилось с нарушениями законодательства и он должен быть восстановлен на службе.

В заключение

Подводя итог, обратим внимание на основные моменты увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Прежде всего не забывайте, что основанием увольнения является изменение существенных условий служебного контракта, за исключением должностных обязанностей. При увольнении по данному основанию за два месяца следует направить служащему уведомление об изменении существенных условий и предложение иной должности гражданской службы. Если служащий согласен на изменения, с ним заключается соглашение к служебному контракту, если не согласен, - он увольняется по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Несогласие работника должно подтверждаться письменным документом. В случаях несоблюдения работодателем хотя бы одного пункта в порядке увольнения работник будет восстановлен в должности. Кроме этого, помните, что не следует прикрывать данным основанием увольнения другие, например сокращение штата, упразднение государственного органа.

Ответ на важнейший вопрос, уведомлять о внесении изменений в должностную инструкцию работника или проводить процедуру по согласованию с ним, зависит от существа самих изменений.

Согласно письму Роструда от 31.10.2007 № 4412-6, если при этом меняются необходимые в силу закона условия трудового договора (ст. 57 Трудового кодекса РФ, далее — ТК РФ), следует соблюдать требование о письменном уведомлении сотрудника за 2 месяца (ст. 74 ТК РФ), а другие должностные обязанности нужно согласовать в соответствии со ст. 72 ТК РФ (об этом ниже).

Решение о том, как внести изменения в должностную инструкцию (далее — ДИ), принимается путем выбора из следующих вариантов:

  • издать приказ об исключении или включении пунктов, изменении текста части ДИ;
  • утвердить ДИ в новой редакции путем издания приказа об утверждении или проставления грифа утверждения в тексте новой ДИ.

При большом объеме кадрового документооборота предпочтителен второй вариант. По исполнению он не отличается от утверждения новой ДИ. Но при оформлении отдельного приказа должно быть указано о ее издании взамен ранее утвержденной, а при принятии путем проставления грифа это может быть уточнено в заголовке ДИ («новая редакция» или «вторая редакция») и (или) в преамбуле.

Как внести изменения в должностную инструкцию, образец приказа об изменении

Для корректировки ДИ можно принять прикрепленный к нашей статье приказ о внесении изменений в должностную инструкцию за образец. Необходимые реквизиты такого документа:

  • номер, дата, наименование организации, название приказа;
  • указание на реквизиты ДИ или приказа о ее утверждении (если он был издан);
  • содержание изменений (какие пункты утрачивают силу, излагаются в другой редакции, какими пунктами ДИ дополняется);
  • указание на дату вступления в силу изменений (например, с момента доведения до сведения работников или с определенной даты, если есть необходимость в дополнительной подготовке в связи с изменением обязанностей);
  • возложение на сотрудника кадровой службы или руководителя подразделения обязанности по информированию сотрудника под расписку.

При издании такого документа или утверждении ДИ в новой редакции необходимо уделить особое внимание порядку извещения.

Уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора

В соответствии со ст. 56, 57 ТК РФ в предмет трудового договора входят:

  • описание трудовой функции работника;
  • условия труда.
  1. По соглашению сторон — в качестве общего правила (ст. 72 ТК РФ). Поэтому изменение ДИ, являющейся частью трудового договора, целесообразно оформить дополнительным соглашением к нему.
  2. По инициативе работодателя — в случае организационно-технологических изменений (ст. 72 ТК РФ) с сохранением трудовой функции прежней. В такой ситуации нужно за 2 месяца уведомить сотрудника о предстоящем введении изменений (образец уведомления и некоторые подробности изменения вы найдете по ссылке: Уведомление об изменении условий трудового договора). Если условия трудового договора не меняются (например, корректируются требования о квалификации), данное требование соблюдать не нужно.

Отметим, что порядок разработки новой ДИ или ее изменений, согласования и издания приказа об утверждении изменений, содержание этого приказа необязательно доводить до сведения работника, поскольку эти процедуры и документы не затрагивают его трудовые права и не относятся к сведениям, представляемым на основании п. 1 ст. 62 ТК РФ.

Соответствующий вывод был сделан в решении Железногорского горсуда Красноярского края от 01.02.2011 по делу № 2-215/2011. Предметом информирования и согласования в необходимых случаях является только содержание изменений ДИ.

Какие изменения должностной инструкции меняют трудовую функцию

Описание трудовой функции в договоре с работодателем должно соответствовать ст. 15 ТК РФ:

  • указание на должность (профессию, специальность) и квалификацию;
  • вид подлежащей выполнению работы.

При этом нужно учитывать, что отсутствие упоминания должности в штатном расписании не препятствует признанию отношений трудовыми (определение КС РФ от 19.05.2009 № 597-О-О).

Установить другую или существенно измененную трудовую функцию можно только по согласованию с сотрудником, поскольку фактически это его перевод на другую работу (ст. 72, 72.1 ТК РФ). Без его согласия ее можно менять только на некоторый период и в оговоренных в ТК РФ случаях (чч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ).

Из приведенных законоположений следует, что корректировка должностных обязанностей в рамках работы по определенной должности трудовую функцию не меняет (см., например, определение Мосгорсуда от 07.09.2015 № 4г-9509/15). Ее могут изменить только такие новые обязанности, которые фактически приводят к работе по другой должности.

Итак, изменение должностной инструкции оформляется различным образом: утверждением новой редакции (с изданием приказа или без него), изданием приказа о внесении изменений, дополнительным соглашением к трудовому договору. При этом с работником согласовывается изменение трудовой функции, если оно имеет место, либо за 2 месяца доводятся до его сведения вызванные оргпотребностями коррективы условий трудового договора. С коррективами иного характера сотрудник может быть ознакомлен в любое время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: