Избушка с бабой ягой. Хтоническая любовь бабы-яги. Маша и Баба Яга

Галина Парюшкина

1. И так берем коробку из под принтера, снимаем крепления с одной стороны и выворачиваем ее на изнаночную сторону.

2. Скрепляем боковую сторону скотчем и большим степлером.

3. Внизу коробки обрезаем все дно, чтобы избушка была полая . Тот картон, что остался с дна коробки я буду использовать для наращивания крыши.

4. Крышу так же наращиваю из обрезков картона со дна коробки, закрепляю степлером и скотчем. В принципе получился готовый домик. Осталось заняться его дизайном.

5. Переворачиваю готовое изделие вверх лицом, начинаю раскрашивать гуашью, рисую бревна, окно, ставни, чтобы замаскировать некрасивый скотч, использую пленку самоклеющуюся, расцветки под дерево она прекрасно ложится на картон и маскирует все дефекты. Вот, собственно и все! Избушка готова , время на ее изготовление ушло около двух часов.


Нельзя так же не сказать о курьих ножках, как же без них? Курьи ножки, сшила воспитатель группы, Бабушка Яга чувствовала в них себя очень даже комфортно. А теперь небольшой фрагмент видео . Потому, как лучше один раз увидеть , чем сто раз прочесть!

Публикации по теме:

Дети средней возрастной группы хорошо знают содержание русской народной сказки "Лиса и заяц". Как-то в соместной деятельности мы придумали.

В детском нашем саду прошел смотр- конкурс «Огород на подоконнике». Наша группа «Малыши», дети 2-3 лет, приняла в нем участие. Целью.

Мастер – класс по теме «Заюшкина избушка». Художественно – эстетическая аппликация «Зайчик». Цель: развитие мелкой моторики рук с помощью.

Для нашего Новогоднего праздника нам была нужна избушка Бабы Яги, которая в конце праздника, по велению Бабы Яги, выполняла бы разные желания:.

Вот такая избушка Деда Мороза у меня получилась). Листы ксероксной бумаги (альбомные очень плотные) разделила на прямоугольники. Затем накручивали.

К лесу передом стоит и кривой трубой дымит. Там Яга - лесная бабка - на печи зевает сладко. Для изготовления избушки потребуется: коробка,.

Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.

Во многих русских народных сказках часто можно встретить образ Бабы Яги – она живет на опушке леса в избушке на курьих ножкаж, избушка не имеет ни окон, ни дверей, но может поворачиваться на 180 градусов, когда Иван царевич говорит «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Баба Яга имеет очень страшную и пугающую внешность, она летает в ступе, у нее есть черный кот, волосы ее косматые, а косы расплетены (у славян распущенные волосы олицетворяли связь с потусторонним миром). В сказках Баба Яга представлена в трех ипостасях: в образе воительницы, в образе похитительницы и в образе дарительницы. Кроме того, она иногда примерят на себя роли советчицы, повелительницы силами природы и животного мира, охранительницы-покровительницы, которая следит за похождениями героя.

«Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает» - так пишут об этом персонаже в сказках, но Баба Яга имеет костяную ногу совсем не случайно. Кости ассоциируются у нас со смертью и загробным миром, а если вы внимательно прочтете сказки с участием этого персонажа, то сможете найти информацию о том, что героиня это страж между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Она связана как с жизнью, так и со смертью и она одновременно и живая, и мертвая. Кроме того, древние люди связывали кости с воскрешением и перерождением души. Таким образом, такая, во всех отношениях, необычная нога также указывает на связь Бабы Яги с вечностью.

Не менее интересным является и жилище героини. Современному человеку может показаться, что избушка на курьих ножках, без окон, без дверей, которая еще и поворачивается по требованию Ивана-царевича, это попытка придумать что-то необычное, чего никогда не было и нет в реальности. Но на самом деле все с точностью до наоборот – избушка Бабы Яги «срисована» с реалий жизни древних славян. Раньше славяне не хоронили мертвых, как это делают сейчас, а строили для них специальные избушки, которые ставили на курные (т.е. окуриваемые) подставки. Считалось, что таким образом умерший человек может попасть в мир мертвых, так как древние верили, что попасть в это место можно только через избушку. В сказке избушка не имеет ни окон, ни дверей и действительно, постройки для мертвых делали именно такими. Однако вход в избушку все-таки был – со стороны леса, который символизирует иномирье.

Существует еще одна версия по поводу избушки Бабы Яги. Так, писатель А. Иванов, который является историком по образованию, считает, что с жилищем героини связана традиция уральских угро-финнов создавать священные постройки сомъях. Их строили на тайной полянке, которая находится в лесной чаще и ставили домики на обрубленные пни, чтобы внутрь не забралась рысь, россомаха или другое животное. Внутри лежала деревянная кукла иттарма, которая являлась вместилищем души предка. На кукле были национальные одежды, в том числе шуба-яга. Вокруг такой полянки с домиком возводили частокол с вывешенными на него черепами животных (что-то похожее было и вокруг избы Бабы Яги).

Рис. 1. Вогульская чамья. Чамья, чамя "небольшая кладовая на высоком настиле", перм. Из манси sume, sumija - то же; см. Кальман, Асtа Lingu. Hung. I, 265; Калима, RLS 132.

Избушки на курьих ножках и их обитатели.

Как-то я писал, что русские на Севере многому научились от угро-финнов. (Очерки - . )
Тема это очень богатая. И, как минимум, она относится к двум пластам русской истории - к ранней северной (10-14 вв.) и более поздней восточной русской колонизации. Эти периоды настоятельно требуют привлечения материалов по культуре угро-финнов. И тогда многие явления русской истории становятся понятнее, и проявляются связи с местным субстратом, который менял привычки русских пришельцев, формировал их.

Разберем еще один круг вопросов, связанный с Бабой-Ягой и ее избушкой.
Очень вероятно, что Яга-костяная нога - это угро-финская колдунья, а ее обиталище, ее избушка - это чамья, сомьях, стаббур - охотничий и ритуальный домик угро-финнов.

Об этом, в частности, пишет Михаил Ситников , собравший несколько интересных свидетельств (хотя и далеко не всех, что можно добыть из литературы). Он, в общем-то настроен связать Бабу-Ягу с восточной колонизацией, то есть с 15 или скорей уже с 16 веком:
"В предисловии к изданию 1915 года сборника "Великорусские сказки Вятской губернии" (А. Афанасьев) отмечается, что распространителями этих сказок чаще всего оказывались солдаты. В записях Дж. Флетчера, который путешествовал в тех краях в конце XVI века, уже имеется упоминание о Яге: "Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть к умир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем , то я убедился, что это простая басня" ("О государстве русском в главе о пермяках, самоедах и лопарях", 1588; Н. Веселовский. "Мнимые каменные бабы", Вестник АИ, Спб., вып. 195).
Кстати, почему Бабу зовут Ягой? В "Очерках Березового края" Н. Абрамова (СПб, 1857) есть подробное описание "яги", которая представляет собой одежду "наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге" (аналогичное толкование в тобольском происхождении дает и словарь В.И. Даля).
Кроме того, образ Бабы-Яги со всем антуражем присутствует в северном быте. Избушка на курьих ножках - не что иное, как широко распространенный до сих пор лесной лабаз (чамья ), который устраивается на двух-трех опорах. Лабаз такой всегда устанавливается входом к тропе, а "к лесу задом". Кроме того, в нем всегда оставляется припас для случайного путника ("сначала накорми, а потом расспрашивай"). Лишним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются еще и в наши дни в культовых избушках на опорах".

Примерно о том же пишет Алексей Иванов в очерке об истории Урала, правда, Иванов уже различает охотничьи и специальные обрядовые избы - чамья-сомьях: "...на Урале русские столкнулись с местной обрядовой практикой. Уральцы устраивали свои святилища на тайных полянах в глухом лесу. Поляну огораживал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесённых в жертву. Посреди поляны стоял священный амбарчик — маленькая избушка. Он назывался «сомъях», а по-русски — чамья. Его водружали на стволы подрубленных деревьев, чтобы не забрались дикие звери. В амбарчике не было ни окон, ни дверей — зачем они нужны? Внутри лежала резная деревянная кукла — «иттарма». В неё вселялся дух умершего. Кукла была одета в национальную одежду — в ягу, например".
И в самом деле, обычай был распространен у северных угро-финнов далеко за пределами Урала (рис 2-5):



Рис. 2. Такого типа строения, как сомах, чамья, были распространены у угро-финнов по всему Северу и Азии, и Европы - вот саамская чамья для хранения припасов, Стокгольм - Sami Storehouse on stilts, displayed at Skansen in Stockholm.

Рис. 3. Одно из ранних изображений самоедского стаббура - так у саами назывался лабаз., сделанное священником Кнудом Леемом в Норвегии - 1767 год.

Рис. 4 Историческая фотография -саами и его стаббур - Västerbotten, Sweden

Рис. 5. Реконструкция ритуального самьяха-чамьи приобских угров, Томская область.
http://www.diary.ru/~663086/p76348951.htm


Рис. 5. Лабаз у северных хантов, экспед. 2007, фото Богордаевой А.А.


Русские во время восточной колонизации с охотой и пониманием восприняли лабазы, как амбары для охотников. Они хорошо защищают добычу (мех) и запасы (скажем, зерно) от разных животных, из которых мыши и прочие грызуны оказываются самими опасными. Так сибирский лабаз стал понятием и распространился очень широко (рис. 6).

Баба-Яга, как феномен русской восточной колонизации.

Перейдем к прообразу Бабы-Яги. Не обязательно ее навевала лишь кукла иттарма. В самом деле, ее делали как копию умершего (рис 7-8):


Рис. 7. Мансийско-хантыйские обрядовые куклы иттарма. "Ещё сравнительно недавно, лет 50 назад, после смерти каждого человека и манси, и ханты изготавливали специальное изображение этого человека, которое считалось вместилищем одной из душ умершего. Эта кукла — иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты) — определенное время хранилась в доме умершего. В течение этого времени в ней жила одна из душ покойного, поэтому куклу кормили, клали спать, сажали на любимое место умершего и т.п., то есть обращались с ней, как с живым человеком. После смерти женщины, как утверждают ханты и манси, ее хранят 4 года, после смерти мужчины — 5 лет". У сынских хантов эта кукла иттарма имела небольшие размеры — 20—22см. Но еще в недавнем прошлом, лет 20-30 назад куклы иттарма делались из дерева и имели туловище, голову и лицо". Куклу могли "похоронить" в маленькой копии чамьи - то есть ритуальное значение ее использовалось неоднократно.

Рис. 8. Иттарма обских хантов

Так куда девалась иттарма после определенного обычаем 4 или 5 лет житья с семьей? Переселялась в своего домик, такого же типа, как чамах, но маленький:


Рис. 9. Ура, северные ханты, экспед. 2007, фото Богордаевой А.А.

Но Яга - некое таинственное существо в халате, (который, заметим, угро-финны восприняли чуть не в Китае) - не обязательно только куколка, изображение мертвого, а, может, и вполне живое существо.
Ведь существовали еще и шаманы угро-финнов.

Рис. 10. Так выглядел хант-шаман Егор Кызласов в полном облачении (1930 год). Интересно смотрится: халат, бубен и деревянная маска.

Аналогичную маску можно посмотреть и поближе:

Рис. 11 Маска хантского шамана

В роли шамана могла выступать и женщина, тем более, что у угро-финнов сильнейшее божество - женское.

Итак, что же, вопрос решен, и Баба Яга появилась на Урале или в его окрестностях? Куда нас ориентируют эти сведения, и в какое время? Самое дальнее - в 15 век, на Урал и и ханты-манси. Между тем, русские стали общаться с угро-финнами заметно раньше, а на севере столкнулись с таким интересным феноменом, как чудь. И тут мы переносимся во времена более ранние, и феномен общения затронет не одну Бабу-Ягу, но и более широкий круг явлений. (продолжение в следующей части).

Многие из нас познакомились с Бабой-ягой ещё в колыбели, когда нам читали «Русские сказки» Афанасьева. Злобная носатая старуха в лохмотьях известна нам из детских мультфильмов и кино. Во взрослой жизни Баба-яга от нас никуда не делась, просто напудрилась, принарядилась и нацепила на нос очки. Давайте разберёмся, зачем она в нашей жизни, почему у неё костяная нога и чего она хочет, когда кричит и пилит нас.

1. Баба-яга

«Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят»

Баба-яга и в наши дни обитает на окраине леса в избушке на курьих ножках, которая иногда также «пирогом подпёрта» и «блином крыта». Домик стоит в окружении вековых деревьев вблизи лесного озера, обнесённый забором из человеческих костей. Во дворе у неё живут проводники душ в загробный мир, собаки, и вещие птицы-предсказатели, вороны. Баба-яга всё время чем-то занята, беспрерывно стряпая что-то в своей алхимической печи. А если выходит в свет, то появляется из ниоткуда и без колдовства никуда не уходит. В одной из сказок её появление перед героями выглядит так: «Вдруг закутилося-замутилося, в глаза зелень выступила - становится земля пупом, из-под земли камень, из-под камня Баба-яга, костяная нога, на железной ступе едет, железным толкачом погоняет, сзади собачка побрёхивает». Сама Баба-яга составляет своеобразную пару Кощею Бессмертному - они то ли пожилая разведённая пара, то ли брат и сестра, то ли просто закадычные друзья. Имя Яга родственно польскому jedza и чешскому jezinka - «лесная баба»: нечто вроде женской ипостаси Лешего с функцией управления змеями. Есть мнение, эта баба была супругой Змея из-под Калинового моста, с которым бесконечно боролись богатыри. А в тюркских языках есть созвучный Яге дух предков «бабай ага» (в переводе «старый дед»). Баба-яга - божество наших хтонических предков.

Первый вывод. Не удивляйтесь, когда по утрам на вас из зеркала смотрит старая ведьма или леший: это древняя хтонь зовёт вас из глубин коллективного бессознательного в приключения навстречу собственной целостности.

2. Хтоническое существо

Баба-Яга неизменно связана с лесом. Лес, как и океан, олицетворяет бессознательное человека, внутреннее лунное королевство. Лес по отношению к человеку безграничен, в нём можно заблудиться, в нём можно поселиться, а можно и погибнуть. Греческая богиня Луны Диана обитала в лесах, подальше от глаз смертных, где предавалась безудержной охоте. Однажды охотник увидел, как Диана и её девичья охотничья свита купались в лесном озере. Это зрелище не предназначено для глаз смертных, поэтому Диана, заметив охотника, натравила на него его же собственных собак и те разорвали его на части. Тайна леса сокрыта от людей, и встреча человека с носителем этой тайны обычно чревата гибелью. Эту же идею выражает в первой части «Фауста» Гёте: вызвав хтонический дух Земли, учёный не может даже посмотреть в его сторону. Воплощённая природа оказывается ужасной и вызывает у простого смертного панику. Деревья в лесу ни на минуту не утихают, постоянно что-то шепчут и общаются между собой - только обычному человеку не понять шёпота бессознательного, поэтому герою, решившему пройти в гущу тёмной стороны, на контрольно-пропускном пункте бабкиной избушки будут выданы волшебные помощники. Но когда она не помогает юным героям продираться сквозь иной мир, Баба-яга крадёт и ест детей и молодцов.

Второй вывод. Когда вы видите перед собой злобную фурию, брызжущую ядовитой слюной, помните: это говорит её языческая природа. Не пытайтесь перекричать бесноватую: на её стороне весь потусторонний мир. Если вам есть, чего у нее искать, - терпите, улыбайтесь и хвалите её дом, наряд и социальные навыки. Вы получите своё. Если просто так, мимо проходили - бегите, потому что иначе погибнете в бессмысленной схватке со хтонью.

3. Двойственная природа Бабы-яги


Живя на границе с бессознательным (или загробным миром), сама Яга принадлежит одновременно двум мирам: одна нога у неё обыкновенная, а другая - костяная, мертвецкая. Баба-яга не всегда олицетворяет зло, в сказках у неё несколько лиц. Яга-воительница, Яга-похитительница и Яга-дарительница - три ипостаси, в которых она, соответственно, угрожает герою, что-то у него забирает и что-то ему отдаёт. В лапы к Бабе-яге можно попасть двумя способами: по собственной беспечности или же просто так. Жил-был мужик и не знал лиха. Стало ему интересно, что за лихо такое, о котором все говорят? Пошёл искать лиха, встретил такого же зеваку и вдвоём они попали к Бабе-яге. Та сразу же зажарила и съела зеваку, а герой по итогу смог бежать, только лишившись пальца. Потом он ходит и показывает свою изувеченную руку односельчанам: вот, мол, лиха хлебнул. Дураков Баба-яга учит тому, чему они просят. Природа убивает наглецов, которые не знают, чего хотят, но ищут встречи с её силами. Часто Баба-яга появляется в жизни персонажей как злой рок. Кажется, будто герои совершенно ни в чём не виноваты: вот мальчик ловит рыбку на озере, кругом тишь да гладь, и тут налетают злые птицы, как в одноимённом фильме Хичкока, и уносят его прямиком в избу к старой покровительнице мистерий, которая собирается им плотно пообедать. Мальчик не успел натворить ничего, за что его следовало бы наказать, просто пришло его время стать взрослым и пройти инициацию.

Третий вывод. Опыт показывает, что не стоит искать сумасшедших женщин: пришедший к ним со здравым смыслом от него и погибнет, а внутренний хаос разрастётся так, что в нём заведутся русалки, - и годны вы будете только для весенней пахоты и сна на печи девять месяцев в году. Как молодая, так и зрелая Баба-яга найдёт вас сама: не приложив к этому урагану в своей жизни усилий, вы с чистой совестью можете попытаться пронести свою невинность сквозь безумие этой ситуации. Если останетесь стойким - получите принцессу, когда злодейка сдастся.

4. Инициация


Обряд инициации всегда предполагает символическую смерть старой личности инициируемого с последующим возрождением в новом качестве, чаще всего с новым именем. В наше время своеобразной инициацией служит получение подростком паспорта и идентификационного кода: человек обретает мистическое имя, в нашем случае - порядковый номер, и становится полноправным членом племени. В древние времена к инициациям относились более сурово: чтобы получить паспорт-татуировку, юноше нужно было сдать серьёзный экзамен - и физический, и психологический. Часто во время этого экзамена юноша получал травму, а в некоторых племенах, чтобы добиться права быть мужем, юноша должен был пройти обряд обрезания. Чтобы что-то получить, нужно сперва отдать.

Баба-яга традиционно считается жрицей, посвящающей молодёжь во взрослую жизнь. Именно поэтому она угрожает детям, холостым молодцам и незамужним девицам: тем, кто ещё не превратился в полноправного человека. Герой, отправляющийся в путешествие в потусторонний мир, должен позволить Бабе-яге попарить себя в баньке вовсе не для удовольствия: ритуальное омовение покойника - непременный атрибут переезда на тот свет. Да и просьба накормить - не праздный голод, а имитация поминок с ритуальными блюдами: блинами, горохом и кутьёй. Сам образ Яги и её жилища - лежит в избушке без окон и без дверей на печи, а нос в потолок врос - напоминает мертвеца в гробу.

В древности в лесу строили специальную избушку, в которой проходил обряд инициации мальчиков. Отец отводил сына в лес и оставлял его одного, чтобы он самостоятельно нашёл эту самую избу инициации. В ней мальчика ждали суровые испытания, после которых он получал статус посвящённого. «Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз. Иногда под кожу спины и груди пропускались ремни, за которые мальчиков подвешивали». Инициация всегда связана с переживанием смерти, и оттого непременный её атрибут - смертельный страх. Подростку на посвятительных обрядах объясняют, что жизнь - это всерьёз, при каждом удобном случае она норовит содрать с тебя кожу или сжечь тебя в печи, так что помни об этой хижине в лесу и о том, что Баба-яга может появиться из-под камня в любой момент.

Если Яга не сдирает со спин испытуемых кожу «на ремень», то занимается тем, что сажает детей в ковш, чтобы зажарить их в печи. Её фигура имеет отношение к народным бабушкам-повитухам, которые недоношенного ребёнка могли обмазать тестом и на хлебной лопате всунуть в тёплую печь, символизирующую женское лоно, чтобы младенец «дошёл», как пирожок.

Четвёртый вывод. Если вам тридцать, а вы всё ещё не дошедший пирожок - самое время отправиться в печное приключение. Поезжайте в заповедник, поработайте сторожем, лесником или смотрителем водохранилища. Отпустите бороду, гуляйте ночью и изучайте энциклопедию символов Мэнли Палмера Холла. Когда случится что-то, после чего вы обосрётесь чертятами, - можно будет возвращаться домой: отныне вас все будут слушаться без удара кулаком по столу.

5. Избушка


Избушка не просто затаилась в волшебном лесу - пока герой не произносит волшебных слов, она не предстаёт перед ним в истинном виде. Изначально избушка стоит к герою задом, а к лесу передом, и он должен правильно попросить её развернуться. Возможно, это ключ к сексуальному контексту инициации? Деревянный дом, окна и дверные проёмы - традиционные символы женского чрева. Чтобы попасть внутрь избы, нужно «знать магию открытия дверей», знать специальное заклинание, магию жестов (герой окропляет двери избы водой), а также задобрить зверей, охраняющих дом Яги. Современному молодому человеку даже в век информационных технологий не стоит пренебрегать древними сказками о ждущих его на пороге сладкой любви чудовищах. Мужская инициация была символом вхождения в возраст половой зрелости - после неё мужчина мог убивать и любить. Искусству убийства обучали мужчины, а премудростям любви - женщины. Существует мнение, что «ведунья», занимавшаяся инициациями, как раз и жила в одиночестве в отдалении от селений, подобно храмовой жрице. Полная же опасностей избушка с печью, в которой можно сгореть дотла, - олицетворение страхов так называемой vagina dentata - зубастого чрева, которое нужно укротить в разных сказках по-разному, то силой, то хитростью, то лаской.

Избушка, как и мистическая страна Шамбала или Белый вигвам в «Твин Пиксе» Дэвида Линча, открывается только правильному человеку и в правильное время. Невозможно просто обшарить лес и найти избу - ты должен быть дураком, героем, на худой конец - ребёнком, чтобы попасть на собеседование к Бабе-яге: всех троих объединяет непосредственность и решимость, отсутствие трусости и сомнений. Либо же ты можешь оказаться в этом окаянном месте по воле злого рока. В том же «Твин Пиксе» упоминается «домик в лесу, в котором всегда играет музыка», а в доме Бабы-яги герой часто слышит игру на волшебных гуслях. В таком случае мальчик уподобляется Одиссею, Баба-яга и её колдовской джаз-бэнд превращаются в сирен, а лес становится морем, по которому герой возвращается домой.

Пятый вывод. В мире есть множество дверей. Не все они открываются ключами, и даже сила и напористость не всегда помогут. С чистым сердцем и смекалистым умом вы откроете всё что надо и попадёте куда надо.

6. Испытание и награда Яги


Герой, попавший к Бабе-яге, может победить её, только воззвав к природному инстинкту бабушки. Когда злая Яга выходит навстречу молодцу и собирается его съесть, он не теряется и в ответ сам просит его накормить - мол, какой разговор на пустой желудок? «Вот дура я, стала у голодного да у холодного выспрашивать», - Баба-яга и сама рада накормить удалого гостя. Как только герой апеллирует к матриархальным ценностям и напоминает Яге о её женской натуре, та сразу же меняется в отношении. Героя не оттолкнула внешность Яги, её усохшая нога и старое неприятное лицо. Он не побрезговал её потусторонней пищей - лишь в немногих сказках герой притворяется, что ест, и скидывает еду на пол, в основном он действительно рад угощению. После трапезы довольная хозяйка избы расспрашивает молодца о том, о сём, дополнительно проверяя его на тему «свой-чужой», и после награждает его подарком. В основном мистическая старушка дарит молодцу волшебного скакуна, крепкого жеребца. Лошадь в славянской культуре была одновременно символом плодородия и связным между мирами, поэтому играла важную роль в свадебном обряде (который во многом был схож с погребальным). Так что конь предвещал скорую женитьбу молодцу, а в одной из сказок Яга дарит герою коня, чтобы тот победил Кощея Бессмертного. Как вариант, в награду ему может достаться одна из дочерей Яги, однако история умалчивает, как складываются отношения с костеногой тёщей. В любом случае, старушка олицетворяет женское материнское начало в его языческой форме: силу матери-природы, которая питает и разрушает, награждая только обладающего собственной мощью.

Шестой вывод. Когда встречаете ведьму, помните: за её зубастой орущей личиной скрывается материнская натура. Нет ничего хитрее и проще, чем урезонить старую каргу собственной уязвимостью. Не кривите носом, не обходите стороной то, что кажется страшным, но взывает к вам. Жизнь, как и природа, бывает страшной, но раз она не убивает вас, значит, скорее всего, любит - так что потрудитесь над взаимностью.

7. Баба-яга и красны девицы


Если у Бабы-яги плохое настроение - она крадёт детей и насилует мужчин. Но в основном она живет обычной старушечьей жизнью - днём улетает в лес, вечером плотно ужинает и ложится спать на печь, иногда воюет с вредными соседями. Но, в общем, никого не трогает и мирно заведует лесом. Обычно у неё есть несколько дочерей, которых она держит в своеобразном рабстве. Как иначе можно объяснить, что, как только молодец попадает в избу с намерением убить Ягу, её дочери - тут как тут с инструкциями, как правильно отсечь их маменьке голову. Как правило, после убийства старой злодейки следует свадьба всех её дочерей, а главному герою неизменно достаётся самая младшая и самая красивая дочь. С мёртвой тёщей молодцу живётся спокойнее, однако неясно, как же быть с Бабиными генами? Видимо, наличие удалого мужа, который часто обладает полуживотной природой, как-то уравновешивает проблему наследия костяной ноги. Женская инициация проходит с меньшими приключениями, чем мужская, и больше связана со способностями к рукоделию, домашней работе и смирению. Василисе Прекрасной удаётся вырваться из плена Яги, только доказав, что она умелая домохозяйка: «Когда завтра я уеду, ты, смотри, двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисти её от чернушки». Во многих сказках, чтобы получить благословение в жёны от Бабы-Яги, девушке нужно несколько дней беспрекословно выполнять все её требования, носить старуху на горбе, например. Или до изнеможения толочь воду в ступе: это действо - символ взаимодействия мужского и женского начал и зарождения новой жизни.

Седьмой вывод. Если вы намерены жениться, помните, что нет для вас лучшего друга до свадьбы и злейшего соперника после - чем тёща. Если в статусе юноши тёща-Яга при правильном вежливом и смиренном обращении раскроет все кнопки управления будущей супругой, то после свадьбы станет кнопкой уничтожения вашего брака. Поэтому тёща должна быть метафорически уничтожена: для этого у героя есть меч-кладенец, символ мужской силы и мощного ума.

Прибежала она к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землёю.

В Измайловском кремле развлечение найдется для детей любого возраста. С первых шагов юным туристам становится ясно — сказочное царство существует. Эта достопримечательность является самой яркой, насыщенной и позитивной во всей столице. Можно с уверенностью сказать — этот мир интересен детям, ведь здесь есть возможность побывать в гостях у сказки, где, как известно, есть и избушка Бабы Яги.

Комплекс предлагает окунуться в популярные народные промысли и познавательно-обучающие экскурсии, которые знакомят детей с культурой, традициями, историей и ремеслами русского народа. Но больше всего внимания привлекают сказочные персонажи, о которых все слышали, а теперь могут еще и увидеть.

Интерьеры избушки Бабы Яги

Одним из наиболее узнаваемых персонажей русского сказочного фольклора уже много лет считается старушка, которая живет в избушке на курьих ножках. Сказки о Бабе Яге и ее злобных делах рассказывали большей части детей всех поколений, потому дополнительные разъяснения не требуются.

С некоторого времени на территории Измайловского Кремля все малыши вместе с родителями имеют возможность лично познакомиться с известной лесной колдуньей, посетив аттракцион с говорящим названием — избушка Бабы Яги.

Небольшой бревенчатый домик, который готов всем желающим показать, как живет и творит все свои дела злобные Баба Яга. Для большей убедительности организаторы декорировали дом различными атрибутами колдовской жизни, а ведущих нарядили наподобие сказочных персонажей.

Все, что рассказывают в сказке, здесь можно увидеть наяву. Особенная атмосфера с присутствием всех необходимых помощников жизни колдовской приводит к несравнимым ощущениям. Сразу после того, как открываются скрипучие двери избушки Бабы-Яги для маленьких посетителей начинается настоящая сказка (а для их родителей забавное шоу).

Несмотря на то, что в сказке Баба Яга приглашала к себе в гости только съедобных гостей и такую же нечисть, как сама, хозяйка избушки в Измайловском Кремле более гостеприимна и со своей закадычной подругой Кикиморой готова принимать гостей ради их развлечения.

На стенах избушки Бабы Яги развешаны шкуры животных и портреты хозяюшки, как и в иллюстрациях к детским сказкам. Про паутину и пауков декораторы тоже не забыли. Так что сказочная атмосфера продумана до мелочей и обеспечит малышне соответствующие эмоции.

Репертуар избушки Бабы Яги

С огромным удовольствием и восторгом дети знакомятся с бытом Бабы Яги, проведением магических ритуалов и процессом изготовления различных зелий. Также есть возможность узнать злодейские секреты (родителей просим не беспокоиться — это попросту различные шалости). На фото ниже представлен стол, за которым планируют свои дела Бага Яга и Леший.

Святая святых избушки Бабы Яги — печка. Именно здесь она в свою сказочную бытность пыталась запечь многих персонажей детских сказок, которые не слушались родителей, а также приготавливалось зелье для чудодейственных заклинаний. Теперь же Баба Яга позволяет детворе исследовать устройство русской печи и рассказывает как ею пользовались в старину. А если вы закажете заранее экскурсию с чаепитием, то Баба Яга приготовит и угощения к чаю.

Дети приглашаются поучаствовать в приготовлении ароматного травяного чая, а особо любопытные могут даже познать тайны колдовских зелий. По желанию гостям предлагают присоединиться к изготовлению браслетов и амулетов с заклинаниями, которые будут помогать в делах (особенно в учебе).

Ребятам так же предложат осмотр летающей ступы и метлы, которая нужна лесной колдунье для того, чтобы заметать следы своих коварных дел и путать дорогу тем, кто пытается ее догнать. Правда Баба Яга забыла волшебные слова с помощью которых управляла ступой, но зато хорошо помнит где и как использовалось эти и многие другие предметы быта.

Дополнительные программы

Избушка Бабы Яги в Измайловском кремле предлагает различные развлечения в зависимости от возрастной категории детей, можно даже принять участие в мастер-классе по приготовлению волшебного «Ведьминого студня» или «Баюн-супа», сладкоежки могут выбрать «Малиновое колдовское варение». Одним словом, у хозяйки найдутся рецепты на любой вкус.

Приготовление зелья должно быть точным и правильным — потому особо важные рецепты записаны и приколоты на видном месте, чтобы ничего не забыть, ведь бабулька то уже старенькая. Список ингредиентов доказывает — их сбор дело трудоемкое. Не зря в сказках Баба Яга все время занята важными делами: то со ступой возится, то травы собирает, а то и добрых молодцев привечает.

Всем посетителям Баба Яга разрешает подняться на башню-колокольню. Там каждый может загадать свое заветное желание, позвонить в колокола и ждать его исполнения. При этом нельзя забывать, что по-традиции об этом желании нельзя никому рассказывать, только тогда оно исполнится.

Для празднования дня рождения можно заказать специальную развлекательную программу с конкурсами. Ведущей, естественно будет сама хозяйка, которая своими колдовскими танцами заставит сбыться все загаданные желания. А кроме ваших гостей на праздник могут заглянуть Леший и Кощей Бессмертный.

Режим работы избушки Бабы Яги

Как всем нам известно Баба Яга ведет активный ночной образ жизни, поэтому приглашает на экскурсию или мастер-классы только после обеда, а точнее с 12.00 и до 18.00 в выходные дни. Зато погода не имеет значения и вы можете посетить избушку Бабы Яги в любое время года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: