Из чего складывается заработок писателя. Можно ли заработать писателю в россии. Определенные личностные качества

Современному писателю сложно быть властителем умов и голосом поколения. В дореволюционное время писатель рассматривался чуть ли не как пророк, к голосам литераторов прислушивались, им верили. В Советском Союзе на писательскую зарплату можно было купить автомобиль и квартиру. После установления рыночных отношений и на книжном рынке писателей быстро вернули с небес на землю. Теперь на писательские гонорары особо не проживешь. И писатель может заработать на собственных книгах только при должном умении и старании.

Можно ли заработать, издавая книги

Почему-то считается, что, написав бестселлер, можно продать его издательству и жить безбедно на отчисления. Это совсем не так. Даже именитые писатели вынуждены время от времени выдавать новый продукт, чтобы хорошо зарабатывать. Жить на проценты от одной книги могут разве что наследники — за счет продажи и перепродажи прав.

Книга в условиях рынка — такой же товар, как хлеб, холодильник или зимнее пальто. У людей хватает своих обязательных расходов, так что писатель должен сильно убедить своих читателей, что его книгу стоит купить. Фактически книга — предмет роскоши, показатель статусности. Сама по себе художественная литература не приносит экономической выгоды, она бесполезна: с ее помощью не приготовишь кофе, не постираешь одежду. Единственное, что она дает — эстетический опыт и развлечение. А ведь их можно получить бесплатно и без особого напряга: например, с помощью кино.

Так что книга должна конкурировать со всеми и вся. И, признаемся честно, по многим фронтам она проигрывает.

Необходимость конкурировать приводит к тому, что книгу необходимо преподать, как товар, разрекламировать. Написание и издание книг стоит рассматривать как бизнес. Если вы решили донести до читателей свое слово, придется играть по правилам. В противном случае вам ничего не светит.

По признанию именитых мастеров, начинающие писатели могут заработать на издании одной книги до 1000 долларов максимум — это примерно 60 000 рублей по нынешнему курсу (на ноябрь 2015 года). Совсем ничего, согласитесь, за год труда (а именно столько нужно, чтобы написать толковую книгу). Так что в большинстве случаев писателям приходится самим брать дело в свои руки и становится известным.

Стоит ли сотрудничать с издательством?

Считается, что писатель после создания нетленки должен обращаться в издание, и издатель должен у него выкупать рукопись. Это заблуждение настолько широко, что издания буквально завалены рукописями начинающих писателей. И это плохо. В постоянном потоке графоманских произведений настоящий шедевр обязательно затеряется. Даже если он и найдется, то издатель вряд ли будет публиковать его: имя автора никому неизвестно. Придется дополнительно вкладываться в раскрутку имени неизвестного писателя, разрабатывать маркетинговую программу и т.д.

Талант по написанию интереснейших статей есть у многих людей, но они им не пользуются. Иногда писатель просыпается в каждом из нас и хочется выразить мысли на бумаге. Чаще всего это остается лишь в голове, но если ваши тексты начнут приносить доход, вы точно будете заниматься этим чаще.

Интернет писатель – работа онлайн, которую многие превратили в подработку. Обладая любыми знаниями или просто хорошей фантазией, можно зарабатывать деньги на продаже статей для сайтов. Это интересная работа, не требующая никаких вкладов и серьезных знаний, первый текст на продажу вы можете выставить уже сегодня.

Как заработать писателю в интернете?

Специально для авторов были созданы биржи копирайтинга. На них заходят тысячи потенциальных покупателей, которые ищут полезные материалы для наполнения своих ресурсов. С помощью бирж можно не только выставлять на продажу готовые статьи, но и браться за заказы.

Инфобизнес для писателя

Есть ли смысл размениваться на мелочи и продавать небольшие тексты, когда можно построить полноценный бизнес на электронных книгах. Чтобы начать такое дело, необходим план действий. На Next Invest есть полезная статья с , используйте готовую инструкцию.

В интернете не составляет труда найти специальные программы для создания электронных книг. Одной из самых популярных является Book Designer, даже новичок разберется в её использовании, поэтому можно сконцентрироваться на содержании.

Никто не покупает бестолковый хлам, людям нужно дать что-то полезное и интересное. Посмотрите, что сейчас в тренде, какие проблемы есть у людей и так далее. Придумать хорошую идею не так просто, при этом нужно учитывать запас своих знаний.

Что касается реализации, то для этого не обязательно создавать свой сайт. Есть специальные системы, где можно выставить электронную книгу на продажу. На Glopart и бесплатно принимают разного рода инфопродукты, а их продажей занимаются партнеры (им вы будете выплачивать процент от продажи):

Это статистика всех добавленных книг на Плати.ру. Широкий ассортимент для покупателя и масса конкурентов для продавца. С помощью этих сервисов можно посмотреть, о чем пишут авторы, что лучше продается и какую цену установить за свой продукт.

Заработок интернет писателем – это отличный вариант превратить свои знания в деньги. Ниша открыта для каждого, некоторые люди построили успешную карьеру на копирайтинге и инфобизнесе. Не сидите без дела, начинайте писать книги или статьи, деньги не бывают лишними.

Интересный материал о том, сколько зарабатывают современные российские писатели. На эту тему рассуждают Захар Прилепин, Герман Садулаев и другие литераторы.

Борис Акунин. Фото: Телеканал 24_DOC

Почему питерские литераторы зарабатывают меньше кассиров
Стихи и романы они пишут в свободное от основной работы время

Владимир Маяковский разъезжал по Москве на первой в СССР иномарке. Сергей Есенин был владельцем кафе и двух кинотеатров. Современные писатели и поэты о таком и мечтать не могут. Многие авторы за одну книгу (а ее можно писать несколько лет) получают около 30 тысяч рублей. «МК» в Питере» выяснил, почему сегодня так дешево ценится литературный талант.

Дарья Донцова. Фото: www.hozvo.ru

Поэтам хватает только на туалетную бумагу

— Я вообще никогда не пытался прожить на литературу, — говорит писатель Герман Садулаев (его романы входили в шорт-листы крупнейших литературных премий «Русский Букер», «Национальный бестселлер» и «Большая книга»). — Слава богу, у меня есть небольшой юридический бизнес. Да и почти все современные писатели вынуждены где-то работать. Потому что литература не кормит.

И правда, писатель Валерий Айрапетян — врач. Андрей Аствацатуров (его романы входили в шорт-листы премии им. Довлатова, «Новая словесность», «Национальный бестселлер») преподает в питерском госуниверситете. Андрей Геласимов (победитель премий «Студенческий Букер» и «Национальный бестселлер») — сценарист. Свои романы они пишут в «свободное от работы время» — ночью, в выходные, в отпуске. А иначе не выжить.

— Предположим, книга вышла тиражом 3 тысячи экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Многие писатели получают примерно по 10 рублей с каждого проданного экземпляра. То есть это 30 тысяч. Правда, если роман хорошо распродавался, то издательство выпустит новый тираж, предположим, уже в 5 тысяч экземпляров. И когда продадут и его, то литератор получит еще 50 тысяч рублей. Но такое редко случается.

Для сравнения, кассирша в супермаркете в год зарабатывает примерно 300 тысяч рублей. А писатель, не очень известный широкому кругу читателей, но талантливый и обвешанный книжными премиями, в лучшем случае — 80 тысяч.

Еще хуже обстоят дела у современных поэтов. Их заработки возмутили бы и гастарбайтера-дворника.

Герман Садулаев. Фото: volternews.ru

— Денег хватает на зубную щетку, туалетную бумагу, кофе и сигареты, — говорит питерский поэт Иван Пинженин. — Поэтому я работаю репетитором немецкого языка и веду праздники. Любые. Свадьбы, дни рождения, детские утренники. Стихи пишу по ночам.

В отличие от писателей, чьи книги еще худо-бедно печатают, на поэтов в издательствах смотрят как на городских сумасшедших. В большинстве случаев печатать их сборники там согласны только в том случае, если поэт сам за это заплатит.

— У меня есть сборник стихов. Но деньги на то, чтобы его напечатать, мне почему-то выделил московский фонд «Экономика и развитие». Понятия не имею, почему они обратили на меня внимание, — говорит Иван Пинженин. — В итоге я выпустил 700 экземпляров, а вырученные с продажи деньги потратил на новый тираж своего сборника. Он, кстати, почти разошелся. Вообще я из-за всего этого стараюсь не расстраиваться. Всегда вспоминаю Александра Блока: первый тираж его поэмы «Двенадцать» был всего 1700 экземпляров, и он тоже долго не мог разойтись...

Чтобы хоть кто-то услышал его стихи, Иван Пинженин гастролирует по клубам. Чаще всего провинциальным. Там он читает свою поэзию, а затем за символические 100 рублей продает собственные книги, которые везет с собой из Питера в большом чемодане. От клуба же получает «зарплату» — как правило, 60 процентов выручки от входных билетов. Только вот на поэтические вечера много людей не ходит. Если соберется 50 человек — уже хорошо. Но Ивану еще повезло, он все-таки более-менее известен, пусть и в Интернете. А вот о существовании большинства питерских поэтов вообще никто не подозревает, кроме их самих. Само собой, выступать в клуб их никто не пустит.

По словам самих литераторов, прожить на доходы от книг в России могут только коммерческие авторы, которые «специализируются» на фантастике, любовных романах и детективах. В их числе, например, Дарья Донцова или Борис Акунин. В спину им дышат Виктор Пелевин или Владимир Сорокин. Но повторить их опыт пока никто не может. Даже Захар Прилепин, хотя его последний роман «Обитель» стал самой читаемой книгой в стране по итогам прошедшего лета.

— У меня четверо детей, и прокормить их только за счет литературы я не могу, — говорит Захар Прилепин. — Поэтому половина всех моих доходов связана все-таки не с литературой, а скорее, с медиасферой. В принципе, со всех сторон ко мне текут небольшие «денежные» ручейки. Можно публиковать свои статьи в журналах, писать сценарии. Если твои книги переводят на иностранные языки, то ты и за это можешь что-то получить. У меня это все есть, но для этого мне пришлось очень долго зарабатывать себе имя, работать на него. К тому же есть еще и литературные премии, победители которых получают очень существенные вознаграждения: один-три миллиона рублей. То есть каждый год порядка 20 писателей выигрывают эти деньги. Существует, конечно, мнение, что в литературных премиях есть своя мафия, которая якобы распределяет призовые деньги только между своими, пилит их ручной пилой. Все это сказки для бедных. На кону стоят не такие уж большие деньги, чтобы пускаться ради них на такие «приключения». Все честно, и никакие знакомства в Министерстве культуры тебе не помогут выиграть, предположим, «Русский Букер».

Эдуард Лимонов и Захар Прилепин

Есть и еще одна статья доходов. Того писателя, чьи книги раскупают в магазинах влет, может «перекупить» другое издательство. Примерно как футболиста. В этом случае издательство приобретает на определенный срок (как правило, 3-5 лет) права на все уже напечатанные книги и парочку еще не написанных. Поэтому сумма, которую переводят литератору на счет, становится очень внушительной. Допустим, только одна книга может стоит 300-500 тысяч рублей... Но такая удача улыбается лишь единицам.

— Для многих остальных литераторов писательские доходы стремятся к минимуму, к нулю, — признается Захар Прилепин. — А тут еще эта идиотская либеральная идея, что писатель вообще не должен получать деньги за свою профессию. Мол, в проклятом СССР государство платило литераторам 2 тысячи рублей за поэтическую книжку, и это было ужасно, это тоталитаризм! Лучше как сейчас — когда писатели ничего вообще не получают и тихо где-то в безвестности подыхают. Писатели во времена СССР получали бесконечное количество удовольствий и благ от советской власти. Исаак Бабель, например, общался с чекистами, считался у них своим человеком, был на дне рождения у Ежова. А имажинисты — Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич — имели кафе, два кинотеатра. Их кафе было освобождено от налогов. И, кстати, это было единственное заведение в Москве, которое могло работать до 2 часов ночи. Все остальные закрывались в 10 часов вечера. Эти поэты садились на поезд и ехали по своим собственным маршрутам на гастроли по стране. А Маяковский разъезжал на первой в СССР иномарке... Конечно, жизнь того же Есенина, безусловно, нельзя было назвать прекрасной. Но он зарабатывал! Он признавался, что получает рубль за строку. Так же как, кстати, и Анна Ахматова. Для сравнения, зарплата секретарши в то время была около 15 рублей, а квалифицированного работника — 25. Но лучше всего жилось литераторам в позднем СССР. Три хорошие журнальные публикации — и ты можешь купить автомобиль.

Литературный оборвыш

Государственная поддержка литературы, которая была в СССР, до сих пор существует во многих европейских странах.

— Например, в Эстонии государство за свой счет издает книги малоизвестных писателей или поэтов. Пусть даже крошечным тиражом в 100 экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Но зато их литераторы нормально работают, развивают эстонский язык, культуру. Похожая ситуация в Норвегии. Когда там поняли, что их собственная литература медленно умирает, они выделили огромное количество грантов для литераторов, которые пишут свои произведения на норвежском языке и переводят чужие. В итоге на весь мир прогремел, например, автор детективов Несбе. Для сравнения, у нас есть великий и всеми признанный писатель Юрий Мамлеев, который очень много сделал для современной русской литературы. Но его книги издаются крошечными тиражами, потому что эта литература очень сложна. И он буквально бедствует! Недавно ему нужна была какая-то помощь на лечение. И мы всем миром собирали ему деньги. Но такого быть не должно! И мы, наконец, обязаны понять, что культуру необходимо поддерживать, она сама себя никогда окупить не сможет. В конце концов это важно для самосознания нации, для ее гордости. Иначе скоро у нас не останется ничего своего...

Юрий Мамлеев. Фото: mag.afisha.ru

Кроме грантов и стипендий для заслуженных писателей (их имена должно определить экспертное сообщество), писатели предлагают хоть как-то поддержать книжные магазины.

— Например, им нужно снижать арендную плату, — считает писатель Андрей Аствацатуров. — Сейчас же получается, что люди, открывшие винный и книжный магазины, платят государству одинаковую сумму. Это неправильно.

Не исключено, что, если государство хоть как-то обратит внимание на литературу, у нас наконец появятся большие писатели. Пока же новых имен нет...

— Я знаю много людей, которые написали одну-две книги и ушли из литературы, — рассказывает писатель, директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов. — Они говорили: все, я больше не буду морочиться, потому что труда много, а в материальном плане получаешь, как говорится, шиш да лука мешок. И эти люди уже не вырастают в больших писателей, хотя могли бы. Они скукоживаются и уходят из этой профессии. А многие из тех, кому идти уже некуда, люмпенизируются. Смотришь иногда на известного писателя, а он одет как оборвыш последний, и нет вокруг него облака благополучия. В свое время похожая ситуация была в системе образования. Когда случился кризис, первыми оборвышами стали профессора, доценты, преподаватели вузов. И многие молодые на них смотрели так: ну, чему ты можешь меня научить в своих стоптанных ботинках, ты ж неудачник, а я не хочу повторить твою судьбу! К слову, нашу систему образования мы в итоге потеряли. Главное, чтобы этого же не случилось и с литературой.

Текст: Екатерина Дементьева

Сколько стоит напечатать и продать свою книгу? Можно ли вообще заработать писательством и, если можно, то каков заработок писателя в России?
Рассказывает популярный блогер Дмитрий Чернышев, автор книги «В начале».

Заработать серьезные деньги писательством в России могут всего несколько человек. Попробую объяснить – почему.

Начну с бумажной книги. Представьте – вы приносите прекрасную рукопись в издательство. Рукопись обязательно должна быть прекрасной. В противном случае ее просто не возьмут в работу. Ежегодно в России в издательства направляются около 4 000 000 рукописей. Из них в печать идет менее одного процента .

Около 100% на себестоимость книги набрасывает издательство. У него есть штат, который занимается поиском новых книг, работой с автором, дизайном, версткой и корректурой вашей гениальной рукописи, связями с типографиями и с распространителями, рекламой и продвижением вашей книги, бухгалтерией и еще множеством задач.

Еще около 100% зарабатывает типография, в которой тоже работают сотни людей. Типография печатает вашу гениальную книгу, брошюрует, фальцует, бигует, переплетает, упаковывает и доставляет тираж. В среднем печать занимает две-три недели.

Еще около 100% зарабатывают оптовики. И еще около 100% зарабатывают магазины, которые продают вашу гениальную книгу покупателям. Они платят арендную плату, зарплату продавцам, кассирам, грузчикам, уборщикам, охранникам и бухгалтерам. При этом рентабельными на падающем книжном рынке являются всего несколько процентов книг.

В результате, если ваша книга продается в магазине за 500 рублей, то вы, как автор, получаете за нее около 5%. То есть 20–25 рублей. Минус 13% налога. Добавлю, что хорошим сегодня является быстро проданный тираж от 3000 экземпляров.

Есть еще и электронные книги. Если ваша книга, например, продается за 100 рублей на «ЛитРес», то 50% берет себе сайт, 25% – издательство и 25% – ваши. Минус 13%.

Есть еще и аудиокниги. Но объем этого рынка так мал, что вы можете пока про него забыть.

Но ваша гениальная книга может быть бестселлером. Например, моя книга «Как люди думают» переиздается в пятый раз. Это много. За это раз в полгода я получаю около 70 000 рублей.

Есть еще один путь. Напечатать книгу за свой счет и самому заниматься ее реализацией. Это возможный, но тяжелый путь. Будьте готовы к тому, что половину комнаты будет занимать тираж вашей книги. И уменьшаться это количество книг будет ОЧЕНЬ медленно.

Есть еще один путь. Российский книжный рынок довольно мал. Можно перевести книгу на английский и продавать ее по всему миру. Но я про этот путь пока ничего не знаю.

Есть еще один путь. Мне было очень интересно – работает ли схема Бориса Гребенщикова. Он выкладывает свои песни бесплатно, а потом люди сами решают, сколько ему заплатить, если новый альбом им понравится. Я проверил этот схему на себе. Рассказываю о результатах.

Эта схема работает. Я получил около тридцати переводов. От 300 до 3000 рублей. За что хочу сказать огромное спасибо спонсорам. Вы можете даже спрогнозировать, сколько денег вы заработаете. За пару дней с Яндекса книгу «В начале» скачали чуть менее 9000 раз. В среднем каждое новое скачивание приносит два рубля.

Никогда не стесняйтесь поддержать автора, который вам нравится. Авторов, которых стоит перечитывать – совсем немного. Потому что в противном случае после первой хорошей книги он, с большой долей вероятности, пошлет все к чертям и уйдет работать нефтетрейдером. А вы не прочитаете прекрасную книгу, которую он мог бы написать.

Отдыхая в Египте, я подумал, а почему бы не систематизировать информацию на блоге сайт по какой-нибудь отдельной проблеме детства, и не издать свою книгу? Блог бы в этом сыграл немалую роль.

И вчера я встретился с представителем одного небольшого издательства, издающего как свои книги по морской тематике, так и книги других авторов.

Я был просто очень удивлен и шокирован услышанным. Предлагаю вам, дорогие читатели, эксклюзивную информацию, так сказать:).

1. Обратиться в крупное издательство .

Как правило, это очень крупные издательства типа АСТ, Питер и многие другие.

Что для этого нужно? Для обращения в издательство требуется полностью написанная рукопись, можно и не до конца отредактированная в плане ошибок. Без полностью готовой рукописи с начинающим автором не будет даже разговаривать ни одно издательство. Также вам потребуется синопсис. Синопсис — это содержание и небольшое описание книги, обычно идущее на одном листке формата А4. Самое большое — это два листа, но исключительно для очень серьезных изданий.

Все, на этом подготовительные работы заканчиваются. Далее отсылаем готовую рукопись и синопсис во все крупные издательства. Нужно быть готовым, что в большом количестве издательств вам откажут. И ждем отзывы.

Почему начинающим писателям нужно работать с издательством?

  1. Издательство покрывает расходы на верстку и печать книги из своих средств — автору нужно лишь предоставить текст книги
  2. Издательство рекламует книги за счет собственных средств
  3. Издательство самостоятельно распространяет книги через свои сети

Как можно увидеть, все получается шикарно.

Однако, перейдем к следующему волнующему моменту — о заработке авторов (ко второму варианту издания книги вернемся чуть позднее).

Сколько зарабатывают писатели?

Я буду говорить лишь о начинающих писателях.

Книжный рынок очень сильно перегрет. Еще 10 лет назад была такая ситуация, что книг не было прилавках, и людям приходилось буквально стоять ночами в очередях для получения некоторых желаемых книг. Русская нация была ОЧЕНЬ читающей. Сейчас же любой читатель может найти все что угодно, даже на самый изысканый вкус — только заходи в любой магазин! Однако… люди перестали читать. Совсем. И 90% издаваемых книг теперь просто невозможно продать . И если нишевые продукты еще как-то продаются, то художественная литература переживает просто наихудшие свои времена , и в будущем эта тенденция не будет меняться к лучшему.

Большое количество начинающих писателей готовы работать абсолютно без гонорара при выпуске первых книг, лишь бы их книгу выпустили в печать !

Издательствам — как крупным, так и небольшим частным — все чаще приходится отказывать начинающим авторам в публикации книги, так как их книги практически не продаются!

Почему издательства часто отказывают начинающим авторам?

Прежде всего, рассмотрим пример отказа из слов владельца частного книжного издательства, который давал мне консультацию.

Большое количество авторов — это пожилые люди, которые чувствуют, что их жизнь вскоре закончится. Они хотят оставить после себя след на земле. Ведь из тиража любой изданной книгой автоматически несколько экземпляров попадают в историю. Так, по одному экземпляру книги автоматически отсылается в ведущие библиотеки мира, и имя автора так или иначе вносится в историю человечества.

Многие авторы такого типа пишут биографии или рассказы о войне. Среди их творчества попадаются весьма неплохие произведения. Однако, этих людей никто не знает… А, следовательно, их книги попросту не будут продаваться. Совсем.

Но… Расчет в таком случае прост. Даже если издательство заработает на выпуске тиража таких книг скажем 500-800$, то… Эти книги пролежат на складах несколько лет, занимая немалое место. А складское место — это деньги, причем не малые. В итоге за несколько лет хранения книг у себя издательство будет в серьезном убытке.

Именно по этой причине, не приметной на первый взгляд, издательства и вынуждены отказывать молодым авторам, даже если автор предлагает оплатить издание книги.

Как заработать себе имя?

Издательства дают предпочтения именно начинающим авторам, имеющим планы на выпуск целой серии книг. Сразу следует заметить, что рукописи первых книг уже должны быть готовы и сразу же предоставлены издательству.

Если же автор планирует издавать свои книги самостоятельно, то ему нужно иметь и некоторые предпринимательские навыки: верстка, оформление, создание обложки и многие-многие другие этапы, включая рекламу и реализацию книги, ему придется проходить самому. С другой стороны, автор получает абсолютно весь доход от продажи книг, а в случае если автор обладает именем, — это довольно интересно.

Продажи книг через интернет.

Продаются ли книги через интернет? Мой консультант держит довольно известный интернет-магазин с ежедневной посещаемостью около 12-15 тысяч посетителей. Более того, в его фирме работает seo-специалист, который вот уже несколько лет занимается продвижением сайта в Интернете как через Директ и медийную рекламу, так и через поисковые системы.

По словам владельца этого книжного издательства, через их книжный интернет-магазин продается за день объем книг, сопостовимый с продажей любого из магазинов в центре Москвы, то есть фактически это еще одна точка продаж. Это просто смешной объем по сравнению с общим количеством продаж книг издательства по всей Москве.

Начинающий же автор даже имея имя в Интернете, имеет очень малые шансы на выпуск своей книги без помощи издательства: большинство пользователей не будут покупать книгу, а дождутся ее выхода в электронном виде, который, как известно, можно легко скачать, не потратив ни копейки.

Вот такие печальные перспективы у начинающего автора при издании книги.

После разговора, я, разумеется, вычеркнул написание и издание книги из своих ближайших жизненных планов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: