Над проектом работали учащиеся 4-а класса с классным руководителем С.Г. Шапошниковой выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга; познакомиться с ней поближе. проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить её добрые и злые поступки; изучить некоторые традиции русского народа; организовать работу по подбору стихов и песен о Бабе Яге; подготовить групповые и индивидуальные сообщения; посетить «Поляну сказок» в родном городе; создать коллекцию рисунков и поделок об этом сказочном персонаже. анкетирование; чтение книг; анализ содержания сказок и других источников информации; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги; самостоятельные размышления и обсуждение в классе. скорее всего, Баба Яга – злая ведьма, так как у неё страшный вид, её боятся дети, она всем вредит; возможно, эта старушка не так уж и проста, а её злобность – только видимость. Любишь ли ты читать сказки? Кто такая Баба Яга? Где она живет? Какой ты её себе представляешь? Чем занимается Баба Яга? Читать сказки мы любим все. Злая старуха с метлой, ведьма. В избушке на курьих ножках. Большинство ребят считает Бабу Ягу злой: Колдует, варит зелья, ворует и пугает детей. Баба Яга – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Относится к роду ведьм, злых духов в образе безобразной старухи, которая повелевает Временем, Огнём, Воздухом, Дикими Зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Божество, стерегущее вход в подземный мир и провожающее души усопших в царство мёртвых. Есть много версий происхождения этого загадочного сказочного персонажа. "Яга" - во многих индоевропейских языках означает "болезнь", "хворь". В языке коми - "баба"- "женщина", а "яга" - "лес". У сибирских народов - "яга" - вид женской одежды из полосок шкур, одеваемой мехом наружу. В общих чертах получается такой собирательный образ: «лесная женщина-зараза в одежде из драных шкур». Баба Яга в сказках и на экране обычно изображается в виде горбатой старухи с длинными крючковатым носом («нос в потолок врос»). На картинках она одета в зелёное платье, телогрейку, лапти и шаровары. Избушка на курьих ножках. Ее «летательный аппарат» ступа. Светящиеся черепа, насаженные на тын и используемые как светильники. Характерные фразы («Фу-фу! Русским духом пахнет» и др.). Волшебные помощники (гуси-лебеди, «три пары рук», три всадника и т.п.). Где живет Баба Яга? «Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей». А.С.Пушкин Прочитав целый ряд русских народных сказок о Бабе Яге, мы выделили такие ее образы: Баба Яга – воительница; Баба Яга – похитительница; Баба Яга – дарительница; Баба Яга – советчица; Баба Яга – повелительница; Баба Яга – охранительница; Баба Яга – прародительница. К образу Бабы-яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты: А.С.Пушкин (У Лукоморья»), В.А.Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), А.Толстой («Гуси-лебеди», «Терёшечка» и др.), А.Афанасьев («Липунюшка и Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Царевна-лягушка», «Баба Яга» и др.), братья Стругацкие («Понедельник начинается в субботу»), Л.Филатов («Про Федота-стрельца») и др. Морозко Василиса Прекрасная Огонь, вода и… медные трубы Там, на неведомых дорожках… Приключения Маши и Вити Как Ивашка-дурачок за чудом ходил и др. Чаще других играл роль Бабы Яги Георгий Милляр Баба Яга в мультфильмах Ивашка и Баба Яга Царевна-лягушка Про злую мачеху Летучий Корабль Баба Яга против! Уважаемый леший Василиса Прекрасная пионеров Приключения домовёнка, Ну, погоди! (16выпуск) Бабка-Ёжка и другие Ивашка из дворца Возвращение домовёнка, Добрыня Никитич и Змей Горыныч и др. Образу Бабы-яги посвящена пьеса «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга) , написанная М.Мусоргским. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано П.Чайковского есть пьеса «Баба-Яга». Баба-яга упоминается в песнях группы «Сектор газа» «Моя бабка» , «Илья Муромец», в мюзикле «Кощей Бессмертный». У группы «На-На» есть песня «Бабушка Яга», написанная композитором В.Окороковым на слова А. Шишинина. Исполняется как на русском, так и на английском языках. В цикле песен «Баба Яга» (слова Ю.Мажарова), «Баба-яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба Яга-3 (Про Бабу-ягу)» (Сл. Э. Успенского). Цикл исполнялся ВИА «Ариэль». Песня Д. Тухманова на стихи Ю. Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении А. Градского и др. , Виктор Васнецов Иван Билибин Александр Бенуа Живописные картины с Бабой Ягой, иллюстрации к книгам создавали художники И.Билибин, В Васнецов, А.Бенуа, Е.Поленова, И.Малюнин и др. Три всадника Кот Баюн Ворон или Филин Гуси-лебеди Три пары рук Лихо одноглазое и др. Леший Кикимора Водяной Соловей Разбойник Кощей Бессмертный Черти и др ОТКРЫТ МУЗЕЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИЦЫ СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТМЕЧАЕТ 26 ИЮНЯ и в обычных запорожских двориках, и в других городах (г. Приморск) Баба Яга - одно из самых известных и загадочных существ на Земле; не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою (героине) сказок; живет в дремучем лесу на границе мира живых и мёртвых. Принадлежит к двум мирам. Отсюда и её безграничные возможности… Жуковский В.А. Стихи и сказки/ Рис. В.Власова.- М.: Дет. лит., 1986.- 112с.: ил. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору/ Е.А.Костюхин.- М.: Дрофа, 2004. – 336с.: ил. Летучий корабль: Сказки/ Сост.И.С. Чепловодская. – Мн.: Юнацтво, 1994. – 495с.: ил. Народные русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева/ Вступ. статья В.П.Аникина.- М.: Худ. лит., 1991. – 270с.: ил. Ненаглядная красота: русские волшебные сказки/ Обработка И. Карнаухова.- м.: Дет. лит., 1980.- 206с.: ил. Русские детские сказки: Из сб. А.Н. Афанасьева/ Ред. В.П.Аникин.- М.: Дет. лит., 1986.- 239с.: ил. Славянская мифология/ Авт.-сост. Е.Ф. Конев.- Мн.: ООО «Хрвест», 2003.- 256с.: ил. http://oboiny.ru/baba-yaga
Алматинкая область
Илийский район
Средняя школа № 30
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Баба Яга: добро или зло?
Секция: литература
СШ № 30 , 6 класс
Научный руководитель: Калдыбаева Жазира Курмантаевна, учитель,
Введение 3 – 4 стр.
Основная часть
Глава 1.Теоретическая часть
Кто такая Баба Яга? 5 – 6 стр.
Баба яга в славянской мифологии 7 – 8 стр.
1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках 9 - 11
1.4Образ Бабы Яги в сказках разных народов мира 12
Глава 2. Практическая часть 13 - 1 8
Заключение 19
Список литературы 20
Приложения:
Приложение 1. Притча «Два волка» 21
Приложение 2
Иллюстрации «Йогиня – Матушка» и «Баба Яга» 22
Приложение 3.
Таблица «Баба Яга в русских народных сказках» 23
Приложение 4.
Схема «Образ Бабы Яги в сказках народов мира» 24
Приложение 5. Музей Бабы – Яги 25
Введение
В современном мире проблема добра и зла очень актуальна. В нашей жизни не хватает доброты и бескорыстия. А ведь делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас ещё от далёких предков. Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда не узнал бы, что такое добро. Всё познаётся в сравнении. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Здесь, уместно будет вспомнить, притчу о двух волках.
К уроку словесности нам надо было привести примеры о добре и зле из художественной литературы. Я решила обратиться к сказкам. Почему именно к ним?
Сказки входят в жизнь человека в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Со сказками связаны наши первые представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. А те впечатления, которые ребёнок получает в детстве, остаются с ним на всю жизнь.
Я провела опрос среди одноклассников, оказалось, что почти все любят читать сказки.
Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Так ли страшна Баба Яга, как старались нам её преподнести? Ведь в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь. И не одна деталь не может быть там без уважительной причины. Так зачем же в наших любимых сказках есть Баба Яга? И отражением чего она является: добра или зла?
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно попробовать проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать сказки. Ещё я решила узнать у своих сверстников их мнение о данном образе.
У меня возникло желание узнать больше о Бабе Яге и попробовать доказать, что Баба Яга представляет не только силы зла, ведь многие её поступки говорят об обратном. Я решила провести практические и теоретические исследования:
Чтение и анализ русских народных сказок, составление таблицы об образе Бабы Яги как представители сил добра или зла;
Изучение научной литературы и словарей по данной теме;
Опрос одноклассников и составление диаграмм по результатам опросов;
Теоретическое сравнение образа Бабы Яги в сказках и мифах;
Сравнение образа Бабы Яги и похожих персонажей в сказках других народов.
Цель исследования: Доказать, что образ Бабы Яги неоднозначный,
противоречивый, которому присущи и силы добра, и
силы зла.
1.Узнать значение имени Бабы Яги в разных словарях и научных трудах;
2.Проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром или злом;
3. Познакомиться с мифическим образом Бабы Йоги и перерождением его в образ Бабы Яги.
3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение о образе Бабы Яги.
Гипотеза: Мы предположили, что Баба Яга может быть разной.
Предмет исследования: образ Бабы Яги.
Объект исследования: образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла
Глава 1.Теоретическая часть
Кто такая Баба Яга?
На краю полянки малой,
Вся трава как изумруд.
Там в избушке старой-старой
Кот с Ягою век живут.
Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.
Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.
Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.
Современный толковый словарь Ефремовой сообщил, что «баба, бабушка» – это:
1. Мать отца или матери по отношению к их детям.
2. Старая женщина.
Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:
1 Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.
2. Шуба мехом наружу.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля сказано, что «яга» - «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покрою».
Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля)
Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.
Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что «Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.
Кроме образов Бабы Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы Яги одна нога – костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она – старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.
Баба яга в славянской мифологии.
Страшная Баба Яга, да еще на костяной ноге – это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства!
Существует еще и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой, своими языческими богами и ритуалами служения им, и со своими мифическими героями и героинями. Образ Бабы Яги принадлежит мифологическому миру:
она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц;
всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти;
богиня-покровительница детей сирот.
Так вот, еще до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила – была прекрасная, юная богиня, с карезелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами – Йогиня . Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. А уж какая щеголиха! Самое главное – это ее прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. В каждом славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям сесть на лопату и отправляет их в печь.
Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Баба Йога (Яга) была полноправной богиней, чей образ почитался нашими предками на ровне с образами других Богов древности. Почему же так изменили образ? Почему пытались превратить образ «добра» в образ «зла»?
Однозначных ответов на эти вопросы нет. Большинство учёных считают, что после христианизации Руси, когда появилась необходимость отвлечь народ от языческого образ красивой молодой Богини, подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей
1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках.
Я прочитала одиннадцать русских народных сказки, где говорилось о Бабе Яге:
Баба Яга и Заморышек.
Василиса Прекрасная.
Гуси-лебеди.
Заколдованная королева.
Марья – Моревна.
Морской царь и Василиса Премудрая.
7. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.
8. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.
9. Терешечка.
10. Царевна – Лягушка.
11. Финист- ясный сокол
В пяти сказках она представляет «зло», в шести сказках - «добро».
Во всех сказках Баба Яга выглядит одинаково . Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...». «Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос». «Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги. Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги. Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось куда и приведёт. И п...
by Записки Дикой ХозяйкиБаба-яга – образ из нашего детства. Но, достигнув определенного возраста, задумывались ли мы, откуда он появился в русском фольклоре? И что на самом деле олицетворяет этот сказочный персонаж: зло или добро?
«Домики мертвых»
Для начала вспомним о месте «прописки» Бабы-яги. Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» А почему именно избушка и почему на курьих ножках?
Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют «дьяковской», так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково, в районе современного Коломенского.
![](https://i0.wp.com/img11.wild-mistress.ru/9144421/9144421-0301.jpg)
Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев. Между тем в 1934 году при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек.
Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 году похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря. Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг.
Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены, так как скорее всего, их во время погребальной церемонии располагали у костра. Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых».
Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.
![](https://i0.wp.com/img9.wild-mistress.ru/9144421/9144421-0302.jpg)
Что же касается избушки на курьих ножках, то, по мнению некоторых специалистов, на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом перед тем, как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые.
Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора. Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-яги.
Страшилка на ночь
А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…
Есть и другие версии появления этого самого популярного сказочного персонажа. Но давайте для начала вспомним ее типичный портрет: «На печи, на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит»
![](https://i2.wp.com/img11.wild-mistress.ru/9144421/9144421-0303.jpg)
Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только, особенно если читать подобное на ночь.
"Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у нее - человеческая нога, вместо запоров - руки, а вместо замка - рот с острыми зубами". У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены.
В культуре древних славян распущенные волосы - связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога - умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.
Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, - прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения.
![](https://i2.wp.com/img9.wild-mistress.ru/9144421/9144421-0304.jpg)
«Фу-фу, - говорит, - русским духом пахнет». Но у нее другое зрение - она видит будущее. По всему видно, что Баба-яга - умершая женщина. Живет она, как говорилось выше, в избушке на курьих ножках. У славян был и такой обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было подготовить жилище.
Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и еще одна версия появления избушки на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей - мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай.
Многие ученые полагают, что Баба-яга - божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.
Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры - в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои.
Великая мать мира
![](https://i2.wp.com/img11.wild-mistress.ru/9144421/9144421-0305.jpg)
И еще – о происхождении слова «Баба-яга». Баба - главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга» - огнь - огонь. Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия.
Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все. Образ лесной яги-колдуньи восходит, по-видимому, к древнейшим представлениям о Великой матери мира - хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.
Яга в сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.
Избушка яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).
![](https://i1.wp.com/img9.wild-mistress.ru/9144421/9144421-0306.jpg)
Вместе с тем Баба-яга явно связывалась в народном воображении не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеей умирания и воскресения. Так, например, в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком.
Возможно даже, что сказки о «яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.
Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники.
Инициации являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую мать, богиню - повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых.
![](https://i2.wp.com/img11.wild-mistress.ru/9144421/9144421-0307.jpg)
Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.
Так что знаменитый фольклорный персонаж вовсе не так однозначен, как кажется. Но главное – без него не существовали бы чудесные сказки, которыми все мы увлекались в детстве…
Исследование «Образ Бабы Яги: злая колдунья или добрая волшебница?»
Актуальность :
Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба Яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает. Баба Яга - спорный образ русских народных сказок.
С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим образом. Существует огромное количество произведений с её участием, даже праздники без неё редко обходятся. Про Бабу Ягу написаны сказки, её рисуют художники, снимают фильмы с её участием. В разных произведениях она разная: то добрая, помогающая людям, то злая и жестокая, ворующая детей и даже пытающаяся их съесть. Почему?
Откуда взялся этот образ? Кто его придумал? Я заинтересовался этим вопросом, решил провести исследование и ответить на вопрос: «Баба Яга: злая колдунья или добрая волшебница?»
Объект исследования : образ Бабы Яги
Предметом моего исследования являются русские народные сказки
Гипотеза : баба Яга не только отрицательная, но и положительная героиня
Цели:
исследовать образ Бабы Яги, созданный в русских народных сказках, в литературе и других видах искусства;
выяснить, положительным или отрицательным героем является Баба Яга
Работая над темой, я поставил перед собой задачи:
Изучить различные версии происхождения образа Бабы Яги;
Выявить характерные черты героини на примере народных и авторских сказок;
Проследить проникновение сказочного персонажа в другие жанры фольклора и виды искусства
В своей работе я использовал описательный метод, а именно:
Наблюдение,
Классификация,
Обобщение
Можно выделить следующие этапы исследования:
слайд
1-й этап – Подготовительный . Изучение проблемы, разработка мероприятий.
2-й этап – Основной . Сбор информации о Бабе Яге в различных источниках, поиск произведений с её участием (в том числе художественных и мультипликационных фильмов), картин с её изображением, изготовление поделок, написание сказок, рисование рисунков
3-й этап - Заключительный . Подведение итогов, оформление работы.
Сначала я поработал с толковыми словарями и выяснил, что означает имя БАБА ЯГА Нашёл такие толкования:
: «Баба Яга - Старуха – колдунья в русских сказках»;
: . «Баба Яга – положительный персонаж древней русской мифологии»;
В. Даль: «Баба Яга - Род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи;
Брокгауз и Эфрон: «Баба-Яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.»
Я встретил этот образ в следующих сказках:
«Гуси-лебеди»
«Баба Яга»
«Царевна-лягушка»
«Василиса Прекрасная»
«Марья Моревна»
«Иван-царевич и Белый Полянин»
«Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне»
«Баба Яга и заморышек»
«Финист – ясный сокол»
В повести Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»
написал сказку в стихах «Баба-Яга, Костяная Нога»,
А Н. Ладонщиков стихотворение «В старой сказке»
Как появился образ Баби Яги?
То, как появился образ Бабы Яги, точно не может сказать никто, но предположения есть.
Я выяснил, что в древности мир русского человека делился на две равные части - добрый мир и злой,потусторонний существующий не здесь, а за тридевять земель.
Во всех сказках дорога в Тридевятое царство трудна и полна опасностей.
Отважному герою самому не справиться, нужен помощник, который и дорогу покажет и с нечистой силой справиться поможет.
С помощью Бабы Яги герои сказок проникают из реальности туда, где меч кладенец камни рубит, растут сады молодильных яблок, солнце отражается в озерах живой и мертвой воды, а смерть может поместиться в железной игле. Быть смелым, добрым, честным, рассудительным, трудолюбивым - вот что нужно для победы, над злом. И в этом герою помогает сказочная старуха - Баба Яга.
Как же появилось имя?
Оказывается имён у БАБЫ ЯГИ очень много
ЯГА, ЯГАЯ БАБА, ЯГИНИШНА, ЯГАБОВА, ЯГИШНА, ЯГАБИХА, ЯГИХА, ЯГАЯ .
Со словом «баба» все понятно. Так на Руси называли немолодую женщину. А что за имя такое - Яга?
Ученые в точности сказать не могут.
Происхождение имени “Баба-Яга” неясно. Но вариантов объяснения множество:
То ли оно произошло от места жительства Бабы Яги - соснового таежного бора, в котором растет ягель (он когда-то так и назывался - «яг»);
То ли от простого словосочетания - баба в яге (мохнатой шубе без рукавов);
Возможно её имя образовано от старосербского “ега” - болезнь;
А может быть потому, что на Руси Ягишною называли злую, бранчивую бабу.
ü По некоторым сведениям, имя свое она получила от старинного слова ягать, что значит кричать, шуметь, бушевать, ругаться . Одни ученые считают Ягу злой ведьмой, колдуньей. Другие величают ее древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей ход в потусторонний мир.
ü Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы Яги три пары волшебных рук делают всю домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое индийское божество Шива? Не случайно Баба Яга, как и индийские йоги - отшельники, живет вдали от людей и ведет уединенный образ жизни. Кроме того, ее ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются - ступы.
ü И, наконец, есть предположение, что Баба Яга-существо инопланетного происхождения и прибыла на Землю из космоса. Недаром она умеет летать . В сказках и мифах часто упоминается, что ступа у нее железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля.
Характерные черты бабы Яги
Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя это отрицательный персонаж.
Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.
…входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)
…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
…сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист - ясный сокол»)
Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.
Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)
…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)
…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)
Стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)
Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.
Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги.
На русском Севере были распространены так называемые мельницы-столбовки : они вращаются вокруг своей оси на врытом в землю столбе. Этот механизм позволяет строению поворачиваться «задом и передом», совсем как избушка Бабы-Яги.
Необычным средством передвижения Бабы Яги является ступа, в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи.
… Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)
…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)
Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)
Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать. вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж
Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.
Обратимся к поступкам Бабы Яги.
В сказках Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку, пытается убить братьев, она хотела посадить в печь и съесть маленьких детей. Хотела, да не съела. Значит Баба Яга не людоедка. Я выяснил, что сажать ребенка в печь - это древний обычай на Руси.
Сказка доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался слабеньким, то его обмазывали тестом, сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна.
В большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).
Образ бабы Яги не оставляет равнодушным и кинематограф.
Я выяснил, что с участием Бабы Яги сняли немало художественных фильмов .
Слайд: «Морозко»
«Драгоценный подарок»
«Кащей Бессмертный»
«Конёк – Горбунок»
«Марья – искуссница»
«Золотые рога»
Играли роль Бабы Яги разные актёры. Чаще всего играл её роль актёр Георгий Милляр. Его героиня всегда страшная, оборванная и грязная, но она не совершает злых поступков.
Роль доброй Бабы Яги сыграла Татьяна Пельтцер в фильмах:
«Там на неведомых дорожках»
«После дождичка в четверг»
Очень много создано мультфильмов с участием Бабы Яги.
Мне удалось вспомнить такие:
«Баба Яга» «Гуси – лебеди»
«Бабка Ёжка и другие»» «Баба Яга против»
«Василиса Прекрасная» «Баба Яга и ягоды»
«Ивашко и Баба Яга» «Царевна – лягушка»
«Приключения домовёнка Кузи» «Бабка Ёжка и другие»
«Ивашка из дворца пионеров» «Жихарка»
«Новогодняя сказка» «Два клёна»
«Крошечка Хаврошечка» « Баба Яга и волшебная скатерть»
«Как Бабы Яги Новый год встречали» «Вниз по волшебной реке»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»
Прочитав множество книг о Бабе Яге и сказок, посмотрев художественные фильмы и мультфильмы, я понял, что Баба Яга - вовсе не плод народной фантазии, а историческая персона. Когда-то она была божеством, хранительницей домашнего очага, которому поклонялись многие народы.
Вывод: Исследование позволяет сделать вывод, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку.
Таким образом:
-Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;
-она может быть разной – и доброй, и злой;
-часто она помогает герою, спасает его;
-Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
Я считаю, что Баба Яга – это добрая волшебница, которая, помогает людям
Спасибо за внимание.
Номинация «Детский проект в начальной школе»
Со сказками мы знакомимся в детстве. В них много разных чудес и героев. Всем нам прекрасно известен с самого раннего детства такой персонаж русских народных сказок, как Баба Яга. Но какая она? Действительно ли она злая и плохая? Правда ли, что большинство считают ее отрицательным персонажем? Или ее образ в сказках гораздо сложнее? Возможно, Баба Яга является самым спорным образом в сказках.
Может быть, отрицательное отношение к ней ошибочно? Можно ли изменить общественное мнение на её счет? Так и в жизни: мы порой воспринимаем человека и делаем выводы о нем очень поверхностно, но стоит узнать его глубже, познакомиться с ним и ближе, и наше мнение о нем изменится. Я решила найти ответы на эти вопросы.
Цель моей работы - выяснить образ Бабы Яги (положительный или отрицательный), сделать вывод о правильности его восприятия и изменить мнение класса об отрицательном образе.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
- прочитать как можно больше волшебных русских народных сказок, в которых Баба Яга является одним из героев;
- систематизировать поступки Бабы Яги и обобщить полученные данные, разделив их на две части: плохие и хорошие;
- изучить общественное мнение о Бабе Яге на примере своего класса;
- в случае если мнение класса одностороннее, попытаться изменить его.
Объекты моего исследования: Баба Яга и общественное мнение о ней.
Гипотеза исследования. Я предположила, что, Баба Яга - очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие. Но о Бабе Яге сложился образ отрицательного героя, и, скорее всего, мнение о ней только как об отрицательном герое.
Свое исследование я проводила на основе сказок из сборника «Народные русские сказки», составленного Александром Николаевичем Афанасьевым. Он собрал сказки из многих областей нашей страны: от северных архангельских сказок до южных астраханских; от московских и рязанских до оренбургских и енисейских. Так же несколько сказок были в обработке М. Булатова и А. Толстого. В ходе работы я пользовалась и электронной энциклопедией Википедия.