Исследовательская работа «Баба-яга: добро или зло? Баба-Яга.ppt - Презентация к исследовательскому проекту по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги" Вопросы баба яга добро или зло

Над проектом работали учащиеся 4-а класса с классным руководителем С.Г. Шапошниковой выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга; познакомиться с ней поближе. проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить её добрые и злые поступки; изучить некоторые традиции русского народа; организовать работу по подбору стихов и песен о Бабе Яге; подготовить групповые и индивидуальные сообщения; посетить «Поляну сказок» в родном городе; создать коллекцию рисунков и поделок об этом сказочном персонаже. анкетирование; чтение книг; анализ содержания сказок и других источников информации; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги; самостоятельные размышления и обсуждение в классе. скорее всего, Баба Яга – злая ведьма, так как у неё страшный вид, её боятся дети, она всем вредит; возможно, эта старушка не так уж и проста, а её злобность – только видимость. Любишь ли ты читать сказки? Кто такая Баба Яга? Где она живет? Какой ты её себе представляешь? Чем занимается Баба Яга? Читать сказки мы любим все. Злая старуха с метлой, ведьма. В избушке на курьих ножках. Большинство ребят считает Бабу Ягу злой: Колдует, варит зелья, ворует и пугает детей. Баба Яга – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Относится к роду ведьм, злых духов в образе безобразной старухи, которая повелевает Временем, Огнём, Воздухом, Дикими Зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Божество, стерегущее вход в подземный мир и провожающее души усопших в царство мёртвых. Есть много версий происхождения этого загадочного сказочного персонажа. "Яга" - во многих индоевропейских языках означает "болезнь", "хворь". В языке коми - "баба"- "женщина", а "яга" - "лес". У сибирских народов - "яга" - вид женской одежды из полосок шкур, одеваемой мехом наружу. В общих чертах получается такой собирательный образ: «лесная женщина-зараза в одежде из драных шкур». Баба Яга в сказках и на экране обычно изображается в виде горбатой старухи с длинными крючковатым носом («нос в потолок врос»). На картинках она одета в зелёное платье, телогрейку, лапти и шаровары. Избушка на курьих ножках. Ее «летательный аппарат» ступа. Светящиеся черепа, насаженные на тын и используемые как светильники. Характерные фразы («Фу-фу! Русским духом пахнет» и др.). Волшебные помощники (гуси-лебеди, «три пары рук», три всадника и т.п.). Где живет Баба Яга? «Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей». А.С.Пушкин Прочитав целый ряд русских народных сказок о Бабе Яге, мы выделили такие ее образы: Баба Яга – воительница; Баба Яга – похитительница; Баба Яга – дарительница; Баба Яга – советчица; Баба Яга – повелительница; Баба Яга – охранительница; Баба Яга – прародительница. К образу Бабы-яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты: А.С.Пушкин (У Лукоморья»), В.А.Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), А.Толстой («Гуси-лебеди», «Терёшечка» и др.), А.Афанасьев («Липунюшка и Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Царевна-лягушка», «Баба Яга» и др.), братья Стругацкие («Понедельник начинается в субботу»), Л.Филатов («Про Федота-стрельца») и др. Морозко Василиса Прекрасная Огонь, вода и… медные трубы Там, на неведомых дорожках… Приключения Маши и Вити Как Ивашка-дурачок за чудом ходил и др. Чаще других играл роль Бабы Яги Георгий Милляр Баба Яга в мультфильмах Ивашка и Баба Яга Царевна-лягушка Про злую мачеху Летучий Корабль Баба Яга против! Уважаемый леший Василиса Прекрасная пионеров Приключения домовёнка, Ну, погоди! (16выпуск) Бабка-Ёжка и другие Ивашка из дворца Возвращение домовёнка, Добрыня Никитич и Змей Горыныч и др. Образу Бабы-яги посвящена пьеса «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга) , написанная М.Мусоргским. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано П.Чайковского есть пьеса «Баба-Яга». Баба-яга упоминается в песнях группы «Сектор газа» «Моя бабка» , «Илья Муромец», в мюзикле «Кощей Бессмертный». У группы «На-На» есть песня «Бабушка Яга», написанная композитором В.Окороковым на слова А. Шишинина. Исполняется как на русском, так и на английском языках. В цикле песен «Баба Яга» (слова Ю.Мажарова), «Баба-яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба Яга-3 (Про Бабу-ягу)» (Сл. Э. Успенского). Цикл исполнялся ВИА «Ариэль». Песня Д. Тухманова на стихи Ю. Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении А. Градского и др. , Виктор Васнецов Иван Билибин Александр Бенуа Живописные картины с Бабой Ягой, иллюстрации к книгам создавали художники И.Билибин, В Васнецов, А.Бенуа, Е.Поленова, И.Малюнин и др. Три всадника Кот Баюн Ворон или Филин Гуси-лебеди Три пары рук Лихо одноглазое и др. Леший Кикимора Водяной Соловей Разбойник Кощей Бессмертный Черти и др ОТКРЫТ МУЗЕЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИЦЫ СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТМЕЧАЕТ 26 ИЮНЯ и в обычных запорожских двориках, и в других городах (г. Приморск) Баба Яга - одно из самых известных и загадочных существ на Земле; не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою (героине) сказок; живет в дремучем лесу на границе мира живых и мёртвых. Принадлежит к двум мирам. Отсюда и её безграничные возможности… Жуковский В.А. Стихи и сказки/ Рис. В.Власова.- М.: Дет. лит., 1986.- 112с.: ил. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору/ Е.А.Костюхин.- М.: Дрофа, 2004. – 336с.: ил. Летучий корабль: Сказки/ Сост.И.С. Чепловодская. – Мн.: Юнацтво, 1994. – 495с.: ил. Народные русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева/ Вступ. статья В.П.Аникина.- М.: Худ. лит., 1991. – 270с.: ил. Ненаглядная красота: русские волшебные сказки/ Обработка И. Карнаухова.- м.: Дет. лит., 1980.- 206с.: ил. Русские детские сказки: Из сб. А.Н. Афанасьева/ Ред. В.П.Аникин.- М.: Дет. лит., 1986.- 239с.: ил. Славянская мифология/ Авт.-сост. Е.Ф. Конев.- Мн.: ООО «Хрвест», 2003.- 256с.: ил. http://oboiny.ru/baba-yaga

Алматинкая область

Илийский район

Средняя школа № 30

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Баба Яга: добро или зло?

Секция: литература

СШ № 30 , 6 класс

Научный руководитель: Калдыбаева Жазира Курмантаевна, учитель,

Введение 3 – 4 стр.

Основная часть

Глава 1.Теоретическая часть

    1. Кто такая Баба Яга? 5 – 6 стр.

      Баба яга в славянской мифологии 7 – 8 стр.

1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках 9 - 11

1.4Образ Бабы Яги в сказках разных народов мира 12

Глава 2. Практическая часть 13 - 1 8

Заключение 19

Список литературы 20

Приложения:

    Приложение 1. Притча «Два волка» 21

    Приложение 2

Иллюстрации «Йогиня – Матушка» и «Баба Яга» 22

    Приложение 3.

Таблица «Баба Яга в русских народных сказках» 23

    Приложение 4.

Схема «Образ Бабы Яги в сказках народов мира» 24

    Приложение 5. Музей Бабы – Яги 25

Введение

В современном мире проблема добра и зла очень актуальна. В нашей жизни не хватает доброты и бескорыстия. А ведь делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас ещё от далёких предков. Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда не узнал бы, что такое добро. Всё познаётся в сравнении. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Здесь, уместно будет вспомнить, притчу о двух волках.

К уроку словесности нам надо было привести примеры о добре и зле из художественной литературы. Я решила обратиться к сказкам. Почему именно к ним?

Сказки входят в жизнь человека в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Со сказками связаны наши первые представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. А те впечатления, которые ребёнок получает в детстве, остаются с ним на всю жизнь.

Я провела опрос среди одноклассников, оказалось, что почти все любят читать сказки.

Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Так ли страшна Баба Яга, как старались нам её преподнести? Ведь в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь. И не одна деталь не может быть там без уважительной причины. Так зачем же в наших любимых сказках есть Баба Яга? И отражением чего она является: добра или зла?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно попробовать проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать сказки. Ещё я решила узнать у своих сверстников их мнение о данном образе.

У меня возникло желание узнать больше о Бабе Яге и попробовать доказать, что Баба Яга представляет не только силы зла, ведь многие её поступки говорят об обратном. Я решила провести практические и теоретические исследования:

    Чтение и анализ русских народных сказок, составление таблицы об образе Бабы Яги как представители сил добра или зла;

    Изучение научной литературы и словарей по данной теме;

    Опрос одноклассников и составление диаграмм по результатам опросов;

    Теоретическое сравнение образа Бабы Яги в сказках и мифах;

    Сравнение образа Бабы Яги и похожих персонажей в сказках других народов.

Цель исследования: Доказать, что образ Бабы Яги неоднозначный,

противоречивый, которому присущи и силы добра, и

силы зла.

1.Узнать значение имени Бабы Яги в разных словарях и научных трудах;

2.Проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром или злом;

3. Познакомиться с мифическим образом Бабы Йоги и перерождением его в образ Бабы Яги.

3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение о образе Бабы Яги.

Гипотеза: Мы предположили, что Баба Яга может быть разной.

Предмет исследования: образ Бабы Яги.

Объект исследования: образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла

Глава 1.Теоретическая часть

    1. Кто такая Баба Яга?

На краю полянки малой,
Вся трава как изумруд.
Там в избушке старой-старой
Кот с Ягою век живут.

Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.

Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.

Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.

Современный толковый словарь Ефремовой сообщил, что «баба, бабушка» – это:

1. Мать отца или матери по отношению к их детям.

2. Старая женщина.

Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:

1 Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.

2. Шуба мехом наружу.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля сказано, что «яга» - «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покрою».

Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля)

Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.

Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что «Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.

Кроме образов Бабы Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы Яги одна нога – костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она – старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.

    1. Баба яга в славянской мифологии.

Страшная Баба Яга, да еще на костяной ноге – это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства!

Существует еще и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой, своими языческими богами и ритуалами служения им, и со своими мифическими героями и героинями. Образ Бабы Яги принадлежит мифологическому миру:

    она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц;

    всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти;

    богиня-покровительница детей сирот.

Так вот, еще до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила – была прекрасная, юная богиня, с карезелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами – Йогиня . Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. А уж какая щеголиха! Самое главное – это ее прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. В каждом славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.

Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.

Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям сесть на лопату и отправляет их в печь.

Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.

Баба Йога (Яга) была полноправной богиней, чей образ почитался нашими предками на ровне с образами других Богов древности. Почему же так изменили образ? Почему пытались превратить образ «добра» в образ «зла»?

Однозначных ответов на эти вопросы нет. Большинство учёных считают, что после христианизации Руси, когда появилась необходимость отвлечь народ от языческого образ красивой молодой Богини, подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей

1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках.

Я прочитала одиннадцать русских народных сказки, где говорилось о Бабе Яге:

    Баба Яга и Заморышек.

    Василиса Прекрасная.

    Гуси-лебеди.

    Заколдованная королева.

    Марья – Моревна.

    Морской царь и Василиса Премудрая.

7. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.

8. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.

9. Терешечка.

10. Царевна – Лягушка.

11. Финист- ясный сокол

В пяти сказках она представляет «зло», в шести сказках - «добро».

Во всех сказках Баба Яга выглядит одинаково . Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...». «Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос». «Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги. Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги. Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось куда и приведёт. И п...

by Записки Дикой Хозяйки

Баба-яга – образ из нашего детства. Но, достигнув определенного возраста, задумывались ли мы, откуда он появился в русском фольклоре? И что на самом деле олицетворяет этот сказочный персонаж: зло или добро?

«Домики мертвых»

Для начала вспомним о месте «прописки» Бабы-яги. Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» А почему именно избушка и почему на курьих ножках?

Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют «дьяковской», так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково, в районе современного Коломенского.

Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев. Между тем в 1934 году при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек.

Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 году похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря. Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг.

Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены, так как скорее всего, их во время погребальной церемонии располагали у костра. Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых».

Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.

Что же касается избушки на курьих ножках, то, по мнению некоторых специалистов, на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом перед тем, как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые.

Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора. Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-яги.

Страшилка на ночь

А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…

Есть и другие версии появления этого самого популярного сказочного персонажа. Но давайте для начала вспомним ее типичный портрет: «На печи, на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит»

Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только, особенно если читать подобное на ночь.

"Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у нее - человеческая нога, вместо запоров - руки, а вместо замка - рот с острыми зубами". У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены.

В культуре древних славян распущенные волосы - связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога - умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, - прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения.

«Фу-фу, - говорит, - русским духом пахнет». Но у нее другое зрение - она видит будущее. По всему видно, что Баба-яга - умершая женщина. Живет она, как говорилось выше, в избушке на курьих ножках. У славян был и такой обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было подготовить жилище.

Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и еще одна версия появления избушки на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей - мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай.

Многие ученые полагают, что Баба-яга - божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры - в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои.

Великая мать мира

И еще – о происхождении слова «Баба-яга». Баба - главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга» - огнь - огонь. Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия.

Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все. Образ лесной яги-колдуньи восходит, по-видимому, к древнейшим представлениям о Великой матери мира - хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.

Яга в сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.

Избушка яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).

Вместе с тем Баба-яга явно связывалась в народном воображении не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеей умирания и воскресения. Так, например, в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком.

Возможно даже, что сказки о «яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.

Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники.

Инициации являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую мать, богиню - повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых.

Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.

Так что знаменитый фольклорный персонаж вовсе не так однозначен, как кажется. Но главное – без него не существовали бы чудесные сказки, которыми все мы увлекались в детстве…

Исследование «Образ Бабы Яги: злая колдунья или добрая волшебница?»

Актуальность :

Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба Яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает. Баба Яга - спорный образ русских народных сказок.

С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим образом. Существует огромное количество произведений с её участием, даже праздники без неё редко обходятся. Про Бабу Ягу написаны сказки, её рисуют художники, снимают фильмы с её участием. В разных произведениях она разная: то добрая, помогающая людям, то злая и жестокая, ворующая детей и даже пытающаяся их съесть. Почему?

Откуда взялся этот образ? Кто его придумал? Я заинтересовался этим вопросом, решил провести исследование и ответить на вопрос: «Баба Яга: злая колдунья или добрая волшебница?»

Объект исследования : образ Бабы Яги

Предметом моего исследования являются русские народные сказки

Гипотеза : баба Яга не только отрицательная, но и положительная героиня

Цели:

исследовать образ Бабы Яги, созданный в русских народных сказках, в литературе и других видах искусства;

выяснить, положительным или отрицательным героем является Баба Яга

Работая над темой, я поставил перед собой задачи:

Изучить различные версии происхождения образа Бабы Яги;

Выявить характерные черты героини на примере народных и авторских сказок;

Проследить проникновение сказочного персонажа в другие жанры фольклора и виды искусства

В своей работе я использовал описательный метод, а именно:

Наблюдение,

Классификация,

Обобщение

Можно выделить следующие этапы исследования:

слайд

1-й этап Подготовительный . Изучение проблемы, разработка мероприятий.

2-й этап Основной . Сбор информации о Бабе Яге в различных источниках, поиск произведений с её участием (в том числе художественных и мультипликационных фильмов), картин с её изображением, изготовление поделок, написание сказок, рисование рисунков

3-й этап - Заключительный . Подведение итогов, оформление работы.

Сначала я поработал с толковыми словарями и выяснил, что означает имя БАБА ЯГА Нашёл такие толкования:

: «Баба Яга - Старуха – колдунья в русских сказках»;

: . «Баба Яга – положительный персонаж древней русской мифологии»;

В. Даль: «Баба Яга - Род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи;

Брокгауз и Эфрон: «Баба-Яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.»

Я встретил этот образ в следующих сказках:

«Гуси-лебеди»

«Баба Яга»

«Царевна-лягушка»

«Василиса Прекрасная»

«Марья Моревна»

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне»

«Баба Яга и заморышек»

«Финист – ясный сокол»

В повести Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»

написал сказку в стихах «Баба-Яга, Костяная Нога»,

А Н. Ладонщиков стихотворение «В старой сказке»

Как появился образ Баби Яги?

То, как появился образ Бабы Яги, точно не может сказать никто, но предположения есть.

Я выяснил, что в древности мир русского человека делился на две равные части - добрый мир и злой,потусторонний существующий не здесь, а за тридевять земель.

Во всех сказках дорога в Тридевятое царство трудна и полна опасностей.

Отважному герою самому не справиться, нужен помощник, который и дорогу покажет и с нечистой силой справиться поможет.

С помощью Бабы Яги герои сказок проникают из реальности туда, где меч кладенец камни рубит, растут сады молодильных яблок, солнце отражается в озерах живой и мертвой воды, а смерть может поместиться в железной игле. Быть смелым, добрым, честным, рассудительным, трудолюбивым - вот что нужно для победы, над злом. И в этом герою помогает сказочная старуха - Баба Яга.

Как же появилось имя?

Оказывается имён у БАБЫ ЯГИ очень много

ЯГА, ЯГАЯ БАБА, ЯГИНИШНА, ЯГАБОВА, ЯГИШНА, ЯГАБИХА, ЯГИХА, ЯГАЯ .

Со словом «баба» все понятно. Так на Руси называли немолодую женщину. А что за имя такое - Яга?

Ученые в точности сказать не могут.

Происхождение имени “Баба-Яга” неясно. Но вариантов объяснения множество:

То ли оно произошло от места жительства Бабы Яги - соснового таежного бора, в котором растет ягель (он когда-то так и назывался - «яг»);

То ли от простого словосочетания - баба в яге (мохнатой шубе без рукавов);

Возможно её имя образовано от старосербского “ега” - болезнь;

А может быть потому, что на Руси Ягишною называли злую, бранчивую бабу.

ü По некоторым сведениям, имя свое она получила от старинного слова ягать, что значит кричать, шуметь, бушевать, ругаться . Одни ученые считают Ягу злой ведьмой, колдуньей. Другие величают ее древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей ход в потусторонний мир.

ü Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы Яги три пары волшебных рук делают всю домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое индийское божество Шива? Не случайно Баба Яга, как и индийские йоги - отшельники, живет вдали от людей и ведет уединенный образ жизни. Кроме того, ее ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются - ступы.

ü И, наконец, есть предположение, что Баба Яга-существо инопланетного происхождения и прибыла на Землю из космоса. Недаром она умеет летать . В сказках и мифах часто упоминается, что ступа у нее железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля.

Характерные черты бабы Яги

Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя это отрицательный персонаж.

Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.

…входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)

…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.

(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

…сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист - ясный сокол»)

Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.

Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)

…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)

…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)

Стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)

Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.

Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги.

На русском Севере были распространены так называемые мельницы-столбовки : они вращаются вокруг своей оси на врытом в землю столбе. Этот механизм позволяет строению поворачиваться «задом и передом», совсем как избушка Бабы-Яги.

Необычным средством передвижения Бабы Яги является ступа, в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи.

… Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)

…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)

Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)

Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать. вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж

Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.

Обратимся к поступкам Бабы Яги.

В сказках Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку, пытается убить братьев, она хотела посадить в печь и съесть маленьких детей. Хотела, да не съела. Значит Баба Яга не людоедка. Я выяснил, что сажать ребенка в печь - это древний обычай на Руси.

Сказка доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался слабеньким, то его обмазывали тестом, сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна.

В большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).

Образ бабы Яги не оставляет равнодушным и кинематограф.

Я выяснил, что с участием Бабы Яги сняли немало художественных фильмов .

Слайд: «Морозко»

«Драгоценный подарок»

«Кащей Бессмертный»

«Конёк – Горбунок»

«Марья – искуссница»

«Золотые рога»

Играли роль Бабы Яги разные актёры. Чаще всего играл её роль актёр Георгий Милляр. Его героиня всегда страшная, оборванная и грязная, но она не совершает злых поступков.

Роль доброй Бабы Яги сыграла Татьяна Пельтцер в фильмах:

«Там на неведомых дорожках»

«После дождичка в четверг»

Очень много создано мультфильмов с участием Бабы Яги.

Мне удалось вспомнить такие:

«Баба Яга» «Гуси – лебеди»

«Бабка Ёжка и другие»» «Баба Яга против»

«Василиса Прекрасная» «Баба Яга и ягоды»

«Ивашко и Баба Яга» «Царевна – лягушка»

«Приключения домовёнка Кузи» «Бабка Ёжка и другие»

«Ивашка из дворца пионеров» «Жихарка»

«Новогодняя сказка» «Два клёна»

«Крошечка Хаврошечка» « Баба Яга и волшебная скатерть»

«Как Бабы Яги Новый год встречали» «Вниз по волшебной реке»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

Прочитав множество книг о Бабе Яге и сказок, посмотрев художественные фильмы и мультфильмы, я понял, что Баба Яга - вовсе не плод народной фантазии, а историческая персона. Когда-то она была божеством, хранительницей домашнего очага, которому поклонялись многие народы.

Вывод: Исследование позволяет сделать вывод, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку.

Таким образом:

-Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;

-она может быть разной – и доброй, и злой;

-часто она помогает герою, спасает его;

-Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Я считаю, что Баба Яга – это добрая волшебница, которая, помогает людям

Спасибо за внимание.

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Со сказками мы знакомимся в детстве. В них много разных чудес и героев. Всем нам прекрасно известен с самого раннего детства такой персонаж русских народных сказок, как Баба Яга. Но какая она? Действительно ли она злая и плохая? Правда ли, что большинство считают ее отрицательным персонажем? Или ее образ в сказках гораздо сложнее? Возможно, Баба Яга является самым спорным образом в сказках.

Может быть, отрицательное отношение к ней ошибочно? Можно ли изменить общественное мнение на её счет? Так и в жизни: мы порой воспринимаем человека и делаем выводы о нем очень поверхностно, но стоит узнать его глубже, познакомиться с ним и ближе, и наше мнение о нем изменится. Я решила найти ответы на эти вопросы.

Цель моей работы - выяснить образ Бабы Яги (положительный или отрицательный), сделать вывод о правильности его восприятия и изменить мнение класса об отрицательном образе.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • прочитать как можно больше волшебных русских народных сказок, в которых Баба Яга является одним из героев;
  • систематизировать поступки Бабы Яги и обобщить полученные данные, разделив их на две части: плохие и хорошие;
  • изучить общественное мнение о Бабе Яге на примере своего класса;
  • в случае если мнение класса одностороннее, попытаться изменить его.

Объекты моего исследования: Баба Яга и общественное мнение о ней.

Гипотеза исследования. Я предположила, что, Баба Яга - очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие. Но о Бабе Яге сложился образ отрицательного героя, и, скорее всего, мнение о ней только как об отрицательном герое.

Свое исследование я проводила на основе сказок из сборника «Народные русские сказки», составленного Александром Николаевичем Афанасьевым. Он собрал сказки из многих областей нашей страны: от северных архангельских сказок до южных астраханских; от московских и рязанских до оренбургских и енисейских. Так же несколько сказок были в обработке М. Булатова и А. Толстого. В ходе работы я пользовалась и электронной энциклопедией Википедия.

Приложение 1: Текст работы.

Приложение 2: Презентация.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: