Глобальные проблемы современного мира и пути их решения. Философия и глобальные проблемы современности 60 глобальные проблемы человечества философский аспект

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие Волков Вячеслав Викторович

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глобальные проблемы современности

Понятие «глобальный» (от лат. - шар, глобус, земля) получило широкое распространение в конце 60-х годов XX века благодаря деятельности неправительственной научной организации имеющей название «Римский клуб». Термин «глобальный» стал использоваться для характеристики общепланетарных проблем.

Глобальные проблемы - это совокупность острейших общепланетарных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего решения согласованных международных действий.

Причины глобальных проблем

Глобальные проблемы порождены неравномерностью развития мировой цивилизации:

во-первых, техническое могущество превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

во-вторых, политическое мышление отстало от политической действительности и не может уже эффективно ею управлять;

в-третьих, побудительные мотивы деятельности преобладающий массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи;

в-четвертых, западные страны опережают остальной мир в экономической, социальной, научно-технической областях, что ведет к перетеканию основных ресурсов именно к ним.

Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):

1. Отношения человека к природе порождают природно-социальные глобальные проблемы: окружающей среды, нехватки ресурсов, энергетики, отсутствия продовольствия.

Особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями природы.

2. Отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения привели к появлению социальных глобальных проблем: мира и разоружения, мирового социально-экономического развития, преодоления отсталости бедных стран.

3. Отношения между человеком и обществом породили антропосоциальные глобальные проблемы: роста народонаселения, научно-технического прогресса, образования и культуры, здравоохранения.

Ключевой проблемой, от решения которой зависят все остальные является проблема мирового социального и экономического развития. Ее содержание таково:

с одной стороны, неравномерность развития различных стран и регионов привела к социально-экономическому и политическому доминированию и диктату Западных государств, что ведет к несправедливому экономическому обмену в мировом масштабе и, следовательно, обнищанию менее развитых стран;

с другой стороны, сейчас происходит формирование основ постиндустриального общества и их борьба с элементами старого индустриального и доиндустриального обществ. Эти два момента могут привести к необратимым последствиям - безнадежному отставанию большинства народов мира от стран Запада.

Важнейшей проблемой является проблема войны и мира. Ее актуальность показал Н. Моисеев, обосновав возможность наступления «ядерной зимы» в результате конфликта с использованием современного оружия. Н. Моисеев также разрабатывал принцип коэволюции, согласно которому человечество способно выжить лишь в условиях совместного и согласованного существования общества и природы.

Глобализация

Понятие «глобализация» имеет различные трактовки:

Глобализация - это растущая взаимозависимость различных стран и регионов, экономическая и культурная интеграция человечества.

Глобализация - это универсализация производительных сил, экономических отношений и способов общения.

Глобализация - это стратегия неолиберального капитализма по установлению своего господства в мировом масштабе на основе монетаризма и военно-политического гегемонизма.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего:

Будущее человечеств лежит в плоскости решения глобальных проблем по следующим сценариям:

Первая версия - теория «золотого миллиарда». Неизбежным результатом борьбы между странами и цивилизациями за ресурсы будет образование в планетарном масштабе групп государств, принципиально отличающихся друг от друга качеством жизни (З. Бжезинский). Сценарий «столкновения цивилизаций» в XXI в. выдвинул С. Хантингтон.

Вторая версия, фиксируя ту же реальность, исходит из гуманистических посылок и соображений. Надежды возлагаются на постиндустриальное развитие и становление информационного общества в планетарном масштабе. Постепенно уменьшается вещественно- энергетическое и возрастает информационное потребление. Становление общества духовных постматериальных ценностей приведет к формированию справедливых равноправных отношений между людьми, странами, народами.

Третья версия: революционное перераспределение между всеми людьми ресурсов и средств производства и развертывание на основе новейших технологий планового социалистического хозяйства.

Скорее всего, возможен путь, в котором проявятся в той или иной степени все три варианта. Самым желательным исходом стало бы появление конфедерации цивилизаций с устойчивым развитием, а затем через взаимное восприятие и обмен ценностями - единой планетарной цивилизации.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) - процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Концепция устойчивого развития разрабатывалась Римским клубом, основанным в 1968 г. и другими общественными организациями. Выдвинутая на Второй Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2), которая состоялась 3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия), и опирающаяся на доклад Комиссии Брундтланд, концепция включает следующие основные положения:

В центре внимания - люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды должно распространяться не только на нынешнее, но и на будущие поколения.

Уменьшение разрыва в уровне жизни между странами, искоренение бедности и нищеты принадлежит к числу важнейших задач мирового сообщества.

Чтобы добиться устойчивого развития, государства должны исключить или уменьшить не способствующие этому развитию модели производства и потребления.

Футурология - это специальная область исследований различных наук, которая занимается предвидением будущего человечества.

Тема 14. Глобальные проблемы современного мира 1. Обратная сторона прогресса2. Истощение земных ресурсов3. загрязнение окружающей среды4. Рост радиационной опасности5. Увеличение численности населения6. Пути выхода из

Тема 17. Глобальные проблемы человечества. К. ЛОРЕНЦ Опустошение жизненного пространстваШироко распространено заблуждение, будто природа неисчерпаема. Каждый вид животных, растений, грибов – поскольку великий механизм природы состоит из всех трех категорий живых

5.3. Глобальные революции и типы научной рациональности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая

2. Философская антропология и глобальные проблемы Одним из последствий практической деятельности человека, преобразующего окружающий мир, общество и самого себя, являются глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом

5. Экология и глобальные проблемы современности В этой связи следует сказать о факторе, порожденном усиливающимся подчас непредсказуемо быстрыми темпами влиянием человека на природу как в масштабе региональных пространств, так и биосферы в целом. Речь идет о

34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ВОИТЕЛИ Задаваясь вопросом, какие страны будут доминировать в XXI в., мы затеваем волнующую игру. Но на деле это неправильный вопрос - или по крайней мере заданный в неверной форме, поскольку остается в стороне то, что может оказаться величайшим переворотом в

3.4. Глобальные проекты глобального мира Мир сегодня находится накануне великого поворота, связанного с исчерпанием прежних, пробужденных эпохой модерна, практик и с угрозой глобальной катастрофы. В этих условиях выносить поспешные вердикты богатейшим культурам Востока

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ТОЧКА ОТСЧЕТА НОВОГО БУДУЩЕГО Современный глобализм заслуживает парадоксального определения системы, призванной отвлечь от действительного решения глобальных проблем. Глобальные проблемы требуют нового интенсивного рывка - качественного

§ 149. Проблемы региональных онтологии, относящиеся к теории разума. Проблемы феноменологического конституирования После обсуждения проблем теории разума, поставляющих нам формальные дисциплины, можно осуществить переход к дисциплинам материальным, и прежде всего к

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Глобальные проблемы современностиПонятие «глобальный» (от лат. - шар, глобус, земля) получило широкое распространение в конце 60-х годов XX века благодаря деятельности неправительственной научной организации имеющей название «Римский клуб». Термин

Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса Престижный статус науки стимулирует развёртывание большого многообразия её развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности

Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке В развитии науки можно выделить такие периоды, когда преобразовывались все компоненты её оснований. Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур

Во второй половине нынешнего столетия сформировалось и такое течение, как философия глобальных проблем. Оно ориенти­ровано на осмысление острых противоречий и проблем в разви­тии современного человечества, их истоки и проявления, тенден­ции развития, пути и способы их решения. Глобальные проблемы (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и иные) представляют собой комплекс сложных противоречий, ко­торые охватывают своим воздействием все человечество и ставят на повестку дня вопрос о выживании и дальнейшем существовании человечества. В рамках этого течения осознается и подчеркивает­ся единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов. Волею судьбы оказавшись в одной лодке, они обречены на то, чтобы сообща искать и находить пути и способы выживания.

Интенсивное развитие философии глобальных проблем нача­лось в 60-е годы. В это время началась активная разработка тео­ретических моделей будущего человечества. В 1968 г. был обра­зован Римский клуб - неправительственная международная ор­ганизация, объединившая ученых и специалистов из нескольких десятков стран. В него вошел ряд известных ученых (Дж. Фор-рестер, Д. Медоуз, М. Месарович ), а первым президентом клуба стал итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908 - 1984 гг.). Дея­тельность этой организации была направлена в первую очередь на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся «Пределы роста» (1972 г.), «Человечество у поворотного пункта» (1974 г.), «Цели для человечества» (1977 г.), «Нет пределов обучению» (1979 г.), «Революция босоногих» (1985 г.) и другие. В деятельно­сти Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекра­щения разрушительной и бессмысленной гонки ядерных воору­жений, напряженная экологическая ситуация на планете, соци­альное расслоение в мире. Стержнем теоретической деятельности клуба стала проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений*. Было подчеркнуто, что выживание человечества и его будущее возможны лишь путях совершенствования и развития человеческих качеств, через «Человеческую Революцию» и формирование так называемого нового гуманизма.

B своей книге «Человеческие качества» А. Печчеи сформулировал основной тезис собственной концепции: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях Человеческой Революции, т.е. совершенствование духовного мира людей. Все интеллектуальное могущество человека должно быть употреблено в первую очередь для его культурной эволюции. Очевидно, что существующие в мире глобальные проблемы в значительной мере являются результатом очень медленного протекания такой эволюции, проявлением несоответствия между научно-техническим и духовно-нравственным прогрессом человечества.

По убеждению Печчеи, основная проблема сейчас - это острая необходимость совершенствования человеческих качеств. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем «звездой первой величины» и создав «империю человека». В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амбиций и оказаться одиноким странником посреди зыбучих песков пустыни. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, по сути дела, эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации.

Выход из этого кризиса Печчеи видел в так называемом «новом гуманизме», который призван обеспечить трансформацию человека, коренное изменение его качеств и восстановить тем самым кулътурную эволюцию человеческого рода. В возврате к этой эволюции и состоит, по убеждению ученого, суть Человеческой Революции как первейшего условия самосохранения человечества. Новый гуманизм должен включить в себя, прежде всего чувство глобальности (единство человечества), любовь к справедливости, неприятие насилия.

Увязывание глобальных проблем современного человечества с кризисом человека имеет место и в творчестве других мыслителей и ученых. Так, немецко-французский ученый Альберт Швейцер (1875 - 1965 гг.) выдвинул концепцию «новой этики». По его убеж­дению, подлинной этикой в наше время может быть лишь безгра­ничная ответственность за жизнь на планете. Благоговение перед жизнью в Космосе должно стать исходным принципом современно­го гуманизма. Гуманно лишь то, что способствует сохранению и развитию жизни, включая и человеческую. Если сутью «старого» гуманизма (период Нового времени) было покорение внешнего ми­ра для человека, то сутью «нового» гуманизма должно стать прими­рение с этим миром, поиск гармоничного единства с ним, ориента­ция на ненасилие. «Помогать любой жизни» - вот в чем должна со­стоять основная установка «нового» гуманизма. Критерием разви­тия общества призвана быть степень гуманизма в нем, сохранение всех без исключения форм жизни.

На глобальные проявления кризиса современного человека ука­зывал и австрийский ученый Конрад Лоренц (1903 - 1989 гг.). Он подчеркивал, что на человеке XX века лежит много «смертных гре­хов». К ним относятся такие, как разрушение природной среды, глобальные и локальные военные конфликты, неконтролируемый рост населения, создание и совершенствование оружия массового поражения. В наше время происходит интенсивное разрушение че­ловеческого в человеке, и в XX столетии он, по сути дела, стал Де­миургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в XIX веке «Бог умер» (Ф. Ницше), то в XX веке «человек умер» (Э. Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и пред­посылки глобальных противоречий и проблем в развитии совре­менной цивилизации.

В наше время развитие человеческого рода создает почву для глубоких тревог и опасений, ведь в XX веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. Но укорененность разумных и нравственных начал в культуре общества все же порождает и наде­жду на лучшее будущее, на выживание человечества. Однако для реализации этой надежды потребуется выполнение ряда условий.

Во-первых, для разрешения глобальных проблем необходимо осознание их «стоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления критической массы этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы представляют собой единое человечество с общими проблемами и интересами. Выживание человечества возможно лишь через ненасилие и сотрудничество на основе общечеловеческих ценностей.

Вo-вторых, для решения глобальных проблем требуется революция человеческих качеств и утверждение нового гуманизма. Ради собственного будущего современному человеку необходимо оказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психо­логии насильственного покорения природы и сосредоточиться на ином: на сохранении жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, подчиняя этому весь свой духовный и физический опыт.

B-третьих, острота и масштабность глобальных проблем настоятельно побуждают перейти на так называемый устойчивый контролируемый (направляемый) тип развития. Всесторонняя и широкомасштабная деятельность человеческого рода должна быть постав-под разумный и предметный жесткий контроль. Прошедшая в 1992 году Конференция ООН по проблемам окружающей среды активно под­ла модель устойчивого развития и рекомендовала ее всем и государствам. Было подчеркнуто, что удовлетворение денных потребностей нынешних поколений не должно достигаться путем лишения такой возможности для последующих поколений людей. Необходима коэволюция, т.е. согласованное (партнерское) существование Человека и Природы. Будущее человечества ложно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не на рушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм го существования в Космосе и новой миссии в нем.

Что охватывается понятием «глобальные проблемы»? Какие особые признаки позволяют говорить о них, как о явлении всего человечества? Ответы на эти вопросы важны как в теоретических номах, так и в практическом плане, поскольку от этого зависят основные нации поиска путей их решения.

Этимологически термин «глобальный» происходит, с французского «global», что означает целый, весь, общий. Отсюда наиболее распространенным является определение, согласно которому проблемы, которые затрагивают интересы человечества в целом и каждого человека в разных точках планеты, т.е. носящие планетарный общечеловеческий характер, принято называть глобальными.

Глобальные проблемы охватывают весь земной шар, причем не только часть, где проживают люди, но и другую ее поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающих в сферу деятельности человека. Важно при этом отметить, что любая проблема лишь тогда может считаться глобальным, когда она актуальна отношении любого региона, т.е. проявляется в них. Для более строгого определения глобальных проблем в отличие от всех других в науке и философии, кроме «географического», вводятся дополнительные критерии, которые характеризуют их со стороны существенных черт, которыми они владеют. Большинство исследователей определяют такие особые черты, отделяют собственно глобальные проблемы от любых других:

  • 1. По своей сути глобальные проблемы затрагивают интересы не только отдельных людей, народов, государств или групп государств, а всего человечества, т.е. носят планетарный, общечеловеческий характер.
  • 2. Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы, а потому требуют немедленных решений.
  • 3. Нерешенность глобальных проблем представляет угрозу для существования человечества: может привести к гибели цивилизации как таковой.
  • 4. Глобальные проблемы не могут быть решены усилиями отдельных государств, а требуют целенаправленного согласованного действия, объединение всех народов, всего мирового сообщества.

Принципиальной особенностью глобальных проблем их комплексность, т.е. сложная взаимозависимость, взаимообусловленность и тесная связь между собой

Обновление или наоборот решения одной из них прямо или косвенно отражается на всей системе глобальных проблем современности. Поэтому решение одной из глобальных проблем предполагает учет на нее влияния других проблем.

Характерной чертой глобальных проблем их динамизм, есть возможность увеличения количества проблем, которые относятся к глобальным, или наоборот уменьшение по мере их решения. Ярким примером является проблема терроризма, которая перерастает в глобальную проблему на наших глазах. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты - М., Международные отношения, 2002г.С 42.

Среди различных подходов к классификации глобальных проблем наибольшее признание в современной науке имеет разделение, учитывающие объекты, которые испытывают на себе действие этих проблем и деятельность субъектов, которые вызывают обострение их.

Первую группу глобальных проблем составляют, проблемы, которые характеризуются наибольшей всеобщностью и актуальностью и вытекающие из взаимодействия между такими социальными общностями людей как государство, народы, нации, социально-экономические системы и т.д., поэтому их называют интерсоциальными. Эти проблемы обусловлены общественно-политическими реалиями, которые предопределяют прежде противоречия между различными государствами мира. К одной из важных проблем этой группе относят проблему устранения войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового экономического порядка, направленного на преодоление экономического, экологической, научно-технической отсталости развивающихся стран, преодолении и полную ликвидацию терроризма.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают в результате взаимодействия человека и общества с природой - это природно-социальные проблемы. Во второй половине XX в. было отмечено, что человеческое общество должно не только черты преемственности по отношению к органическому миру, который породил его, но и глубокие принципиально отличительные черты, которые выделяют человечество из всего биологического мира. Эти черты, как считал Ю.П.Трусов, связаны с разумом, познанием мира и социальным организованным трудом. Это позволило ему выделить из биосферы особую область - ноосферу, т.е. сферу разума, продуктом которой является техника в самом широком понимании, включающем искусство, науку и литературу как кристаллизацию деятельности разума.

Но плоды рук человеческих имеют существенное отличие от творений природы. Человеческое творчество вырывает из природы частицы вещества и вжимает их в кандалы формы. Камни превращаются в пирамиды, металл - в танки и станки, шерсть - в одежду. А эти предметы лишены саморазвития, они могут только разрушаться. Итак, человек занимает промежуточное положение между мертвой техносферой и живой природой. Это означает, что они находятся в оппозиции. И как бы мы не относились к идее существования ноосферы, полярность техники и жизни бесспорна. Этот антагонизм и лежит в основе данной группы глобальных проблем. К ним в первую очередь относится экологическая проблема, а также энергетическая, минерально-сырьевая и проблема освоения космоса и Мирового океана. Третью группу составляют проблемы, связанные с отношениями между человеком и обществом - это антропосоциальные проблемы. К ним в первую очередь относится демографическая, а также проблемы здравоохранения, нищеты и голода.

Каждый из трех блоков глобальных проблем имеет свою специфику, но они образуют целостную систему, ядром которой является проблема человека и его будущего, которая превратилась в общенаучную и требует для своего решения объединения усилий представителей всех областей знания естественных, общественных и технических наук.

Итак, круг глобальных проблем, стоящих перед человечеством, достаточно широк, и каждая из них - результат действия специфических причин и предпосылок, а с другой стороны закономерно возникает вопрос: если все эти проблемы носят планетарный характер, если они затрагивают интересы и судьбы всего человечества, то очевидно, существуют и общие факторы, которые их порождают, ведут к обострению и углублению. Какие же это факторы. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. - М.: Знание, 2002.С 48.

Следует отметить, что обострение глобальных проблем е наследником комплекса причин и противоречий второй половины XX века. Наиболее общей причиной превращения ранее локальных и региональных проблем в глобальные е быстрый рост интернационализации хозяйственной, социально-политической и духовной жизни общества, в которых проявляется общая тенденция превращения в будущем человечества в целостную систему, единый субъект социального действия. Уже сейчас создается взаимосвязанный, во многом целостный мир, в котором с необходимостью возникают проблемы, свойственные развитию человечества в целом. Понятно, что несвоевременное решение этих проблем приводит к тому, что они приобретают характер глобальных.

В свою очередь возникновение глобальных проблем, их обострения способствует дальнейшему усилению всемирного характера многих общественных процессов, в частности, что касается центрального вопроса международных отношений - обеспечение мира на Земле и решения других глобальных проблем современности. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.С. 27-28.

Техническая цивилизация, которая разъедает наш общий дом сегодня, возникла и эксплуатируется не сама по себе, а в рамках определенной культуры. В культуре производятся те ценности, которые ориентируют человечество на неограниченное развитие технических средств, эксплуатацию природных запасов. В культуре было заложено отношение о неограниченности этих запасов и право бесконтрольно распоряжаться ими. Культура формирует людей проводить эксперименты в Чернобыле, уничтожать запасы пресной воды, разворачивать атомное вооружение и т.п.

И в этой связи самая страшная из всех катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты разного уничтожения человечества, сколько антропологическая - уничтожение человека в человеке. Причина многих бед заключается в ошибках, допущенных человечеством, и более того - в выборе ложных ориентиров, следствием которых является не только нанесение природе вред, но и вред человеческой сущности. Ряд катастроф, в частности в нашей стране является следствием нашей некультурности, безответственности и недостойного организации.

Таким образом, причины глобальных проблем своими корнями: достигают истории становления современной цивилизации, породившей кризис и индустриального общества и технически ориентированной культуры в целом, охватившей весь комплекс взаимодействий людей между собой, с обществом, с природой. Этот кризис распространилась практически на все мировое сообщество, даже на самые удаленные от центров цивилизации регионы. Все это дало основания назвать нашу планету «общим домом», а проблемы, которые оказались общими для всех людей - глобальными.

Ключевые слова и термины:

Человечество, глобальные проблемы современности, предпосылки развития

человечества, будущее человечества.

Человек живет, погруженный в череду дней, в страсти и пристрастия, в водоворот будней, решая жизненные задачи, столь нелегкие в наше время. Его окружает быт, призывают учебные, служебные обязанности, собственные взлеты и падения, заботы о достатке, карьера и здоровье. Житейский здравый смысл зовет к тому, чтобы благоустроить собственную жизнь, вырастить детей, позаботиться о стариках. В обыденной жизни человек редко, а то и вовсе никогда не размышляет о том, что такое человечество и какое его ждет будущее.

Как известно, человечество складывается из различных рас, многочисленных народов и народностей, живущих в разных местах планеты, в несхожих, часто в совершенно не сравнимых природных условиях, развивающихся в раз точной социально-культурной среде. Эти разнообразные человеческие сообщества могут быть разделены огромными пространствами, иметь несовместимые взгляды на жизнь, категорически не понимать друг друга, находиться в ненависти и непримиримой вражде но при этом все они, вместе взятые, представляют собой нечто единое. Это нечто зовется человечеством.

Сегодня, на заре ХХI века, уже правомерно говорить о складывании единого человечества. В настоящее время, по сравнению с "доисторическими" временами (тысячелетия до нашей эры), людей стало на несколько порядков больше. Их количество на планете выросло с нескольких десятков миллионов до более шести миллиардов, и это число быстро увеличивается. Люди на Земле живут все плотнее и теснее, их контакты, взаимодействия возрастают, что усиливает единство и целостность человечества. Особо мощное воздействие оказали современные технические средства: железнодорожные пути, авиалинии, телефон, радио, телевидение, компьютерные сети и т.п. Если на заре человеческой истории люди перемещались в пределах десятков или сотен километров, и это требовало довольно длительного времени, то в наше время для множества людей практически доступны, досягаемы в течение считанных часов самые отдаленные точки планеты. Все эти факты говорят о единстве всех людей планеты, о действительном существовании такого субъекта, как человечество.

Все больше и больше в последнее время упоминаются слова и словосочетания: "современная цивилизация", "мировое хозяйство", "транснациональные компании", <Международный валютный фонд", "ноосфера", "Организация Объединенных Наций" и др. Все эти понятия подтверждают то, что человечество едино и всеобще.

Единство человечества, так или иначе, отражается в различных теоретических концепциях, моделях, описывающих его историю, характер развития. Но, это выглядит по - разному, в различных концепциях, порой даже противоречиво.

Немало современных западных философов пытаются доказать, что единства человечества не существует, и что даже нет такого термина. Так, например С. Чейз утверждал, что человечества нет как самостоятельной сущности: "Попробуй позвать: эй, человечество, сюда! И ни один Адам не откликнется на ваш призыв".

И все же нельзя не согласиться с тем, что единства не существует. Приведем пример, люди образуют единый вид, они едины по своему физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристикам. Те или иные различия типа расовых признаков - это лишь варианты единого основания.

Такую же позицию принимал К. Маркс, но он большое значение в единении людей, придавал трудовой деятельности. У Маркса вся история человечества представлена как закономерная смена общественно-экономических формаций, движение от первобытнообщинной формации через рабовладельческую, феодальную, буржуазную к коммунистической.

О. Шпенглер, в отличие от К. Маркса, рассматривает историю человечества как развитие разнородных, обособленных культур (например, египетской, китайской, индийской). Каждая культура зарождается, достигает в своем развитии расцвета, а затем

переходит в стадию умирания, деградации.

Каждый подход - результат социологического размышления, где теоретики пытались проанализировать феномен "человечество".

Человечество, как мы выяснили едино, но в то же время многообразно и противоречиво. Сегодня оно переживает глубокий кризис. По-видимому, глубочайший из всех, что были в истории. Человечество находится на переломном этапе, ближних подступах к вступлению в новое историческое измерение. С напряжением всматриваются христианские богословы в ХХI в. от Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалипсические умонастроения выражаются на страницах печати. Трагические предсказания звучат и в многочисленных сектах. Все их устремления замешаны на идее грядущей катастрофы.

Один за другим становятся зловещие диагнозы, что мир находится на одной из последних ступеней духовной нищеты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли, ураганы, землетрясения, что не меньше 90% землян будет испепелено, уничтожено и т.д. Наше время - решающее.

Люди рационального мышления, ученые, социологи полагают, что новый век несет в себе противоречивые возможности, как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что человечество вступает в многомерный мир и возникает новая неведомая модель мировой цивилизации. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что наступил кризис современной мировой цивилизации. охвативший природу. мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно человека.

Сегодняшний кризис обусловлен очевидными явлениями планетарного масштаба. Их можно легко сравнить с теми угрозами, что встречались человечеству в прошлом, чтобы увидеть безрадостную нынешнюю ситуацию новых опасностей. Сегодня ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической и человечество не знает четких путей выхода из нее. Здесь мы говорим о глобальных проблемах современности, которые носят общечеловеческий характер и затрагивают интересы человечества, от решения которых зависит его будущее.

Основные проблемы:

загрязнения окружаю щей среды;

демографическая;

образования;

здравоохранения;

продовольственная;

проблема нового международного экономического порядка;

энергетических и сырьевых ресурсов;

проблема войны и мира.

Глобальные проблемы охватывают весь земной шар; причем не только его часть, где проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Решение глобальных проблем - дело сложное, сегодня нет ответа на этот вопрос. Человечество пытается найти выходы из сложившейся ситуации - это проведение "зеленой политики>, развитие экологической этики, социальной экологии и т.д. Перед человечеством стоит очень трудная задача - обеспечить совместную эволюцию общества и природы.

Существует еще одна угроза, о которой меньше говорят, это кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня доказательно ответить на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Нет сейчас надежных теорий и концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно: охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования. Нет свежего взгляда на мир. Существует лишь перелицовка старых, канонических положений, пришедших из прошлого. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит к потере ориентации, краху святынь,

духовному опустошению.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не заметить. Есть угрозы, но есть и надежды, на основании которых, человечество может выйти глобального кризиса.

Рассмотрим предпосылки дальнейшего развития человечества, которые блокируют угрозы существования людей в целом.

Развертывание информационной (компьютерной) биотехнологической революции. Создание на ее основе некой новой цивилизации и развертывание благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.

Возможность утверждения как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной, рыночной, социально-защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Такая форма экономических отношений будет способствовать развитию хозяйства, нахождению, баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Этика ненасилия становится одной из центральных моментов этической мысли. Термины "консенсус", "компромисс" все больше используются в политике.

Объединительные процессы духовной жизни, как в религиозном, так и в светском вариантах. Это сближение крайне необходимо для доброжелательного поиска взаимоприменяемых ценностей, так как наш мир многообразен и иным, быть не может.

Идущая межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой Культуры. Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур; к расширению международных экономических и культурных контактов. В результате чего нарастает стремление землян к подлинному "братству".

Намечающиеся прорывы в духовной области и в сфере интеллектуального поиска. Идет поиск приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического в освоении реальности. Это особенно важно для конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих все человечество.

Вот такие предпосылки возлагает человечество для преодоление сегодняшних затруднений. Сможет ли оно выжить в ХХI веке - зависит от самого человека и от достижений прогресса человечества. Сейчас мир находится на изломе, на перепутье. Он устремлен к новому глобальному порядку и поэтому необходим выбор дальнейшего пути развития.

Какое будущее ждет человечество? Прошлое уже свершилось, его можно переосмыслить. А будущее никем не запрограммировано. Оно открытая страница.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое человечество? -

2) В чем состоит глобальный кризис наших дней?

З) В чем сущность и содержание глобальных проблем?

4) Попробуйте представить ХХI век. Каким он, по вашему мнению, будет и почему?

Тестовые вопросы по предмету "Основы философии"

1) Философия на русский язык переводится как:

А) любовь ко Вселенной; С) любовь к природе;

В) любовь к человеку; Г) любовь к мудрости.

2) Всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность называется;

А) материей С) развитием

В) движением; В) бытием.

3) Объективная реальность, которая существует независимо от сознания человека, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями называется:

А) отражением; С) движением;

В) бытием; В) материей.

4) Натурфилософия - это:

А) философия культуры; С) философия этики;

В) философия природы; В) философия бытия.

5) Кто разработал и сформулировал три закона диалектики :

А) Маркс; С) Бэкон;

В) Гегель; В) Декарт.

6) Кто первым из философов выделил бытие как категорию:

А) Платон; С) Кант;

В) Парменид; В) Аристотель.

7) Активная деятельность людей, направленная на приобретение знаний называется:

А) мышлением; С) гносеологией;

В) сознанием; В) познанием.

8) Школа Конфуция существовала:

А) в Древней Греции; С) в Древнем Китае.

В) в древней Индии;

9) Природа и человек рассматриваются как творение Бога, эта проблема решается:

А) в Космоцентризме;

В) в теоцентризме;

С) в антропоцентризме.

1О) Психика человека, достигшая стадии развития, при которой он отдает себе отчет о происходящих с ним и вокруг него процессах называется:

А) познанием; С) вниманием;

В) сознанием; В) мышлением.

11) Какой этап истории философии по времени был самым продолжительным:

А) Нового времени; С) Современный;

В) Средневековья; В) Античности.

12) Исторически первый тип мировоззрения:

А) религиозный;

В) философский;

С) мифологический.

1З) Интерес философов к рациональной науке, к познанию появляется в эпоху:

А) Возрождения; С) В современный период;

В) Нового времени; 13) Античности.

14) Кто впервые объединил материализм и диалектику:

А) Бэкон; С) Кант;

В) Маркс; Е) Вольтер;

Д) Платон Ф) Гегель.

А) ислам; С) христианство.

В) буддизм;

16) К чему проявлялся интерес мыслителей в эпоху Возрождения:

А) к человеку: С) к религии;

В) к мифам; Д) к искусству.

17) Какие из приведенных ниже афористических высказываний выражают агностицизм:

А) Чем больше познаем, тем меньше знаем;

В) Нельзя объять необъятное;

С) Чужая душа - потемки.

18) Каких философов называют идеалистами:

А) которые признают лишь существование идеальных образований;

В) которые руководствуются в жизни высшими идеалами;

С) которые утверждают, что сознание первично, а материя вторично;

В) которые утверждают, что мир непознаваем. 19) Выделите формы чувственного познания:

А) понятие; С) умозаключение;

В) ощущение; В) представление.

19) Выделите формы чувственного познания:

А) понятие С) умозаключение

В) ощущение Д) представление

20) Наука о познании называется:

А) аксиологией; С) онтологией;

В) логикой; 13) гносеологией.

21) Чем является Античность для эпохи Возрождения:

В) судьей;

22) Какие из указанных ниже признаков не характерны для научной теории :

А) системность; С) завершенность;

В) Проверяемость; В) рациональность.

23) Укажите несуществующий атрибут материи:

А) движение; 13) структурность;

В) время; Е) размещение;

С) отражение; Р) пространство.

24) Укажите правильное суждение:

А) Истина - это то, что просто и экономно описывает опыт;

В) Истина - это знание, с которым все согласны;

С) Истина - это правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества.

Глобальные проблемы - это многоаспектная сфера исследований, которые могут осуществляться по разным иногда достаточно сильно расходящимся направлениям. Например, они могут рассматриваться в медицине и экономической теории, в рамках демографии, социологии и политологии. Каждая из перечисленных дисциплин найдет здесь свой собственный предмет изучения. При этом, каждая из дисциплин, концентрируясь на своем частном аспекте, вынуждена прямо или косвенно уходить от анализа фактов и процессов, которые могут иметь значение, но объективно относятся к ведению других научных дисциплин. Осознание необходимости целостного научного подхода применительно к рассматриваемой сфере нашла свое воплощение в возникновении и развитии глобалистики.

Глобалистика - междисциплинарная сфера научного знания, направленная на изучение сущности, основных тенденций и причин возникновения проблем, имеющих общепланетарный, общечеловеческий характер.

Традиционно возникновение глобалистики относят ко второй половине XX столетия. Впрочем, иногда ее истоки усматривают в трудах Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834), английского ученого-демогра- фа и экономиста. Мальтус стал создателем оригинальной теории народонаселения, в рамках которой утверждалось, что численность народонаселения растет в геометрической прогрессии, тогда как средства к существованию лишь в арифметической. Он так же был сторонником уже сформулированного до него закона убывающего плодородия почвы, согласно которому прогресс техники и технологии обработки почв не способен компенсировать расход полезных веществ, содержащихся в почве, и следовательно остановить процесс ее деградации. Впрочем, высказывая эти взгляды, которые вновь становятся до некоторой степени популярными в развивающихся странах, сам Мальтус не поднимался до уровня глобальных обобщений.

Подлинное начало в разработке глобалистики и изучении глобальных проблем современности положили доклады Римского клуба (год создания - 1968). Римский клуб - международная общественная организация, объединяет представителей международной финансовой и научной элиты. В настоящее время опубликовано и доступно для свободного обсуждения более тридцати докладов. Однако наиболее громкий резонанс имели именно два первых - доклад Денниса Медоуза «Пределы роста» (1972 г.), в основу которого была положена методика моделирования, разработанная Джеем Форрестером в его книге «Мировая динамика», и доклад М. Месарович и Э. Пестеля «Человечество на перепутье» (1974). Именно в этих докладах, вызвавших громкий международный резонанс, впервые был высказан ряд положений, сохраняющих свою силу до наших дней. Они впервые, опираясь на данные математического моделирования на ЭВМ, поставили под вопрос современную модель развития человеческой цивилизации. Было указано на конечные пределы роста в связи с ограниченностью природных и иных ресурсов, находящихся в нашем распоряжении на планете.

Естественным результатом развернувшейся в дальнейшем дискуссии и критики предложенных подходов стал заметный рост внимания к методологическим и мировоззренческим аспектам моделирования и прогнозирования развития цивилизации, разработка которых является сугубой компетенцией философии.

Методологические основы изучения глобальных проблем современности заложены в диалектике и могут быть описаны через систему основных диалектических принципов (рис. 2).

Рис. 2.

Принцип всеобщей связи играет ключевую роль в осмыслении и трактовке глобальных проблем. Все объекты, явления и процессы, так или иначе, включены во множество взаимосвязей, учесть взаимное влияние которых далеко не всегда представляется возможным. Глобальные проблемы не представляют исключения. Выделяют прямые и косвенные связи. Так, проблема рационального использования природных ресурсов не может быть решена вне отказа от продолжающейся гонки вооружений. Между этими двумя проблемами прослеживается наличие прямой связи. В то же время взаимосвязь между гонкой вооружений в наиболее развитых странах и голодом в наименее развитых оказывается не столь очевидна. Между тем, она существует. Производство вооружений сопровождается гигантскими затратами на добычу и переработку природных ресурсов, расходом энергии, ведет к увеличению промышленных и тепловых выбросов в атмосферу, явлениям глобального потепления, снижению количества осадков и деградации почвы в странах южнее Экватора. В результате, складывается ситуация нехватки продовольствия и хронического голода в десятках стран Азии и Африки. В этом случае нельзя говорить о наличии прямых пространственно-временных связей между указанными проблемами. Связь здесь имеет косвенный характер.

Принцип системности означает, что окружающий нас мир представляет единую упорядоченную систему. Существующие в современном мире взаимосвязи могут быть представлены в виде некоей иерархической структуры, где каждая из глобальных проблем занимает свое собственное место, соотносясь в этом качестве с иными проблемами, как глобального, регионального, так и локального уровня. По степени значимости на первое место следует поставить угрозу термоядерной войны и глобальной экологический кризис. Именно эти две позиции определяют все остальные параметры выживания человечества на планете.

Уже сам по себе накопленный ракетно-ядерный потенциал представляет потенциальную угрозу. Даже локальное применение ядерно- го оружия способно привести к необратимым изменениям в климате планеты и негативным последствиям для всего живого. Непрерывное нарастание техногенного давления на биосферу так же объективно представляет равнозначную опасность. Разница между первым и вторым заключается в механизме реализации угрозы, которую представляют эти глобальные проблемы для человечества. Так, термоядерный конфликт может быть одномоментным, протекать считанные минуты, а его последствия оказались бы резко и наглядно катастрофичными даже на уровне обыденного сознания. Наоборот, экологический кризис развертывается в длительной временной перспективе, характеризуется скрытым кумулятивным эффектом, а его отдельные многочисленные параметры, взятые в отдельности и безотносительно к ситуации в целом, не дают полного представления о грозящей опасности.

Принцип причинности означает, что относительно каждой конкретной проблемы, группы проблем, глобальных проблем в целом может быть вычленен комплекс причин, которыми обусловлено, как их возникновение, так и последующее усиление, исходящей от них опасности. Верно то, что одна и та же причина может лежать в основе ряда проблем, как и обратный процесс, когда в основе отдельно взятой проблемы обнаруживается действие множества различного рода факторов. Посмотрим, как это выглядит на практике.

Геополитическое соперничество ведущих мировых держав выражается в гонке вооружений, обострении борьбы за сырьевые, в особенности, энергетические ресурсы, а, в конечном итоге, усилении давления на окружающую среду. В свою очередь, современная экологическая ситуация не может быть объяснена всецело в терминах непрекращающего- ся научно-технического прогресса, даже если этот фактор оказывается основополагающим. Проблемы демографии и воспроизводства населения в развивающихся странах обусловлены бедностью, неграмотностью и низким уровнем культуры населения, непрекращающимися этническими и религиозными конфликтами, перерастающими в локальные и даже региональные войны, которые нередко оказываются скрытой формой борьбы за сырьевые ресурсы. Весь этот комплекс взаимообусловленных причин означает, что ни одна глобальная проблема не может рассматриваться в отрыве от других, оказывающих на нее прямое либо косвенное воздействие.

Принцип всеобщего развития применительно к глобальным проблемам означает необходимость учета разновекторности процессов в окружающем мире. При этом нельзя ограничиваться лишь сферой представлений о развитии общества как такового. Обычно принято говорить о процессе социальных, политических, экономических изменений. Однако на деле все они объективно встроены в механизм саморегуляции биосферы как целого. Очевидно, что в биосфере нашей планеты протекают не только адаптивные процессы, которые направлены на усвоение техногенных вызовов, исходящих от современной цивилизации. Сама биосфера - это развивающийся организм, о котором наука все еще очень мало знает.

Характерным примером того, что в биосфере непрерывно фиксируются изменения разнообразных параметров, включая те, которые современному человеку представляются нормой, может служить малый ледниковый период, действие которого приходится на XIV - XIX вв. Период глобального относительно похолодания, наиболее очевидно проявившийся в устойчиво низких среднегодовых температурах, коротком и холодном лете, ранней продолжительной студеной зиме, свидетельствует о наличии циклических колебаний, которые современная наука не может до конца объяснить. Не исключено, что начавшийся в XX в. период глобального потепления может быть в значительной степени связан не только с антропогенной деятельностью человечества.

Принцип историзма означает, что для понимания сущности глобальных проблем, они должны рассматриваться в динамике развертывания, а именно: как и почему они начали складываться, как проявлялось их действие на ранних стадиях, с чем связано обострение глобальных проблем в наше время, каковы возможные угрозы в сравнительно недалеком и более отдаленном будущем.

Принцип историзма дает представление о том, каким образом со временем происходит превращение региональных проблем в глобальные. Он оказывается важен сегодня, поскольку позволяет увидеть в некоторых тенденциях локального уровня возможные варианты их развития с возможностью обретения ими глобального характера. В качестве примера можно указать на миграционные процессы, которые на ряде континентов из разряда локальных уже вышли на региональный уровень (основные потоки: из Африки, стран Ближнего и Среднего Востока в Европу; из стран Латинской Америки в Соединенные Штаты; из стран Юго-Восточной Азии в США и Австралию).

Подводя итог сказанному, отметим, что изучение глобальных проблем базируется не на отдельных принципах, но их системе, сложившейся в рамках диалектики как философской методологии познания. Методология в свою очередь выступает необходимым условием формирования мировоззренческого компонента.

Мировоззренческий компонент в трактовке глобальных проблем современности наиболее наглядно проявляется через динамику и последовательную смену основных форм, посредством которых философы описывают картину мира, положение человека и характер его взаимоотношений с природой и обществом. В отечественной философской традиции сложилось собственное понимание взаимозависимости между мировоззрением и уровнем развития предметной практики человека. Отражением этого процесса стала формула: космизм - антропоцентризм - антропокосмизм. Термин антропокосмизм был введен в философский оборот советским ученым-естествоиспытателем Н.Г. Холодным. В своей книге «Мысли натуралиста о природе и человеке» (1944 г.) он подверг критике антропоцентризм как мировоззрение, которое несет ответственность за остроту проблем, с которыми человечество столкнулось уже в двадцатом столетии. Применительно к рассматриваемой нами проблеме движение мысли и ее применение на практике может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 3).


Рис. 3.

Космизм как исходная мировоззренческая установка, отражающая особенности взглядов человека на окружающий мир в эпоху античности, пронизывает собою всю сферу духовной жизни общества (религия, мораль, право, искусство) и находит воплощение в практической деятельности. Достаточно низкий уровень орудийной практики, невозможность логически последовательным путем объяснить характер природных явлений и процессов, проявлялись в том, что человек не только не выделяет себя из окружающей природы, но испытывает мистический страх перед невозможностью объяснить естественную суть происходящего, тем более, совладать с грозными стихийными силами природы.

Поддержание изначальной гармонии с природой было единственно возможной установкой для сознания человека того периода. Оно достигалось, как посредством мифологических форм, так и путем натурфилософских построений. Впрочем, космизм как изначальная установка сознания и практики не стал препятствием к развитию экологически кризисных явлений антропогенного происхождения во всем средиземноморском бассейне. Многие ученые-историки и экологи сходятся во мнении, что именно в эпоху античной классики острая потребность в корабельной древесине привела к почти повсеместному уничтожению прибрежных лесов.

Антропоцентризм как философско-религиозная установка зарождается уже в эпоху античности, усиливается с появлением христианства и приобретает особенное значение в Новое время в связи с формированием классического научного знания и последующим усилением его прикладной значимости. По мнению Н.Г. Холодного суть антропоцентризма может быть выражена словами: «Человек есть центр

Вселенной» . Для него как одной из исторических форм мировоззрения характерны следующие черты:

  • убежденность в том, что человек есть существо особого рода, высшее в сравнении с другими живыми существами;
  • положение, согласно которому весь порожденный мир предназначен для удовлетворения многообразных потребностей человека;
  • взгляд на человека и человечество как прообраз обретения высшего сверхъестественного бытия, связанного с практическим осуществлением божественного замысла;
  • уверенность, что раскрытие внутреннего духовного мира человека есть ключ к пониманию внешней природы, законов и явлений мироздания.

По мнению Н.Г. Холодного, на смену антропоцентризму должен прийти антропокосмизм, представляющий собою возвращение к изначальному космизму, но на принципиально ином более высоком уровне. Антропокосмизм предполагает изменение ценностных установок современной цивилизации:

  • осознание неразрывной связи человеческой природы с живой природой нашей планеты, биосферой Земли;
  • постепенный переход от чисто потребительского подхода к более сбалансированным отношениям в рамках единой системы «общество - природа»;
  • понимание места человека в стихийном природном эволюционном процессе и его новой роли как фактора последующей эволюции природы на нашей планете и окружающем космическом пространстве.

Мировоззренческий смысл антропокосмизма в изменении прежних ценностных установок в сознании и практической деятельности человечества. В этом Н.Г. Холодный близок к идее превращения биосферы в ноосферу, по поводу которой его старший современник

B. И. Вернадский писал, что ее «перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготовлялись эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет» . В этом случае человечество, овладевшее научным знанием, рассматривается не как вершина эволюционного процесса, но фактор его дальнейшего развития.

Подводя итог сказанному, отметим особую роль, которую выполняет философская методология по отношению к другим научным дисциплинам и научному знанию в целом в изучении глобальных проблем. С другой стороны, именно философия ответственна за выработку единой научной картины мира, базирующейся на устойчивых мировоззренческих основаниях. Методологическая и мировоззренческая функции философии позволяют сформировать представление о причинах возникновения глобальных проблем современности, основных факторах, ведущих к их обострению, путях и способах выхода из этой ситуации.

  • Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Избр. тр. Киев, 1982. C. 176.
  • Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 28.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: