У какой профессии интенсивный напряженный ритм работы. Профессиональное самоопределение Составитель: А.В. Гилёва. Воздействие на организм человека

В свершении любого трудового процесса участвуют различные элементы, основные из которых представлены на рисунке 2.1.6.

Рисунок 2.1.6– Элементы трудового процесса

Каждый из указанных элементов оказывает влияние как на сам процесс, так и на его безопасность. Объектом деятельности является материал, который должен получить новую форму, новые свойства и превратиться в продукт деятельности. Но не всякий труд непосредственно связан с созданием материальных ценностей. Например, преподаватели, обучая рабочих, врачи, внедряя оздоровительные мероприятия, способствуют повышению производительности труда, снижению заболеваемости, а, следовательно, косвенно участвуют в сфере производства.


Принято условно делить труд на физический и умственный. Физический труд характеризуется его тяжестью. Физическая работа может быть статической и динамической. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Статическая работа характеризуется произведением массы груза на длительность его удержания и считается более утомительной по сравнению с динамической работой.

Умственный труд характеризуется его напряженностью. Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. К физиологическим показателям оценки напряженности труда относят:

Частоту сердцебиений (недопустимо превышение допустимого значения более чем на 28 ударов в 1 мин);

Ритмичность сердцебиений;

Артериальное давление (недопустимо превышение верхней границы более чем на 30 мм рт. ст., нижней - на 15 мм рт. ст.);

Частота дыхания, которая не должна быть выше значения частоты дыхания в состоянии покоя (от 7 до 22) более чем на 30 циклов в минуту. В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда:

Рисунок 2.1.7– Виды трудовой деятельности

· Формы труда, требующие значительной мышечной энергии - Ручной труд – вид трудовых операций без применения механизированных средств, требует повышенных энергозатрат от работника(4000-6000 ккал), вредные производственные факторы действуют на работника интенсивно, т.к. он находится в эпицентре их генерации. Экономически не эффективен;

· Механизированные формы труда – энергозатраты 3000-4000 ккал/сут, в условиях механизированного пр-ва наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются дистальные отделы конечностей, отмечается монотонность труда; Механизированный труд бывает:

- комплексно- механизированный – основные и вспомогательные процессы выполняются машинами и механизмами и вредными производственными факторами являются шум, пыль, вибрация и т.д.;

- механизированный – неполная механизация;

-механизировано-ручной – механизировано-ручные пневмо- и электроинструменты.

· Формы, связанные с частично автоматизированным производство м – человек исключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, человек обслуживает механизмы и управляет электронной техникой. Особенности этого вида: монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность;

Автоматизированный труд подразделяется на:

- комплексно-автоматизированный – управление осуществляется с дистанционных щитов и пультов управления. Основной вред - нервно-психические перегрузки;

- автоматизированное производство управление с пультов, но они находятся не изолированно (как в предыдущем случае), а в цехе рядом с оборудованием. Вредные факторы, характерные для данного производства: химические вещества, пыль и т.д. Преимущество этого вида труда в сокращении числа работников на вредных производствах.

· Групповые формы труда – конвейер: разделение общего процесса на конкретные операции, синхронность работы, монотонность, которая выражается в преждевременной усталости и нервном истощении, снижается возбудимость анализаторов, внимание, уменьшается скорость реакции;

· Формы интеллектуального труда – физические нагрузки минимальны, происходит мобилизация памяти, внимания, развивается гипокенезия - снижение двигательной активности, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. К интеллектуальному труду относятся:операторский труд; управленческий; творческий; труд преподавателей, торговых, медицинских работников и работников сферы услуг; труд учащихся и студентов.

Все работы согласно Санитарным правилам и нормам (СанПиН) 2.2.4.548-96 в зависимости от интенсивности общих энергозатрат организма делят на три категории тяжести:

Ia - работы с интенсивностью энергозатрат до 120ккал/ч (до 139 Вт), производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением (на предприятиях точного приборо- и машиностроения, на часовом, швейном производствах, в сфере управления и т. п.);

- работы с интенсивностью энергозатрат 121...150ккал/ч (140...174 Вт), производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (в полиграфической промышленности, на предприятиях связи, контролеры, мастера на производствах и т. п.);

IIа - работы с интенсивностью энергозатрат 151...200ккал/ч (175...232 Вт), связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, на прядильно-ткацком производстве и т. п.);

IIб - работы с интенсивностью энергозатрат 201...250 ккал/ч (233...290 Вт), связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (в механизированных, литейных, прокатных, кузнечных, термических, сварочных цехах машиностроительных и металлургических предприятий и т. п.);

III - работы с интенсивностью энергозатрат более 250 ккал/ч (более 290 Вт), связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10кг) тяжестей и требующие больших физических усилий (в кузнечных цехах с ручной ковкой, литейных цехах с ручной набивкой и заливкой опок машиностроительных и металлургических предприятий и т. п.).

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5... 11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц, рабочих, обслуживающих автоматы) –11,3...12,5 МДж; для работников, выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), –12,5...15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов, грузчиков), –16,3...18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5–10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя–на 10...25 %, при вынужденной неудобной позе–на 40...50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15...20 % общего обмена в организме (масса мозга составляет 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией на 94 %, у операторов вычислительных машин на 60... 100 %.

Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии. Энергозатраты зависят от условий трудовой деятельности. В нашей стране существует гигиеническая классификация труда в основу которой положены факторы производственной среды, трудового процесса и степень их влияния на здоровье и работоспособность людей. Она включает в себя четыре класса (рис. 2.1.8).

Условия деятельности по уровню риска гибели человека могут быть классифицированы в зависимости от величины рисков , относящихся к одному человеку в течение года – индивидуальный летальный риск (таблица 2.1.4). Предельно допустимой величиной остаточного индивидуального риска принято считать 1·10 -6 , что закреплено в законодательстве ряда стран и используется при экспертизе различных технических систем по уровню риска. Если результат расчетов превосходит указанную величину, то в проект должны быть внесены соответствующие изменения, направленные на снижение риска.

1. Дорисуй стрелки на схеме. Красным цветом обозначь наиболее важные связи, синим — менее важные, чёрным — те, что мешают на пути к успеху.

Красные стрелки - настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, желание узнавать что-то новое, напористость, усердие, удача, честность.

Синие стрелки - требовательность, умение сочувствовать, тактичность.

Черная стрелка - неуступчивость.

2. Объясни, какая связь существует между словами «успеть» и «успех».

Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.

Успеть - 1) в нужное время, в срок сделать что-либо, прибыть куда-либо; 2) достигнуть успеха, добиться чего-либо.

Успех - сам процесс, успеть - результат процесса.

3. В рамочки вклей фотографии, рисунки и коллажи, иллюстрирующие твое представление о жиненном успехе.

4. В сказке Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья» рассказывается о том, как фея Счастья и фея Печали поспорили, что приносят людям калоши счастья.

Фея Счастья утверждала, что калоши обладают замечательным свойством: того, кто их наденет, они смогут мгновенно перенести в любое место и любую эпоху, и от этого он почувствует себя совершенно счастливым.

Фея Печали утверждала, что обладатель калош счастья будет самым несчастным человеком на земле и благословит ту минуту, когда избавится от этих калош.

Чью сторону в споре займёшь ты? Напиши, для чего тебе нужны калоши счастья.


Займу сторону феи печали, т. к. такие калоши нужны не для путешествий, а для того, чтобы получить значимое счастье.

В чём ты согласен с феями? В чём готов с ними поспорить?

Я согласен с феей Счастья в том, что путешествовать это хорошо, но невозможно все время проводить в путешествии, необходимо заниматься и другими делами, иначе путешествовать наскучит, и не будет приносить счастья.

5. Заполни таблицу и сделай вывод из представленной в ней информации.

6. Придумай басню, мораль которой уже сформулировал И. А. Крылов: «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешен был конец».

У всякого талант есть свой; Но часто, на успех прельщаясь чужой, Хватается за то иной, В чем он совсем не годен. А мой совет такой: Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. Какой-то смолоду Скворец Так петь щегленком научился, Как будто бы щегленком сам родился. Игривым голоском весь лес он веселил, И всякий Скворушку хвалил. Иной бы был такой доволен частью; Но Скворушка услышь, что хвалят соловья, - А Скворушка завистлив был, к несчастью, - И думает: "Постойте же, друзья, Спою не хуже я И соловьиным ладом". И подлинно запел, Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То непутем Мяукал он котенком; И, словом, разогнал всех птиц своим пеньем. Мой милый Скворушка, ну что за прибыль в том? Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем.

7. Используя уже имеющиеся буквы, разгадай кроссворд, в котором зашифрованы качества личности, необходимые для достижения жизненного успеха.


8. Напиши короткий рассказ на тему «Кем я хочу стать».

Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Надо много и упорно учиться, чтобы стать капитаном дальнего плавания. я уже сейчас готовлюсь к этой профессии: изучаю карту, читаю литературу о великих мореплавателях и географических открытиях. Мой любимый герой капитан Немо Жюля Верна. На моей книжной полке много и технической литературы. я много читаю о парусных судах, о современных гражданских и военных судах. Очень интересным является подводный флот. У подводников очень сложная техника, им приходится служить в трудных условиях, но они видят самые глубины океана. Но капитан должен знать не только географию. На современных кораблях установлены сложнейшие приборы, чтобы ими управлять, нужно знать математику, физику, биологию. Для этого нужно получить основы знаний в школе, а затем учиться дальше. Я обязательно выучусь на капитана, буду бороздить мировой океан.

«Правила успешного человека» - Пять качеств успешного человека. Хорошие результаты в работе, учебе. Общественное признание. ! Коммуникабельность. (словарь Ожегова). ! Креативность. ! Ответственность. ! Уверенность. Каждый имеет возможность высказаться. Успех. Учитываются все мнения и предложения. Я просил мудрости... А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

«Успешные люди» - Бизнес- встречи с партнерами. Продажа подарочных сертификатов. Подарочные сертификаты. Хорошее здоровье и питание. Международный клуб успешных людей «интеральянс». Выберите любую форму оплаты. Схема продвижения услуг клуба. Другие услуги. Скидки. Чем же выгодно Вы будете отличаться от многих других людей?

«Ситуация успеха» - Ситуация успеха. В основе ожидания успеха. Ситуация успеха может и должна подкрепляться изо дня в день! Демонстрируйте детям полное доверие. Успех может быть. Задача состоит в том, чтобы. Ситуация успеха –. У. Глассер, американский психолог. Хорошо узнайте самого себя. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха.

«Формула успеха» - Какие качества мешают мне достигать успеха в школе? Формула успеха. Группа «Успешные люди нашего края». Группа «Психологи». Желаем вам… Вперёд, к удаче! Группа «Знаменитости». или Кто как учился. Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть. Учиться, т.к. в настоящее время без образования трудно пробиться в жизни.

«Пути достижения успеха» - Примеры миссий. Путь к успеху. Билл Гейтс. Притча. Философия компании. Стивен Пол Джобс. Стивен Кови. Правила формулировки миссии. Миссия агентства "Роспечать". Производство программного обеспечения. Формулировка миссии. Текст миссии. Генри Форд. Успех. Миссия транспортной компании. Успешные люди.

«Успех» - Выделяют пять основных мотивов учения. Вывод: только успех поддерживает интерес ученика к учению. Типы ситуаций успеха. Радость познания. Мотивация. Сотрудничество учителя с учащимся. Успех. Сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределе-ния учащихся. Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное воздействие на изменение функционального состояния организма человека. Многообразие форм трудовой деятельности делится на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется, в первую очередь, повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Физическое напряжение организма при выполнении трудовой деятельности может быть обусловлено преимущественно выполнением или физической работы, или нагрузками на центральную нервную систему. В зависимости от этого труд характеризуется тяжестью или напряженностью.

Подобное разделение труда (на тяжелый или напряженный) условно, т.к. физический труд обязательно сопровождается нагрузкой на ЦНС и наоборот, интеллектуальная работа - мышечным компонентом (например, поддержание рабочей позы).

2. Значение напряженности труда

Важной основой профессионального отбора по психофизиологическим показателям служат особенности функций органов чувств, в частности физиологические признаки, связанные с порогами чувствительности анализаторных систем организма человека, к которым профессией предъявляются специфические требования.

Таким образом, в основу подбора людей на конкретные профессии должны быть положены основные свойства нервных процессов, которые мало изменяются в течение жизни человека, и в особенности функций органов чувств.

Профессиональный психофизиологический отбор – это система мероприятий, направленных на выявление людей с определенными уровнями развития психофизиологических качеств, которые наиболее полно соответствуют требованиям конкретных специальностей.

Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на ЦНС, т.е. определяется нервным, психоэмоциональным напряжением, длительностью и интенсивностью интеллектуальной нагрузки.

Напряженность труда является одним из психофизиологических факторов профессионального отбора и характеризуется эмоциональной нагрузкой

на организм при труде, требующем интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели.

Для того чтобы правильно подобрать человека на конкретное рабочее место, нужно знать нагрузку, которой он может подвергнуться, а для её определения необходимо провести оценку условий труда.

Для оценки напряженности трудового процесса используют “Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса “Руководство Р 2.2.755-99”.

При проведении оценки напряженности труда учитывают следующие показатели: интеллектуальные нагрузки, сенсорные нагрузки, нагрузки на зрительный анализатор, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

По показателям напряженности трудового процесса выделяют три класса условий труда:

    класс 1 - оптимальный (напряженность труда легкой степени) - условия труда, которые обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.

    класс 2 - допустимый (напряженность труда средней степени) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомство.

    класс 3 - напряженный труд - условия труда, которые характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятные воздействия на организм работающего и (или) его потомство.

Напряженный труд (класс 3) подразделяется на три степени:

    класс 3.1 - характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания;

    класс 3.2 - определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, появлению начальных признаков профессиональной патологии;

    класс 3.3 - характеризуется воздействием уровней вредных факторов, приводящим, как правило, к развитию профессиональной патологии, росту хронической патологии, повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

При проведении аттестации рабочего места по напряженности рекомендована методика, изложенная в п. 3.

Вопрос 1. Дорисуй стрелки на схеме. Красным цветом обозначь наиболее важные связи, синим - менее важные, чёрным - те, что мешают на пути к успеху.

Красные стрелки – настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, желание узнавать что-то новое, напористость, усердие, удача, честность.

Синие стрелки – требовательность, умение сочувствовать, тактичность.

Черная стрелка – неуступчивость.

Вопрос 2. Объясни, какая связь существует между словами «успеть» и «успех».

Успех - достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.

Успеть - 1) в нужное время, в срок сделать что-либо, прибыть куда-либо; 2) достигнуть успеха, добиться чего-либо.

Успех - сам процесс, успеть - результат процесса.

Вопрос 4. В сказке Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья» рассказывается о том, как фея Счастья и фея Печали поспорили, что приносят людям калоши счастья.

Фея Счастья утверждала, что калоши обладают замечательным свойством: того, кто их наденет, они смогут мгновенно перенести в любое место и любую эпоху, и от этого он почувствует себя совершенно счастливым.

Фея Печали утверждала, что обладатель калош счастья будет самым несчастным человеком на земле и благословит ту минуту, когда избавится от этих калош.

Чью сторону в споре займёшь ты? Напиши, для чего тебе нужны калоши счастья.

Займу сторону феи печали, т. к. такие калоши нужны не для путешествий, а для того, чтобы получить значимое счастье.

В чём ты согласен с феями? В чём готов с ними поспорить?

Я согласен с феей Счастья в том, что путешествовать это хорошо, но невозможно все время проводить в путешествии, необходимо заниматься и другими делами, иначе путешествовать наскучит, и не будет приносить счастья.

Вопрос 5. Заполни таблицу и сделай вывод из представленной в ней информации.

Интенсивный, напряжённый ритм работы - врач

Шум и вибрация - строитель

Продолжительное пребывание на жаре или в холоде, на открытом воздухе - пахарь, погонщик скота

Длительная нагрузка на зрение - ай-ти менеджер, офисный работник

Необходимость работать в ночное время – дежурный, охранник

Повышенная опасность травматизельное нахождение на ногах - тренер

Различные виды деятельности пома - пожарные, полицейские

Физические нагрузки, продолжит-разному воздействуют на здоровье, нет такой работы которая бы была полезна на 100%. Следовательно, необходимо отдыхать и делать перерывы в работе и по возможности менять деятельность.

Вопрос 6. Придумай басню, мораль которой уже сформулировал И. А. Крылов: «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешен был конец».

У всякого талант есть свой; Но часто, на успех прельщаясь чужой, Хватается за то иной, В чем он совсем не годен. А мой совет такой: Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. Какой-то смолоду Скворец Так петь щегленком научился, Как будто бы щегленком сам родился. Игривым голоском весь лес он веселил, И всякий Скворушку хвалил. Иной бы был такой доволен частью; Но Скворушка услышь, что хвалят соловья, - А Скворушка завистлив был, к несчастью, - И думает: "Постойте же, друзья, Спою не хуже я И соловьиным ладом". И подлинно запел, Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То непутем Мяукал он котенком; И, словом, разогнал всех птиц своим пеньем. Мой милый Скворушка, ну что за прибыль в том? Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем.

Вопрос 7. Используя уже имеющиеся буквы, разгадай кроссворд, в котором зашифрованы качества личности, необходимые для достижения жизненного успеха.

По горизонтали: 1 – способность, 2 – талант, 3 – интерес, 4 – характер.

По вертикали: 1 – темперамент

Вопрос 8. Напиши короткий рассказ на тему «Кем я хочу стать».

Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Надо много и упорно учиться, чтобы стать капитаном дальнего плавания. я уже сейчас готовлюсь к этой профессии: изучаю карту, читаю литературу о великих мореплавателях и географических открытиях. Мой любимый герой капитан Немо Жюля Верна. На моей книжной полке много и технической литературы. я много читаю о парусных судах, о современных гражданских и военных судах. Очень интересным является подводный флот. У подводников очень сложная техника, им приходится служить в трудных условиях, но они видят самые глубины океана. Но капитан должен знать не только географию. На современных кораблях установлены сложнейшие приборы, чтобы ими управлять, нужно знать математику, физику, биологию. Для этого нужно получить основы знаний в школе, а затем учиться дальше. Я обязательно выучусь на капитана, буду бороздить мировой океан.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: